Выставка «Под маской Венеции» - отчёт.

May 20, 2021 17:27

В музее-заповеднике Царицыно в Хлебном доме проходит выставка «Под маской Венеции». Впервые в России представлены редкие экспонаты из коллекций старейших венецианских музеев. В 2021 году Венеции - одному из красивейших городов мира - исполняется 1600 лет.


На выставке представлены около 100 экспонатов из собраний музеев Коррера, палаццо Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века) и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов), Музея стекла на острове Мурано. В Москву привезут карнавальные маски (точно такие носил Джакомо Казанова!), костюмы знатных горожан, предметы из муранского стекла, украшение носа гондолы, гравюры и картины Пьетро Лонги с изображением сцен повседневной жизни и даже наборы для азартных игр из знаменитых венецианских казино. Экспозиция дополнена произведениями из коллекций российских музеев: Государственного музея-заповедника «Царицыно», Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Музея-усадьбы «Архангельское» и других.



Фрагмент. Ферро. Наконечник носа гондолы. Италия, Венеция. XVIII век. Железо ковка.
Тяжелые металлические наконечники ферро, которыми украшали носы гондол, служили противовесом для гребца, а также опознавательным знаком лодки. Формой они напоминали голову дельфина или мифологических морских чудовищ. Часто гондолы украшали шестью зубцами, которые символизировали шесть районов города - сестьере, а навершие нередко повторяло очертание традиционного головного убора дожа. На корме гондолы устанавливали риччоло, или риччо («завиток»), похожий на вспененную морскую волну или переплетённые растения.


Фрагмент. Крылатый лев. Неизвестный резчик. Италия, Венеция. XIX век. Дерево, позолота.
Евангелист Марк почитался как покровитель Венеции с IX века, после того как венецианские купцы хитростью вывезли мощи святого из Александрии. Символ святого Марка - крылатый лев - постепенно стал символом города. Суровый и величественный лев часто вооружен мечом. Он опирается на раскрытую книгу, в которой можно прочитать: «Pax tibi, Marce, evangelista meus», то есть «Мир тебе, Марк, евангелист мой». Считается, что этими словами к Марку обратился ангел, когда буря застала святого на том самом месте, где в последствии была основана Венеция. Войска Наполеона, захватившие город в 1797 году, уничтожили значительную часть этих изображений - они ассоциировались с властью и независимостью Республики. Но уцелевшие львы до сих пор наблюдают за горожанами с герба рода и фасадов палаццо. А лев держащий меч и являющийся символом военного флота Венеции теперь живет на знамени ВМФ Италии.


Дож в сопровождении сената отплывает в Сан-Джорджо-Маджоре на рождественскую вечерню.
Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Брустолон, по оригиналу Джованни Баттисты Моретти.
Италия, Венеция. 1779. Бумага, офорт, гравюра резцом.
Но есть еще один символ Венеции, всегда когда заходит речь о Светлешей, всегда вспоминаю карнавал. Карнавал привлекает туристов в этот прекраснейший город уже не один век. Этимология слова «карнавал» до сих пор не прояснена. По одной из версий, иатльянское «carnevale» происходит от латинского «carnem levare», что буквально означает «освобождение от мяса» или «carne vale», то есть «мясо прощай». Естественно эта версия связывает происхождение слова с периодом гуляний перед Великим постом. По другой версии, слово «карнавал» происходит от «carrus-navalis», что значит «повозка-корабль», которую использовали в римских сатурналиях в качестве передвижной сцены для разного рода потех.


Платье (костюм для Мадонны). Италия, Венеция. Вторая четверть XVIII века.
Шелк, металлизированная нить, лен, шитье, вышивка, плетение.
С IX века ежегодно в день Сретения Господня, который в Италии отмечали 2 февраля, здесь проходила торжественная церемония -благословения молодых девушек и юношей, намеревавшихся вступить в брак в течении года. Но в 973 году истрийские пираты напали на город и похитили девушек, принимавших участие в церемонии. Венецианцы бросились в погоню и сумели разбить пиратов. В честь этого события в благодарность Мадонне были устроены пышные празднования - Феста делла Марие. Кроме пиров, в один из дней на Большом канале появлялась процессия лодок с 12 девушками. Девушки выбирались из самых беднейших семейств Венеции, а богатые же семьи одаривали их роскошными одеждами, украшениями и обеспечивали хорошим приданным. Можно сказать это был первый конкурс красоты. Этот праздник превратился в ежегодную традицию. Однако событие сопровождалось жестокими конфликтами: их инициировали семьи девушек, которые не были избраны для этой церемонии. В конце концов терпение отцов города было переполнено и девушек заменили куклами - «деревянными Мариями». Престиж праздника был утрачен, а в конце XIV века и вовсе он был отменен. В первые века истории Венецианского карнавала он проходил в течении 11 дней. А проведение гуляний в канун Великого поста было узаконено Сенатом Республики в 1296 году. О других возможных историях возникновения карнавала вы узнаете, когда придете на выставку.


Фрагмент. Битва между жителями районов Кастелло и Сан-Николо на мосту кулаков.
Неизвестный художник. Италия, Венеция. XVIII век. Холст, масло.
Для итальянских городов было характерно соперничество жителей различных районов. Примерно с XIV века способом снять социальное напряжение стали регулярные шуточные палочные бои, или как их еще называли, батальолы. Посмотреть на них приглашали именитых гостей, так король Франции Генрих III наблюдал за боем, в котором участвовали 600 человек. Первое документальное свидетельство проведения сражения на мосту соединявшем два района относится к 1421 году. Эти ежегодные встречи стали проходить на Понте-деи-Пуньи, или мосту Кулаков. Здесь выбивали друг из друга накопившиеся обиды восточные и западные сестьере (районы), жители которых называли себя кастеллани и николотти. Кастелани были в основном рабочими Арсенала, они принадлежали к приходу церкви Сан-Пьетро-ди-Кастелло, расположенной на востоке города. Николотти были бедными рыбаками и относились к приходу храма Сан-Николо-деи-Мендиколи на западной окраине Венеции. В 1705 году состоялась последняя, самая кровопролитная битва, после чего бои запретили. Но до сих пор в каменные плиты моста вмонтированы мраморные «следы» ступней, обозначавшие точки на которых должны стоять соперничающие стороны.


Кастеланцы собрали «Геркулесову силу». Неизвестный художник. Италия, Венеция. Около 1770. Пергамент, масло.
Карнавальная забава под названием «Геркулесова сила» - опасное для жизни участников зрелище, которое обычно устраивали в Жирный четверг. В этот день атлеты показывали свою ловкость на площади Сан-Марко, на примыкающей к ней Пьяццетте или на плотах, установленных на воде. Судя по красным колпакам, в акробатической пирамиде собрались жители района Кастелло - судостроители, трудившиеся на верфи Арсенала.


Карнавальная маска лавра. Италия, Венеция. Вторая половина XVIII века. Холст, клей, гипс, краска, папье-маше.
Лавра (от лат. Lavra - личина) -простая карнавальная маска белого или черного цвета, разновидность маски бауты. Лавра закрывает сверху три четверти лица и переходит в своеобразный «клюв» в области подбородка. Такое искажение объема маски изменяло голос: он становился гулким и зловещим. Лавру можно было не снимать во время еды, что гарантировало полную анонимность господину или госпоже Маске, как положено было обращаться к персоне инкогнито.


Ридотто. Мастерская Пьетро Лонги. Италия, Венеция. 1740-1760-е. Холст, масло.
Но карнавал был не единственным развлечением венецианцев и гостей Светлейшей. В Новое время Венеция была единственным городом Европы, где азартные игры были не запрещены. В 1635 году 108 дож Республики Франческо Морозини совместно с Советом Десяти выработал единый свод законов, касающихся азартных игр. Надо уточнить, что значение слова «казино» в современном итальянском (и в других) языке несколько отличется от значения, которое ему придавали в Венеции XVII -XVIII веков. Респектабельные места для игр, похожие на закрытые клубы, венецианцы называли ридотто. Это были камерные дворцы для интеллектуальных развлечений, основанные на взаимном уважении игроков.


Игральные карты. Италия, Венеция. XVIII век. Бумага, цветная ксилография.
Для игр и чувственных наслаждений, концертов для узкого круга приближенных и единомышленников арендовали небольшие частные палаццо или виллы. Первое письменное упоминание их встречается в одном доносе в 1609 году: «уже некоторое время люди вскладчину арендуют дома, которые называют «казини», домики». Постепенно к XVIII веку слова «казино» и «ридотто» стали синонимами.


Игральные карты. Италия, Венеция. XVIII век. Бумага, цветная ксилография.
В венецианских казино игры делились на те, в которых побеждали благодаря смекалки и стратегическому мышлению, и те, исход, которых целиком зависел от Фортуны. К первым относились:
Траппола - игра для двух участников с 36-карточной итальянской колодой, появилась в Венеции в XVI веке.
Баккара и бассетта - игры с картами Таро, в которых игроки стремятся заполучить в свою колоду определенные карты.
Игра в тарок со сложными комбинациями карт Таро
Тресетте -игра итальянской 40-карточной колодой, главная задача участников -собрать максимальное количество тузов
Скопа - игра с 52-карточной колодой, в XVIII веке была распространена в России под названием «кончина» или «карусель».


Доска для настольной игры реале. Италия, Венеция. XVIII век. Холст, масло, бархат.
Принцип этой игры схож с распространенной в наши дни игрой Мемори. Ведущий кладет на доску комплект карт рубашками вверх. У каждой карты есть идентичная пара. Игроки по очереди переворачивают две случайные карты. Если картинки оказываются одинаковыми игрок забирает карты себе. Если изображение разные, то карты снова переворачиваются рубашкой вверх. Элемент азарта этой игре добавляла возможность делать ставки на количество угаданных комбинаций и на расположение пар.

«Случайно» результат определялся в играх костями или волчком. Например, в «Благороднейшей игре Меа», похожей на рулетку, или в бириби, которая стала прообразом современной лотерее.


Фрагмент. Благороднейшая игра Меа. Настольная игра. Италия, Венеция. XVIII век.
Бумага, гравюра резцом, офорт, раскрашивание, клей, лак.
Правила этой игры, которую называли «Колесо Фортуны» очень просты: гость казино ставил деньги на один из цветов, на изображение, на четное или не четное число, запускал волчок и выигрывал если стрелка указывала на его выбор.


Фрагмент. Благороднейшая игра Меа. Настольная игра. Италия, Венеция. XVIII век.
Бумага, гравюра резцом, офорт, раскрашивание, клей, лак.
Простой народ играл на площадях в семола, в мешке с мукой и отрубями надо было нащупать монетки или жетоны с картинками или суммами выигрыша. Большой популярностью пользовались скомметтер - ставки на результат политических выборов, а точнее на личность патриция, который мог быть избран в Совет Десяти или удостоен титула Дожа.


Ларец. Россия, Архангельская губерния, холмогорский уезд, село Холмогоры.
Конец XVIII - начало XIX века. Кость, дерево, ажурная резьба, гравировка, раскраска.
Экспозиция выставки открывает еще одну страницу Венеции. Это знаменитая тюрьма, находящаяся во дворце Дожей - Пьомби, «свинцовая тюрьма». Из этой тюрьмы за всю ее историю был совершен всего лишь один побег. Это событие было описано в книге «История моего побега» знаменитого Джакомо Джироламо Казановы.


Камера «Темный сад», в которой по приказу Совета десяти пытали удушением, расположенная среди темниц под Соломенным мостом. Джованни Мария де Пьян по оригиналу Франческо Галимберти.
Италия, Венеция. 1797 г. Бумага верже, офорт, акватинта.
В эту тюрьму ведет знаменитый мост Вздохов - путь скорби, Виа Долореза осужденных. Он стал также одним из символов Венеции, как и мост Реальто -символ торговли и благополучия Светлейшей. Проекты этих мостов исполнили родственники: архитектор и инженер Антонио да Понте, победивший лучших зодчих Венеции в конкурсе на замену деревянного моста Риальто каменным, и его племянник Антонио Контин, которому поручили строительство моста между корпусом Новой тюрьмы и той части дворца Дожей, где заседал Трибунал.


Фрагмент. Мост Риальто. Джузеппе Борсато. Италия, Венеция. 1819. Холст, масло.
В венецианских архивах первое свидетельство о заточении преступника относится к 1181 году, документ подписан Дожем Орио Мастропьетро. Хроники XIV века уже упоминают так называемые «нижние» и «верхние» тюрьмы - так называли в зависимости от положения по отношению к «парадному» этажу дворца. Судя по документам «верхние» тюрьмы, располагавшиеся над аркатурой портика вдоль набережной появились первыми.


Подводные камеры для знати, называемые «Колодцы», разрушенные временным правительством 25 мая 1797 года Джованни Мария де Пьян по оригиналу Франческо Галимберти.
Италия, Венеция. 1797 г. Бумага верже, офорт, акватинта.
В середине XVI века по восточной стороне Дворца Дожей уже были выстроены новые камеры: сначала всего девять, потом их стало девятнадцать. Лишь семь были с окнами. Эти помещения получили навания Поцци (колодецы). Другие камеры - Пьомби - располагались под самой крышей дворца. Название они получили из-за свинцовых листов кровли дворца: по-итальянски «piombо» - свинец. В 1591 году Пьомби были переданы под начало инквизиции и предназначались для заключенных, которые не заслуживали содержание в Поцци.


История моего побега из тюрем Венецианской республики, что называются Пьомби. Джакомо Казанова.
Германия, Лейбциг, издательство И.Ф. фон Шёнфельда. 1788 г.
Казанова в мемуарах писал: «Эти девятнадцать подземных тюрем в точности напоминают могилы, но называются Поцци, колодцы, ибо там всегда стоит на два фута морская вода, попадающая через зарешеченное отверстие, откуда проникает в камеры немного света; размером эти отверстия всего в квадратный фут. Узник, если только не нравится ему стоять целыми днями по колено в соленой воде, должен сидеть на козлах, где лежит его тюфяк и куда на рассвете кладут ему воду и кусок хлеба; хлеб ему надо съесть сразу, ибо, если он замешкается, жирнейшие морские крысы вырвут его из рук».


В 1791 году, когда войска Наполеона захватили город и последний дож Венецианской республики был смещен, закончилась и история тюрем во Дворце Дожей: тюрьму перенесли на остров Джудекка, где она просуществовала до 1926 года. Последний узник «Колодцев», в 1797 году выведенный на солнечный свет после шестнадцати лет заточения, ослеп и вскоре умер.


Сосуд и графин. Италия, Венеция. Начало XVIII века.
Это еще один символ Венеции. Стекло произведенное на острове Мурано. Техника филигранного стекла (или стеклянной вити) была изобретена на острове Мурано в XVI веке. В ее основе - приемы стеклоделов ближневосточных народов. Мастера сплавляли стержни из прозрачного или белого стекла, формируя спирали и «косички», накладывали их на заготовку стеленного изделия, а потом выдували его.


Фрукты-обманки. Италия, Венеция. XVIII век.
Немецкие, французские и бельгийские стекольные мастерские пытались раскрыть секрет венецианцев. Они шли на шпионаж, подкуп и даже убийства - все ради того, чтобы заполучить рецепт муранского «хрусталя». Однако их усилия были тщетны - в Венеции применялся закон, защищающий тайны производства. Он гласил: «Если какой-нибудь рабочий или мастер перенесёт свое искусство из Венеции в другие места к ущербу Республики, ему будет послан приказ вернуться. Если он не повинуется, будут заключены в тюрьму лица, наиболее ему близкие, чтобы принудить его к повиновению… Если он повинуется, прошлое ему будет прощено, и ему будет предоставлена мастерская в Венеции… Если, несмотря на заключение в тюрьму его родственников, он будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним вслед будут посланы люди, чтобы его убить».


Бутылка для ликера розолио в форме пистоли, с винтовой пробкой. Италия, Венеция, остров Мурано. XVIII век.
Ликёр розолио (что переводится с латыни как «роса Солнца) появился на рубеже XVII и XVIII веков, когда в продажу поступил рафинированный сахар. По классическому рецепту розолио готовили на лепестках роз. З0 граммов лепестков роз, собранных в конце мая -начале июня, и один стручок ванили заливались литром 45-градусного спирта и ставили бутыль в темноту. По прошествии 10 дней в настойку добавляли сахарный сироп, сваренный из одного литра воды и 500 граммов сахара, и оставляли еще на 20 дней. Потом прозрачный, малинового оттенка розолио процеживали, и разливали по декоративным бутылкам.


Фрагмент. Портрет дожа Андреа Гритти. Неизвестный художник. Италия, Венеция. 1525. Холст, масло.
Андреа Гритти был избран 77-м дожем Венеции в 1523 году. До этого он построил успешную дипломатическую карьеру, выступая в качестве посредника между Англией, Испанией, Францией, Венецианской республикой и Османской империей.
Дож облачен в церемониальный костюм. На нем особый головной убор в форме рога (дзоя, что на венетском диалекте значит «драгоценный камень»), золоченое основание которого символизировало корону, и расшитый золотом плащ. В официальных документах дожа называли государем, от его имени издавали законы, чеканили монеты с его профилем.


Портрет догарессы Элизабетты Кверини Вальер.
Неизвестный художник. Италия, Венеция. XVIII век. Холст, масло.
Элизабетта Кверини Вальер - супруга Сильвестро Вальера, венецианского дожа в 1694 -1700 годах. Элизабетта была последней коронованной догарессой: Совет десяти еще в 1645 году отказался от этой дорогостоящей церемонии, но по настоянию Сильвестро Вальера для его жены было сделано исключение.


Фрагмент. Портрет догарессы Элизабетты Кверини Вальер.
Неизвестный художник. Италия, Венеция. XVIII век. Холст, масло.
Головной убор дожа, по форме напоминающей рог, на венетском диалекте называется доя. Похожий по форме, но уменьшенный «рог», также украшенный золотом и жемчугом (жемчуг - символ морского владычества Венеции), полагался догарессе. Мужчины надевали дзою на тканевую шапочку, женщины - поверх легкой вуали.

Приходите на выставку, где тайны и символы Венеции расскажут вам свои истории. И вы сможете окунуться в мир венецианского карнавала, узнать о государственном устройисве Царицы Морей и проникнуть в палаццо патрициев. Во времена пандемии это отличная замена путешествия в Светлейшую. Музей ждет вас.

Выставка продлится до 29 августа 2021 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".Второй оранжерейный корпус музея-заповедника «Царицыно»
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник - выходной день.
Цена билета:
Комплексный билет (Большой дворец и Хлебный дом, Оранжерейный комплекс (три оранжереи), Средний дворец (Оперный дом), Третий Кавалерский корпус): 890/370* руб.
Большой дворец и Хлебный дом: 400/200* руб. / Для владельцев карты City Pass - 315 руб.
Средний дворец (Оперный дом): 150/80* руб.
Малый дворец: 100/50* руб
Третий Кавалерский корпус: 150/80* руб.
Оранжерейный комплекс (три оранжереи): 250/100* руб

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

выставки, отчёт, МЗП Царицыно

Previous post Next post
Up