Выставка «Драгоценный убор русской иконы XV - начала XX века» - отчёт.

Feb 10, 2023 12:24

В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная драгоценному убору русской иконы XV - начала XX века. Собрание музея позволяет раскрыть традиционные особенности и завораживающую красоту убранства икон на материале, принадлежащем огромному хронологическому периоду - XV - началу XX в.


Убор русской иконы - явление сложное и малознакомое посетителям музеев. На выставке показаны иконы с разнообразными украшениями. Драгоценные оклады и шитые ризы, венцы и цаты, пелены и убрусы, различные привесы помогут воссоздать картину бытования икон в храмах и частных домах.



Фрагмент. Икона Богоматери «Ахтырская». Москва. 1811 год.
Дерево, масло, бархат; золото, серебро, алмазы, бриллианты, сапфиры, жемчуг, кость,
перламутр чеканка, гравировка, золочение.
Поступила из кладовой Исторического музея (из невостребованных вещей) в 1922 году.

К венцу иконы подвешены на шнурках:
1.Крест-тельник перламутровый в гладком серебряном позолоченном окладе
2.Образок сердцевидной формы, янтарный, в серебряной оправе с изображением «Знамение»
3.Медальон овальный из серебра и золота с «Распятием» под стеклом, обведенным мелкими бриллиантами и мелким жемчугом, оглавье в виде короны с мелким жемчугом и зелеными стеклами.

О широко распространенном на Руси обычае особо украшать священные образы свидетельствуют как летописи, так и более поздние письменные источники: «У всякого в доме имеется бесчисленное множество икон, украшенных золотом, серебром и драгоценными каменьями… и это бывает не у одних бояр, но и у крестьян в селах, ибо любовь и вера их к иконам весьма велики» (Павел Алеппский, XVII в.).


Фрагмент. Икона Богоматери «Ахтырская». Москва. 1811 год.
Дерево, масло, бархат; золото, серебро, алмазы, бриллианты, сапфиры, жемчуг, кость, перламутр,
чеканка, гравировка, золочение.
С древности драгоценные украшения рассматривались как важный атрибут священного образа. В Византии эта традиция приобрела новое звучание. Отцами Церкви, разработавшими догмат иконопочитания, была осмыслена символика убора иконы. По словам святителя Симеона Солунского украшение иконы является «образом величия, славы и красоты Бога». Оклады, киоты, пелены служат ковчегом, скрывающим святыню и внушающим чувство благоговения перед ней.



Мученица Наталия Никомедийская. С преподобным Антонием Великим в молении образу Богоматери Тихвинской.
Мерная икона. Санкт-Петербург. 1714 год. Дерево, смешанная техника, серебро, золочение, чеканка.
Происходит из семьи графов Шереметевых.
Надпись на обороте чернилами почерком XIX века: «Длина сего образа изображает мерку взятую с роста княгини Натальи Борисовны Долгорукой, дочери фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, при е рождении». Дочь выдающегося деятеля русской истории, сподвижника Петра I графа Б.П. Шереметева родилась 17 (30) января 1714 года. Княгиня прославилась как одна из первых русских писательниц. Закончила свои дни в Киевском Флоровском монастыре, приняв постриг с именем Нектарии.

С принятием христианства Древняя Русь усвоила иконопочитание и византийские традиции культа икон. Летописи, жития святых, повести о чудотворных иконах, содержащие упоминании о том, как украшались с древности святыни в храмах, раскрывают значение этих приношений. Возведение церквей и наполнение их образами считалось христианским долгом властителей перед подданными. Украшение князьями икон воспевалось русскими книжниками как важная добродетель и отмечалось в летописях.


Преподобномученица Евдокия Илиопольская. Мерная икона. 1650 год. Москва. Оружейная палата.
Дерево, темпера, серебро, чеканка, гравировка, золочение.
Принадлежала царевне Евдокии Алексеевне бывшей в последние годы жизни насельницей московского Новодевичьего монастыря. Входила в состав надгробного иконостаса царевны в южном нефе собора Богоматери Одигитрии Смоленской.

Обычай украшения икон появился в Византии еще в доиконобрческую эпоху, при этом в его основе лежала ассимиляция некоторых типов языческих культовых святынь и форм поклонения им. Так, древнегреческий писатель II века Лукиан упоминал об украшении статуй божеств золотыми венками и монетами, которые прикреплялись на восковую основу. В государственных культах римской империи (например, культ императора) также были распространены декорированные изображения. Свою роль в формировании типов убранства икон и форм их почитания сыграли и официальные переносные святыни - апотропеи (в переводе - «отвращающий беду») и палладии (в греко-римской мифологии статуи-обереги).


Крест-тельник. Вторая половина XVII века. Сольвычегодск.
Серебро, коралл, эмаль, литье, золочение, роспись по эмали.
Большое влияние на генезис драгоценного убора икон оказали тексты Ветхого Завета. В которых говорилось об убранстве Скинии, ее завесах, покровах и золотых украшениях, выполненных по велению Самого Господа (Исх. 25:10-30)

Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя;
и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.
и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его.
Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их золотом;
и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег;
в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него.
И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.
Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.
И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя,
и обложи его золотом чистым, и сделай вокруг него золотой венец.
и сделай вокруг него стенки в ладонь и у стенок его сделай золотой венец вокруг;
и сделай для него четыре кольца золотых и утверди кольца на четырех углах у четырех ножек его;
при стенках должны быть кольца, чтобы влагать шесты, для ношения на них стола;
а шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом, и будут носить на них сей стол;
сделай также для него блюдо, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их;
и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно.
Исх. 25:10-30


Венчики. Вторая половина XVII века. Москва. Золото, эмаль, скань.
В течении времени владельцы прикладывали к чтимому образу памятные реликвии - кресты и образки. В числе традиционных прикладов к иконам были монеты. Известно, что среди привесок к одной иконе в Киеве в 1780-е годы была найдена редчайшая монета - сребреник князя Ярослава Мудрого, оказавшийся в последствии в собрании древностей графа А.И. Мусина-Пушкина. Описи храмов заполнены перечислением монет разного достоинства и происхождения, приложенных к чтимым иконам.


Монета. Розенобль («корабельник»). Англия? Нидерланды? Вторая половина XV -начало XVI века. Золото, чеканка.
Так, впечатляют денежные приклады к почитаемой иконе преподобного Макария Унженского и Желтоводского, указанные в описи Унженского монастыря 1624 года. Это 400 серебряных золоченых копеек, четверть золотого, пять московок серебряных золоченых и многие-многие другие. Позолоченные монеты традиционно являлись предметом украшения икон. Безусловно многие из них попали к своим первым владельцам как войсковые награды, а затем были вложены в монастырь. Среди перечисленных в описи монет есть очень редкая - корабельник. Это английская золотая монета большого веса (7,15 г), на которой с одной стороны изображен корабль. На Руси они нередко служили наградами высшему командному составу за воинские победы, использовались в качестве денежных даров. Так известно, что среди наград царя Федора Ивановича войску после победы над татарами были корабельники, а Иван III послал в разные годы хану Менгли-Гирею и его родичам в Крым пять корабельников.


Вотивная подвеска. Вторая половина XIX века. Серебро, чеканка.
Нередко к иконам подносили вотивные (обетные) подвески - небольшие серебряные чеканные или в XIX -начале XX века, штампованные изображения частей человеческого тела (рук, ног, головы, сердца, глаз, иногда целой фигурки взрослого или ребенка) и домашних животных, которые подвешивали к особо почитаемым иконам. Эти изображения приносили в благодарность за излечение от болезни или в надежде на в исцелении. Иногда на подвеске вырезали надпись «о здравии» и имя больного. Этот обычай уходит своими корнями в глубокую древность. Он существовал в доисторическую эпоху. Был очень развит в древней Греции и Риме. Сохранилось огромное количество вотивов, сделанных из камня, металла, дерева. В святилище Асклепия в Эпидавре (Греция) можно увидеть коллекцию древних вотивов. Обычай перешел в Средневековье, существую как в западной, так и восточной частях христианской Европы.

К сожалению, древних икон в полном убранстве не сохранилось. К счастью, описи храмов и другие письменные источники позволяют частично реконструировать место чтимых икон в церквях, сложный состояв и красоты их убора, нередко - восстановить имена вкладчиков.


Венец от иконы Богоматери. 1802 год. Кострома.
Мастер П.Ф. Серебренников. Серебро, стекла, чернь, чеканка, гравировка, золочение.
Чаще всего корунами дополняли венцы, икон Богородицы, что символизировало славу Ее как Царицы Небесной. Городчатые венцы икон воспроизводили венцы русских княгинь, известные по письменным источникам. Венец Иисуса Христа имеет крестообразное разделение, в ветвях которого помещены греческие буквы «OωN», означающие на церковно-славянском языке слова «Аз есмь сый (сущий)». В Евангелии Иисус Христос несколько раз употребляет это выражение, которое, по сути, является именем Божиим, так как этими словами переводится с древнееврейского на греческий имя Яхве. Венчик икон святителя Николая может быть украшен изображением митры, у мучеников на венцах нередко чеканится или вырезается корона - мученический венец.


Цата. Середина XVII века. Россия. Серебро, чеканка, золочение.
Цата -украшение икон в виде полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Подвешивалась к венцу на специальные петли в виде ожерелья. Первоначально, как следует из письменных источников, это слово относилось больше к подвескам, прикреплявшимся к гривнам и монистам. «С конца XVII века всякие иконные гривны, независимо от наличия у них подвесок, называются в описях чаще всего «цатами». (М.А. Стерлигова).


Фрагмент. Цата от иконы Пресвятой Троицы. Середина XVII века. Москва.
Серебро, камни, стекла, чеканка, гравировка, золочение. Происходит из собрания С.П. Рябушинского.
Со временем цаты, мониста и другие привесы чудотворных образов скульптурного «Николая Можайского», иконы Богоматери «Казанская» (Петербургская) и других - начинают восприниматься как неотъемлемая часть святыни и при создании списков повторялись, становились важной иконографической деталью.


Фрагмент. Икона Богоматери «Казанская», в киоте.
Икона. Первая половина XVII века. Москва. Киот. 1677 год. Москва.
Дерево, темпера, бархат: золото, серебро, сапфиры, шпинель, альмандин, жемчуг, рубины,
изумруды, чернь, чеканка, гравировка, золочение.
Поступила в 1935 году из Антирелигиозного музея поле его ликвидации.

Серьги - с древности весьма распространенное украшение Богородичных икон. У храмовой иконы Богоматери «Одигитрия» из суздальского Покровского монастыря в описи 1597г. Указан приклад царя Ивана Грозного: «… серги казанские золоты, а в них вставки -четыре яхонты невелики, да шесть бирюз, а по конце серег на золотых спнях по зерну жемчужному, да по бечете невеликих, да по десяти зерен жемчужных». В эту опись включены и сертши, поднесенные образу Марией, супругой Ивана IV. Эта традиция жила и в более позднее время: в 1817 г. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна к убору иконы Богоматери «Страстной» (Страстной монастырь в Москве) добавила крупную бирюзу с бриллиантами и большую жемчужную серьгу.


Фрагмент. Икона Богоматери «Казанская», в киоте.
Икона. Первая половина XVII века. Москва. Киот. 1677 год. Москва.
Дерево, темпера, бархат: золото, серебро, сапфиры, шпинель, альмандин, жемчуг, рубины,
изумруды, чернь, чеканка, гравировка, золочение.
В 1722 году появились синодальные и императорские указы, которые повлекли за собой разрушение традиционного иконного убора и, соответственно, утрату больших, художественных и исторических раритетов. Произошел разрыв с древнерусскими традициями. В одном из документов петровского времени было написано «… а от серег и прочих таковых привесов иконам чинится безобразие, а от инославных укоризна и нарекание на Святую Церковь наносится может». Указ «об отобрании в церковную казну привесок и об употреблении оных на церковные потребности» предписывал впредь не привешивать к иконам монет и других ценностей, «а прежние… отобрать», хотя всякое отторжение от икон даже несущественных прикладов считалось на протяжении всей христианской истории Руси святотатством и преследовалось по закону.


Дробницы. Благовещение. Богоявление. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. XVII век.
Россия. Серебро, гравировка, золочение.
Дробница - небольшая серебряная или золотая пластинка с круглой, прямоугольной или фигурной формы, с отверстиями по краю, служащими для прикрепления к основе. Дробницы используются для декорирования окладов икон и церковных книг, пелен, облачений, содержат изображения, выполненные резьбой (гравировкой), чеканкой, чернью, эмалью и др.

Приходите в Исторический музей на выставку, которая откроет вам много тайн связанных с убранством иконы, их названиями и предназначениями.

Выставка продлится до 27 марта 2023 года.

Выставка проходит в Кабинете Председателя.
Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

выставки, отчёт, ГИМ

Previous post Next post
Up