Выставка «Альбрехт Дюрер» - отчёт.

May 18, 2021 17:14

В Государственном Историческом музее проходит выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии». Эта экспозиция открывает проект "Сокровища музеев Италии в Историческом музее", рассчитанный на несколько лет.


Филипп Меланхтон. 1526 г. Бумага с водяными знаками (Кувшин - Брике, №12494), гравюра резцом.
Из Италии привезли более 120 гравюр мастера, среди которых представлены самые известные - гравюра "Меланхолия I", "Адам и Ева", "Блудный сын", "Аполлон и Диана". Мастерские гравюры А. Дюрера, созданные в технике резцовой гравюры на меди, отличаются исключительным художественным совершенством.



Аполлон и Диана. Около 1503-1504 гг. Бумага с водяными знаками (Голова быка (фрагмент) - Брике №14881-14883).
Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм сочетаются в них с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям.


Плат Вероники, поддерживаемый двумя ангелами. 1513 г. Бумага без водяных знаков.; гравюра резцом.
Исследования, проведенные в 2005 году, показали, что в собрании Пинакотеки Тозио Мартиненго находятся 162 оригинальные работы Дюрера и 129 старинных копий его работ.


Знаменосец. Около 1501 г. Бумага без водяных знаков, гравюра резцом.
Коллекция гравюр на меди является наиболее одной из наиболее полных в мире из 105 листов художника признающихся современными исследователями аутентичными, только 19 отсутствуют в брешианской коллекции. Фонд ксилографий не столь велик в научных каталогах зарегистрировано 260 работ знаменитого мастера из Нюрнберга, но в брешианской коллекции их только 70.


Герб с изображением льва (Герб со львом и петухом). Около 1502-1503 гг. Бумага без водяных знаков, гравюра резцом.
Гравюры в собрание поступали по завещаниям и актам передачи из исторических коллекций, а также благодаря специальным закупкам Муниципалитета Брешии. Невозможно установить историю этих памятников, до приобретения их брешианскими знатоками. Правда есть одно исключение. Это гравюра «Святой Евстафий», представленная на выставке. На лицевой стороне (сверху слева) находится пометка: P. mariette 1666.


Фрагмент. Святой Евстафий. Около 1501 г. Бумага без водяных знаков, гравюра резцом.
Это пометка означает, что данный экземпляр находился в составе коллекции гравюр Пьера-Жана Мариэтта (1694-1774), одного из крупнейших знатоков графики XVIII века. Мариэтт-младший занимался классификацией собраний Карла VI и принца Евгения Савойского, а затем - Королевской библиотеки. «Святой Евстафий» фигурировал в его коллекции под номером 1666, под следующим номером значился другой экземпляр той же самой гравюры, который сейчас находится в Британском музее.


Святое семейство со стрекозой (Святое семейство с кузнечиком). Бумага без водяных знаков, гравюра резцом.
Это одна из самых ранних гравюр Дюрера, выполненная по возвращении в Нюрнберг после путешествия по Рейну и в Италию. Композиция обязана своим названием насекомому внизу справа. Некоторые исследователи считают его кузнечиком. Центральное положение фигуры Марии говорит о том, что она стала связующим звеном двух Троиц (земной и небесной), так как именно через нее Сын (Младенец Иисус) пришел в мир. Богоматерь восседает на так называемой земляной или травяной скамье, это любимый в немецком искусстве «бедный» аналог великолепного трона, подобающего Царице Небесной. Так же обратите внимание на монограмму Дюрера. Она отличается от общеизвестной.


Фрагмент. Святое семейство со стрекозой (Святое семейство с кузнечиком). Бумага без водяных знаков, гравюра резцом.
Дюрер был одним из первых, кто осуществил опыты в технике офорта, которая станет доминирующей XVIII столетии, в эпоху барокко. Всего Дюрер выполнил шесть офортов на железных досках. Все они чрезвычайно редки - малое количество сохранившихся отпечатков связано с тем, что железные доски очень быстро изнашивались. Наверное, самый интересный с художественной точки зрения офорт Дюрера - «Пейзаж с пушкой».


Фрагмент. Пейзаж с пушкой (Пушка). 1518 г. Бумага без водяных знаков; офорт на железной доске.
Композиция получила название по изображенной на первом плане пушке. Любопытно отметить, что по мнению специалистов, изображена пушка более ранней конструкции, чем использовавшиеся в 1518 году.


Кардинал Альбрехт Бранденбургский. (Малый кардинал). 1519 г. Бумага без водяных знаков; гравюра резцом
.«Малым кардиналом» данный портрет называют, чтобы отличить от другого изображения того же персонажа, вполненного Дюрером в 1523 ., но большего формата. Кардинал Альбрехт Бранденбургский из рода Гогенцоллернов, сделал головокружительную карьеру в католической церкви. В 1514 году папа Лев X назначил его архиепископом Майнцским в обмен на предоставление кредита в 50 тысяч флоринов. Чтобы погасить долг, Папа дал разрешение на продажу индульгенций. Это мероприятие вызвало большое возмущение в рядах немецких верующих и послужило одним из непосредственных поводов к Реформации. Всего через три года Мартин Лютер прибьёт к дверям собора в Виттенберге свои «95 тезисов».
*

Фрагмент. Кардинал Альбрехт Бранденбургский. (Малый кардинал). 1519 г. Бумага без водяных знаков; гравюра резцом.
Из переписки Дюрера с секретарем кардинала в январе и феврале 1520 г. Известно, что мастер отправил кардиналу матрицу гравюры и 200 отпечатанных собственноручно оттисков. За это Дюреру было выплачено фантастическое вознаграждение в 200 флоринов. Для сравнения годовое жалование Дюреру от императора Максимилиана I составляло 100 флоринов., другие придворные художники получали годовое жалование в 18 флоринов. За живописный портрет Дюрер брал от 8 до 30 флоринов.


Маркантонио Раймонди. Фрагмент. Обручение Марии. Копия с гравюры Альбрехта Дюрера. Около 1505-1506 гг.
Бумага без водяных знаков; гравюра резцом.
Большие тиражи гравюр принесли Дюреру широкую известность, а высочайшее мастерство их исполнения - неплохой доход. Правда, после того как к мэтру пришли слава и признание, у него появились не только подражатели, но и талантливые предприимчивые копиисты. Боагатяая коллекция графики из собрания Пинокотеки Тозио Мартиненго представляет нам редкую возможность познакомиться с копийным циклом «Жизнь Марии» Маркантонио Раймонди.


Маркантонио Раймонди. Фрагмент. Благовещение. Копия с гравюры Альбрехта Дюрера. Около 1505-1506 гг.
Бумага без водяных знаков; гравюра резцом.
«Пиратская» копия серии «Жизнь Марии», созданная Маркантонио Раймонди еще до выхода в свет полного авторского цикла, является одним из наиболее ранних образцов итальянских копий с гравюр Дюрера.


Маркантонио Раймонди. Фрагмент. Встреча Марии и Елизаветы. Копия с гравюры Альбрехта Дюрера. Около 1505-1506 гг. Бумага без водяных знаков; гравюра резцом.
Видимо, итальянец создал семнадцать копийных гравюр, когда работал в Венеции, где в тот период находился и Дюрер. Приехав во второй раз (1505-1507), немецкий мастер провел большую часть времение в Светлейшей, где не только зарабатывал как художник, но и требовал справедливости в суде, заявив о нарушении авторских прав нелегальными копиистами. В 1505 году Дюрер подал в суд на Раймонди, но добился только запрета на использование монограммы AD другими мастерами.


Маркантонио Раймонди. Рождество Христово. Копия с гравюры Альбрехта Дюрера. Около 1505-1506 гг.
Бумага без водяных знаков; гравюра резцом.
Маркантонио Раймонди чрезвычайно точно скопировал семнадцать листов при этом изменил последовательность гравюр. Так же он использовал менее сложную и трудоемкую технику гравюры на меди, в отличии от ксилографии, которую использовал Дюрер.


Маркантонио Раймонди. Прославление Марии. Копия с гравюры Альбрехта Дюрера. Около 1505-1506 гг.
Бумага без водяных знаков; гравюра резцом.
Цикл «Жизнь Марии», несомненно является «пиратской» копией, так как на всех листах, несмотря на постановление суда, имеется поддельная монограмма AD. Только на последнем листе Раймонди поставил еще и свою монограмму RAF. Среди его работ «Жизнь Марии» - отнюдь не единственная подделка Дюрера. Известно, что предприимчивый итальянец скопировал 74 гравюры немецкого мастера.


Маркантонио Раймонди. Фрагмент. Прославление Марии. Копия с гравюры Альбрехта Дюрера. Около 1505-1506 гг.
Бумага без водяных знаков; гравюра резцом. Монограмма MAF.
Расшифровывается как «Marc Antonio Fecit» - Марк Антонио Сделал (.лат).
Мы рассказали вам о нескольких гравюрах. И совершенно не упомянули величественный Апокалипсис, прекрасные «Страсти» и продуманные с богословской точки зрения «Малые Старсти», включающие в себя 36 листов. Приходите в музей, чтобы прикоснуться к творениям великого мастера, подробнее изучить его миры, раскрывающиеся на листах бумаги и рассказывающие не только евангельские истории. Музей ждет вас. И конечно хочется упомянуть, что музей издал великолепный каталог, который можно купить в музейном магазине.

Выставка продлится до 28 июля 2021 года.
Адрес: Площадь Революции, д. 2/3. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета: 500 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

выставки, отчёт, ГИМ

Previous post Next post
Up