В музее Кусково проходит выставка, под названием «Vetro artistico. Венецианское стекло». Выставка посвящена искусству венецианского стеклоделия, история которого насчитывает уже более тысячи лет. Самая крупная музейная коллекция венецианского стекла в России - коллекция музея керамики в Кусково - позволяет отразить самые важные этапы развития этого искусства и продемонстрировать произведения в разнообразных техниках изготовления и декорирования, принесших славу мастерам Венеции. Включающая в себя около 80 предметов, она впервые представлена на выставке в полном объеме.
Подставка для бутылок с маслом и уксусом. Вторая половина XVIII века.
Стекло бесцветное, роспись золотом.
В XVIII веке одно из центральных мест на столе занимали держатели для масла и уксуса, часто сопровождаемые различными мисками с очень сложными ручками. В Венеции это называлось «sortu», термин, произведенный от французского «surtout de table» (настольное украшение парадного стола), который, обозначал сложный декоративный центральный элемент.
Венецианское стекло замечательно своей тонкостью, прозрачностью, хрупкостью и виртуозными приемами декорирования. Оно относится к типу мягкого содового (натриевого) стекла, компонентами которого были чистейший кварцевый песок (оксид кремния), сода (карбонат натрия) и известь (окись кальция).
Бокал. XVII в. Стекло бесцветное и цвета морской волны, гутное выдувание.
Гутное стекло - изделия, сделанные мастером вручную из стекла в горячем состоянии с использованием соответствующей технологии непосредственно около стекловаренной печи. Гутное производство стекла уже несколько тысячелетий - главнейшая технология изготовления стекла с использованием его пластичности и податливости к выдуванию. Гута - в переводе с немецкого языка означает "горный завод" или "печь". Возможно, что есть более древнее происхождение - от латинского слова "капля". Так называли в Европе стекольные производства. В современном значении гута - часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла и производство стеклянных изделий.
Кувшинчик. XVII в. Стекло опаловое, гутное выдувание, позолота.
Есть археологические свидетельства производства стекла на острове Торчелло в Венецианской лагуне еще в седьмом-восьмом веках. В 1224 году в Венеции создаётся гильдия стеклоделов, постепенно складывается система изготовления стекла по отраслям. Первоначально все мастерские находились на территории Венеции. В XIII веке в Венеции уже существовало несколько успешных стекольных фирм, из-за которых в городе часто бушевали пожары. В связи с этим в 1291 году власти Венеции издали указ о выселении всех стеклодувов из города. Артельщики были выселены на пять островов рядом с материком под общим названием Мурано. Именно на этих островах мастера смогли отточить до совершенства свои основные техники.
Стакан. XVIII в. Стекло бесцветное, синее, оранжево-розового оттенка, глушёное молочное, гутное выдувание, филигрань (тип ретортоли - «a retortoli»).
Филигранью называется тонкий узор из цветных стеклянных нитей, которым декорировались изделия из стекла при их выдувании и формовании. Это один из самых сложных способов декорирования, известный еще в Древнем Египте и Риме. Основой техники являются трубочки из секла, которые могут быть как прямыми, то есть, протянутыми параллельно, так и переплетающимися между собой. Суть этой техники заключается в предварительном изготовлении молочно-белых жгутов, которые устанавливаются в пустотелом стакане - вдоль рифленых стенок. Затем этот стакан вдувается «баночка» - стеклянный пузырь, заготовка будущего изделия. Дротики вплавляются и полностью закатываются, утопляются в стеки «баночки», после чего набирается еще один, наружный слой стекла. При выдувании изделия белые дротики растягиваются и образуются тонкие молочные нити, «неизвестно как оказавшиеся» между стенок сосуда - вазы или блюда. При выдувании с вращением нити спирально закручиваются. Существует полуфилигрань, сетчатая филигрань («a reticello»), спиралевидная филигрань («a retortoli») с 1527 года (изобретена братьями Серена).
Сосуд. XVIII в. Стекло бесцветное, цвета морской волны, глушеное молочное и розово, гутное выдувание,
декор «a fili pettinati a festoni».
«Перистое стекло» или «стекло с фестонами» («a fili pettinati a festoni») Используется с конца XVII века. На поверхность выдутого изделия накладывают стеклянные нити и обрабатывают их металлическим инструментом с наконечником в виде крючка, создавая узор в виде волн, перьев или фестонов. После этого изделие снова нагревают и выдувают так, что его поверхность становится абсолютно гладкой.
Вазочки. Кон XVI в. Стекло марганцевое, бесцветное, гутное выдувание.
В конце XIV века была получена рецептура окрашивания стекла в синий, фиолетовый, зеленый цвета. Фиолетовое стекло, которое называли аметистовым (vetra viola или pavonazzo) создавали с помощью введения как красящего вещества оксида марганца.
«В середине XV века, в 1454 году, был вновь издан закон о мастерах перебежчиках. Закон этот настолько характерен, является такой яркой иллюстрацией своего времени, что его стоит привести полностью:
«Если какой-нибудь рабочий или мастер перенесет свое искусство из Венеции в другие места к ущербу республики, ему будет послан приказ вернуться».
«Если он не повинуется, будут заключены в тюрьму лица наиболее ему близкие, чтобы этим принудить его к повиновению».
«Если он повинуется, прошлое ему будет прощено и ему будет устроена мастерская в Венеции».
«Если, несмотря на заключение в тюрьму его родственников, он будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним вслед будет отправлен агент, которому будет поручено убить его».
«После его смерти, его родные будут выпущены из тюрьмы».
Не у всякого, понятно, могло хватить смелости идти наперекор таким постановлениям. И нам доподлинно известно, что эти угрозы не оставались мертвой буквой. То и дело в Италии и Германии находили мертвыми венецианских мастеров, оставивших родину и казненных по приказанию Совета Десяти. Еще во второй половине XVII века два венецианских мастера были заколоты на улицах Вены тайными агентами Совета Десяти. Подобное убийство произошло в Вене даже в просвещенный восемнадцатый век, в 1754 году.»
Кубе А. Н. Венецианское стекло. - Петербург, 1923
Сосуды. Вторая половина XVII в. Стекла бецветное, синее, зеленое, глушёное молочное, гутное выдувание,
декор «a fili pettinati a festoni».
«В XV веке художественная ценность муранского стекла была уже настолько общепризнана, что изделия Мурано служили обыкновенно подарками, подносимыми дожами владетельным особам, посещавшим Венецию. И вот на этой почве произошел чрезвычайно любопытный и характерный инцидент с германским императором Фридрихом III, посетившим Венецию в 166 году. При встрече дож преподнес императору стеклянную чашу. Император, взяв чашу в руки, высказал свое восхищение и затем, как бы нечаянно уронив ее, заметил, что серебряные сосуды, все-таки, значительно прочнее стеклянных и даже в сломанном виде могут пригодиться. Дож понял намек императора и преподнес ему на следующий день золотую вазу.»
Кубе А. Н. Венецианское стекло. - Петербург, 1923
Ваза. Вторая половина XIX века. Стекло желтое, глушёное молочное, гутное выдувание, филигрань.
«Немецкий монах, фра Фабро, посетивший Мурано в 1484 году, также сожалеет, что столь изумительные произведения искусства, как муранские изделия, изготовляются из столь малоценного материала, то есть стекла.
«14 января 1584 года я посетил вместе с купцами Мурано и возвратился в Венецию на баркасе, с стеклом, которое там купили. Поистине, нигде на свете нельзя найти столь изумительных стеклянных изделий, как те, которые в Мурано выделываются каждый день, и нигде вы не найдете мастеров, умеющих из столь хрупкого материала изготовлять вазы такой поразительной красоты форм, которая их ставит значительно выше золотых и серебряных сосудов и даже тех, которые украшены драгоценными камнями. Если бы они были к тому же столь же прочными, как металлические, стоимость их превышала бы цену золота, но их хрупкость, несмотря на элегантные формы и очаровательный вид, делает их малоценным и дешевым товаром».
Кубе А. Н. Венецианское стекло. - Петербург, 1923
Химический сосуд. Конец XVI в. Стекло дымчатого оттенка, гутное выдувание.
Химический сосуд входи в категорию химического стекла, выпускавшегося в Венеции с XIV века, и составлял часть прибора для дистилляции.
Химический сосуд. Конец XVI в. Стекло дымчатого оттенка, гутное выдувание.
«Например, город Брюж, одолживший в 1480 году сыну Фридриха III, императору Максимилиану, довольно крупную сумму денег, принял от него в виде залога стеклянную муранскую чашу».
Кубе А. Н. Венецианское стекло. - Петербург, 1923
Сосуд. Конец XVII -начало XVIII в. Стекло синее (azzurro), гутное выдувание.
Редкими образцами экспорта венецианского товара в страны Востока являются сосуды для розовой воды. Подобные изделия активно продавались наряду с венецианскими лампами для мечетей. Рецептура окрашивания стеклянной массы во время варки в лазурно0синий цвет была разработана венецианцами в конце XIV века.
Сосуд. Конец XVII -начало XVIII в. Стекло синее (azzurro), гутное выдувание.
«В 1346 году было издано чрезвычайно важное постановление о том, чтобы брак между дочерью муранского мастера и венецианским патрицием считался равным, а потомство, произошедшее от этого брака, сохраняло все права и привилегии патрицианства».
Кубе А. Н. Венецианское стекло. - Петербург, 1923
Декоративная форма в виде лимона. XVIII в. Стекло цветное, выдувание в форму.
Натуралистичные изображения фруктов в XVII -XVIII веках в Венеции производили в больших количествах, украшая столы на праздничных застольях целыми ансамблями из яблок, груш, лимонов, слив. Специфика подобных стеклянных фруктов-обманок определяла повышенное внимание мастера к структуре и деталям объёма, фактуре поверхности произведения. Их выдували в специальную форму, повторяющую и саму фактуру, и размер фруктов.
Декоративная форма в виде лимона. XVIII в. Стекло цветное, выдувание в форму.
Сосуд в форме кораблика. XVII в. Стекло дымчатого оттенка, гутное выдувание, налепы.
В век географических открытий кораблики были невероятно популярны, их называли «маленькое чудо». Стоили они очень дорого и служили драгоценным подарком, предназначались царственным особам. Их могла заказывать в Венеции европейская знать, которая собирала коллекции прекрасного стекла так называемых кабинетах (комнатах редкостей). Фигурные сосуды до середины XVII века оставались привилегией только венецианских мастеров.
Бокал XVIII век. Стекло халцедоновое, распыление золота, гутное выдувание.
Халцедоновое или агатовое стекло - получено в начале XVI, напоминает полудрагоценный камень. Агатовое (мраморное) стекло - одна из разновидностей венецианского стекла, которая состоит из различно расположенных и различно окрашенных слоёв, составляющих узоры, подобные агату или мрамору. Агатовое стекло отличается большим разнообразием окраски и узоров.
Сосуды с крышками, сер XVI в. Стекло агатовое, гутное выдувание.
Агатовое стекло получается следующим образом: на гладком камне рассыпаются разноцветные кусочки стекла, надлежащим образом подобранные по цвету, затем рабочий набирает на трубку некоторое количество обыкновенного бесцветного стекла и катает наборку по камню; цветные осколки при этом пристают к мягкой наборке. Поверх их набирается ещё тонкий слой бесцветного стекла, после чего рабочий из набранной таким образом массы выделывает воронку, внутрь которой его помощник вдувает сравнительно большую наборку молочного (белого или окрашенного) стекла, которая и образует основную массу изделия. Полученная смешанная наборка разогревается и разделывается обычным способом, при этом кусочки цветного стекла, размягчаясь и растягиваясь, образуют по основному фону рисунок, подобный агату или мрамору.
Чаша XVII в. Стекло халцедоновое, выдувание в форму.
Чаша XVII в. Стекло халцедоновое, выдувание в форму.
Фляга. Конец XVI века. Стекло халцедоновое, гутное выдувание, дерево, металл.
В 1797 году французские войска заняли Светлейшую. Республика пала, вместе с ней закончилась эпоха венецианского стекла. Французская Директория приказала маршалу Бертье вывезти мастеров-стеклодувов во Францию. Генералу не удалось выполнить поручения своего правительства. А в 1806 году во имя свободы, братства и равенства были уничтожены все цехи и корпорации, а через три года в Мурано насчитывалось всего около двенадцати фабрик.
Люстра с цветами, листьями и гиппокампами. Фирма «Testolini Venezia».
Вторая половина XIX века. Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
Гиппокамп (гиппокампус) - в греческой мифологии морская лошадь с рыбьим хвостом, на которых ездили морские божества нереиды.
Фрагмент. Люстра с цветами, листьями и гиппокампами. Фирма «Testolini Venezia».
Вторая половина XIX века. Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
Представленные на выставке люстры впервые стали доступны зрителю. В музей они попали в тридцатые годы из управления по обслуживанию иностранцев, предшественнику нынешнего УПДК. И к сожалению их происхождение дальше не прослеживается.
Фрагмент. Люстра с цветами, листьями и гиппокампами. Фирма «Testolini Venezia». Вторая половина XIX века.
Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
Фрагмент. Люстра с цветами, листьями и гиппокампами. Фирма «Testolini Venezia». Вторая половина XIX века.
Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
Фрагмент. Люстра с цветами, листьями и гиппокампами. Фирма «Testolini Venezia». Вторая половина XIX века.
Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
Фрагмент. Люстра с цветами, листьями и гиппокампами. Фирма «Testolini Venezia». Вторая половина XIX века.
Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
В середине XIX века началось возрождение венецианского стеклоделия. В 1860 г. Антонио Сальвиати (итал. Antonio Salviati), при финансовой поддержке двух англичан, сэра Генри Лэйарда и сэра Вильяма Дрэка и в сотрудничестве с опытным стеклодувом Лоренцо Ради (1803-1874), основал в Мурано завод, и стал с успехом подражать стеклянным изделиям венецианских мастеров XVI и XVII веков. Он выполнил много заказов на мозаичные работы в общественных зданиях, церквях и соборах по всей Европе, в том числе реставрацию мозаик венецианского собора св. Марка, собора св. Павла, Вестминстерского аббатства и др. Сальвиати изобрёл особое «смальтовое стекло», получившее немецкое название (нем. Schmelzglas), с помощью которого можно было воспроизводить текстуру полудрагоценных цветных камней.
Люстра. Вторая половина XIX века. Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл. Реставрация -фирма «Аригарес».
Люстра. Вторая половина XIX века. Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл. Реставрация -фирма «Аригарес».
Подобные люстры называли «чиокка», т.е. «букет цветов». Именно они на многие столетия стали визитной карточкой муранских фабрик, которые продолжают с успехом выпускать их и сегодня. Самые крупные экземпляры представляли собой внушительный металлический каркас с нанизанными на него полыми стеклянными деталями. Обычно их заказывали для парадных салонов дворцов, но иногда ими украшали даже временные сцены под открытым небом для театральных представлений или массовых меромприятий.
Фрагмент. Люстра. Вторая половина XIX века.
Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
Фрагмент. Люстра. Вторая половина XIX века.
Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
Фрагмент. Люстра. Вторая половина XIX века.
Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
Фрагмент. Люстра. Вторая половина XIX века.
Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, формирование, дерево, металл.
Реставрация -фирма «Аригарес».
Приходите в музей порузиться в мир венецианского стекла, хрустальных историй, новых терминов и подробностей из жизни хрупкого сияния.
Выставка продлится до 05 ноября 2023 года.
Адрес: улица Юности, дом 2. Проезд до ст. м. Рязанский проспект, Выхино, Новогиреево.
Время работы:Дворец с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Грот с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Большая каменная оранжерея. с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Эрмитаж с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Архитектурно-парковый ансамбль (территория регулярного парка) с 10:00 до 20:00, касса до 19:30
Выходной день - понедельник и вторник, последняя среда месяца - санитарный день.
Цена билета: единый билет - 700 руб, единый льготный - 350 руб. Подробности
тут.
Вход на выставку в павильон Эрмитаж - 100 руб.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!