Выставка «Три радости. Иконография Святого семейства в русской иконописи» -отчёт.

Feb 09, 2023 18:00

В Музее имени Андрея Рублева открылась камерная выставка «Три радости. Иконография Святого семейства в русской иконописи». Иконы Богоматери Трех Радостей появились в России только в послепетровское время. Они были необычны для русской иконописи, поскольку изображали не только Богородицу с Младенцем, но Святое Семейство, и включали от трех до пяти дополнительных фигур - Иоанна Предтечу, праведных Иосифа Обручника и Елизавету.


Богоматерь Трех Радостей. Начало XX века. Москва.
Оклад: мастер А.А. Александров, фабрика серебряных изделий И.А. Алексеева.
Дерево, масло; серебро, гравировка, гильошировка, выемчатая эмаль, золочение.
Согласно преданию о чудотворной иконе Богоматери Трех Радостей, зафиксированному в 1869 году, она была найдена в Москве в церкви Троицы на Грязех на Покровке знатной дамой, внезапно лишившейся всего в своей жизни.


Вид церкви Троицы на Грязех на Покровке в 1882 году. Фотография из альбома Николая Найдёнова.
Иллюстарция взята из Википедии
Ее мужа обвинили по ложному навету в растрате и отправили в ссылку, имение конфисковали, а единственный сын, бывший в военном походе, попал в лен. Женщина неустанно молилась Богородице, прося у нее милости, и во сне ей было видение, в котором точно указывалось место, где находится чудотворная икона. После молитв перед ней женщина вскоре получила три радостных известия: муж был оправдан и вернулся из ссылки, имение возвращено, а сын отпущен из плена. Согласно преданию, именно поэтому икона Богоматери получила название Трех Радостей.


Богоматерь Трех Радостей.
Конец XVIII века. Москва. Эмаль на медной основе, серебро.
В действительности иконы с таким названием бытовали и раньше, но точное происхождение его неизвестно. По одной версии, название Трех Радостей связано с необычным для русской иконописи количеством изображенных, где по мимо Богоматери и Христа присутствует младенец Иоанн Предтеча. Согласно другой версии, оно происходит от икон с четырьмя фигурами, где Христос олицетворяет радость остальных - Богоматери, Иоанна Предтечи и Иосифа Обручника.


Богоматерь Трех Радостей с ангелом-хранителем и великомученицей Екатериной на полях.
Начало XX века. Москва. Дерево, смешанная техника.
В предании упоминается и о том, что было связано с иконой до чудесных событий. Ее якобы привез в Россию еще в начале XVIII века посланный для обучения в Италию молодой русский художник. Он написал ее как копию образа Святого Семейства в одном из женских монастырей, а по возвращению подарил своему родственнику, священнику храма на Грязех. Предание не называет имени дамы, художника и священника. Умалчивает оно и о том, когда произошло обретение образа и первые чудеса от него. По косвенным данным это было на рубеже XVIII - XIX веков, незадолго до постройки в 1818-1819 годах тёплого храма. Тогда там появился предел Собора Богоматери, на день празднования которого 26 декабря (8 января) установлена память иконы Богоматери Трех Радостей.


Богоматерь Трех Радостей. 1864 год. Москва.
Оклад: Фабрика В.С. Семенова. Дерево, смешанная техника; серебро, штамповка, гравировка, золочение.
Чудотворный образ находился в Троицком храме до его закрытия в декабре 1929 года, после чего был перенесен в Сретенский монастырь. Настоящее его местонахождение неизвестно, как точно неизвестен и облик. Это связано с тем, что в иконописи существовал не один, а несколько разных вариантов изображения Богоматери Трёх Радостей, и некоторые из них были чрезвычайно популярны. Тем не менее иконография чтимой иконы достоверно реконструируется благодаря сохранившимся описаниям и некоторым изобразительным материалам, в частности большой литографии с уточняющей надписью, изданной в Москве в 1898 году.


Аннибале Карраччи. Мадонна Монтальто. Около 1597-1598.
Иллюстарция взята из Википедии
Композиционная схема чудотворной иконы из церкви Троицы на Грязех восходит к работе художника болонской школы Аннибале Карраччи (Annibale Carracci). Изображение Святого Семейства небольшого формата, выполненное на медной доске, которое принадлежало кардиналу Алессандро Перетти ди Монтальто, отсюда и название картины Мадонна Монтальто. Так же это изображение многократно повторялось на французских, нидерландских и итальянских гравюрах. Среди гравюр с «Мадонной Монтальто» встречаются и более редкие зеркальные воспроизведения оригинала, одно из которых, по-видимому, уже в первой половине XVIII века оказалось в России.


Богоматерь Трех Радостей. 1838 год.
Василий Великанов, Ярославль (?). Дерево, темпера.
Несмотря на явное западной происхождение иконографии, отраженное в предании о чудотворном образе, иконы Трех Радостей именно этого типа были восприняты ревнителями старой веры и встречаются в разных старообрядческих художественных центрах. Так например, представленная на выставке икона такой иконографии написана в одной из лучших московских мастерских, основанных выходцами из Богоявленской слободы Мстёры Владимирской губернии, строго в соответствии со старообрядческими художественными запросами.


Рафаэль. Мадонна в кресле (Madonna della sedia). Ок. 1513-1514.
Иллюстарция взята из Википедии
Другими широко распространенным вариантом иконы Богоматери Трех Радостей был повторяющий известную картину Рафаэля Санти «Мадонна в кресле» (Madonna della sedia). Картина с первой половины XVI века находилась в коллекции семьи Медичи и, судя по необычному для Рафаэля круглому формату, была создана для частного владения. Сложность композиции, наличие «камерального кресла» (sedia camerale), которое было привилегией понтифика или очень высоких сановников, привели к предположению, что работа была заказана папой Львом X (Джованни Медичи) и отправлена им своим родственникам во Флоренцию. Такое же кресло Рафаэль несколько лет спустя написал в «Портрете Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (1518).


Богоматерь Трех Радостей. Вторая четверть XIX века. Павел Соловьев, Москва.
Оклад: 1899-1908 годы. Мастерская Д.Л. Смирнова. Дерево, масло; серебро, скань, живописная эмаль по скани, золочение.
Долгое время считалось, что московская чудотворная икона была копией с этого произведения. Одна из таких икон принадлежала архимандриту Фотию (Спасскому), который благословил ею свою духовную дочь графиню А.А. Орлову-Чесменскую.


П. Ф. Соколов. Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. 1830-е. Акварель.
Иллюстарция взята из Википедии
Очень часто изначально трёхфигурную композицию «Мадонны в кресле» дополняли на иконах изображением Иосифа Обручника, даже если оригинал Рафаэля воспроизводился предельно точно. В этом проявилось влияние чудотворного образа из церкви Троицы на Грязех, где он присутствовал и воспринимался как неотъемлемая часть иконографии Трех Радостей.


В некоторых случаях вместо типичных для итальянской живописи одежд Богоматерь облачена в традиционный мафорий. Таким был образ подаренный в 1849 году кавалергардскому полку его шефом императрицей Александрой Фёдоровной. Он хранился в полковой церкви Захария и Елизаветы в Санкт-Петербурге и стал известен благодаря литографическому воспроизведению в книге, посвящённой истории кавалергардов, вышедшей в 1851 году.

Приходите в музей, где вас ждет не только встреча с прекрасным, но и удивительные истории из жизни предметов и переосмысления образов западного искусства уже нашими мастерами.

Выставка продлится до 12 марта 2023 года.

Адрес: Андроньевская площадь, д.10, станция метро Римская, Площадь Ильича, Курская. Схема проезда тут.
Время работы: понедельник, вторник, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 18.00, касса - до 17.15;
четверг с 14.00 до 21.00, касса - до 20.15;
в среду и последнюю пятницу месяца музей закрыт.
Стоимость билета на постоянную экспозицию - 350 рублей. Есть льготы, подробности тут.
Стоимость билета на постоянную экспозицию: 350 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

выставки, музей им Андрея Рублёва, отчёт

Previous post Next post
Up