Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» - отчёт. Часть 2.

Apr 14, 2021 18:00

Мы продолжаем наш рассказ о выставке «Закат династии. Последние Рюриковичи», проходящей в музеях Московского Кремля.


Фрагмент. Шапка ерихонская. Принадлежала князю Федору Ивановичу Мстиславскому.
Турция XVI в. Булатная сталь, серебро, драгоценные камни, бирюза, ткань.
Князь Фёдор Иванович Мстиславский - старший сын главного московского воеводы и боярина князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, праправнук (по линии бабушки по отцу, казанской царевны Анастасии Петровны) великого князя Ивана III. Мстиславский, «сидевший» по знатности рода в Боярской думе на самом высоком месте, пережил многочисленные перипетии Смутного времени неизменно на ведущих ролях, не подвергаясь опале: он пробыл первым думским боярином тридцать шесть лет, причём на московском престоле сменилось семеро царей.



Фрагмент. Шапка ерихонская. Принадлежала князю Федору Ивановичу Мстиславскому.
Турция XVI в. Булатная сталь, серебро, драгоценные камни, бирюза, ткань.
Возглавил правительственные войска против Лжедмитрия I (1604-1605), был разбит под Новгород-Северским и ранен, затем одержал победу при Добрыничах и безуспешно осаждал Кромы. участвовал в заговоре против Лжедмитрия (1606), кончившемся его убийством. Затем водил войска против восстания Болотникова (1606-1607).


Фрагмент. Шапка ерихонская. Принадлежала князю Федору Ивановичу Мстиславскому.
Турция XVI в. Булатная сталь, серебро, драгоценные камни, бирюза, ткань.
После свержения Василия Шуйского политическая роль Мстиславского резко возросла, он возглавил Семибоярщину (1610-1612), участвовал в избрании царём Владислава Сигизмундовича, а после изгнания поляков - Михаила Романова участвовал в заговоре против Лжедмитрия (1606), кончившемся его убийством.


Фрагмент. Шапка ерихонская. Принадлежала князю Федору Ивановичу Мстиславскому.
Турция XVI в. Булатная сталь, серебро, драгоценные камни, бирюза, ткань.
После свержения Василия Шуйского политическая роль Мстиславского резко возросла, он возглавил Семибоярщину (1610-1612), участвовал в избрании царём Владислава Сигизмундовича, а после изгнания поляков - Михаила Романова


Фрагмент. Сабля с ножнами и поясом. Принадлежала князю Федору Михайловичу Мстиславскому.
Турция, первая половина XVI в. Мастер Касим. Серебро, дамасская сталь, дерево, кожа, тесьма.



Фрагмент. Сабля с ножнами и поясом. Принадлежала князю Федору Михайловичу Мстиславскому.
Турция, первая половина XVI в. Мастер Касим. Серебро, дамасская сталь, дерево, кожа, тесьма.
В годы правления царя Бориса Годунова на род Шуйских обрушились кары, некоторые представители клана погибли. Репрессии не коснулись только известного воеводы грозненского времени Василия Федоровича Скопина-Шуйского. В экспозиции можно видеть большую серебряную водосвятную чашу на ложчатом поддоне с эмалевой мишенью на дне и вкладной надписью по венцу.


Водосвятная чаша. Новгород (?). Серебро, медь.
Сосуд в 1586 году был вложен князем Василием Федоровичем Скопиным-Шуйским в Соловецкий монастырь «по своих родителей и по грешной своей душе».


Фрагмент. Водосвятная чаша. Новгород (?). Серебро, медь.



Фрагмент. Водосвятная чаша. Новгород (?). Серебро, медь.
Годы правления Бориса Годунова были отмечены небывалыми бедствиями. Многолетний недород вызвал страшный голод, часть страны охватила эпидемия холеры, вспыхивали крестьянские восстания. В народе крепла убежденность, что эти несчастья - кара небес Русской земле, принявшей «незаконного и неправедного царя».


Голод при царе Борисе Годунове в 1601 году. Литография. Москва, издатель А. Руднев. 1849 г.



Перстень царевны Ксении (в иночестве Ольги), дочери царя Бориса Годунова. Западная Европа, конец XVI века.
Золото, сапфир.
На выставке можно увидеть трон, подаренный Борису Годунову персидским шахом Аббасом, а также другие регалии московских царей. В первый раз этот трон использовался при короновании Лжедмитрия. А корона, держава и скипетр был заказан царем Борисом Годуновым. К сожалению корону похитили поляки, когда захватили Кремль.


Держава. Западная Европа, конец XVI - начало XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, канфарение, эмаль.



Фрагмент. Держава. Западная Европа, конец XVI - начало XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, канфарение, эмаль.



Фрагмент. Держава. Западная Европа, конец XVI - начало XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, канфарение, эмаль.



Фрагмент. Держава. Западная Европа, конец XVI - начало XVII века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, канфарение, эмаль.



Шапка Мономаха. Золотая Орда (?), конец XIII - первая половина XIV века.
Крест и касты драгоценных камней на тулье - Москва (?), XVII в (?).
Золото, серебро, драгоценные камни, бархат, атлас, мех.



Фрагмент. Шапка Мономаха. Золотая Орда (?), конец XIII - первая половина XIV века.
Крест и касты драгоценных камней на тулье - Москва (?), XVII в (?).
Золото, серебро, драгоценные камни, бархат, атлас, мех.



Фрагмент. Шапка Мономаха. Золотая Орда (?), конец XIII - первая половина XIV века.
Крест и касты драгоценных камней на тулье - Москва (?), XVII в (?).
Золото, серебро, драгоценные камни, бархат, атлас, мех.



Фрагмент. Шапка Мономаха. Золотая Орда (?), конец XIII - первая половина XIV века.
Крест и касты драгоценных камней на тулье - Москва (?), XVII в (?).
Золото, серебро, драгоценные камни, бархат, атлас, мех.



Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - начало XVII в. Золото, драгоценные камни, жемчуг.



Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - начало XVII в. Золото, драгоценные камни, жемчуг.



Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - начало XVII в. Золото, драгоценные камни, жемчуг.



Фрагмент. Посольский топор. Москва, мастерские Кремля, начало XVII в. (насечка на лопастях топора, топорища);
Турция, начало XVII в. (боевые части). Булатная сталь, серебро, дерево.



Фрагмент. Посольский топор. Москва, мастерские Кремля, начало XVII в. (насечка на лопастях топора, топорища);
Турция, начало XVII в. (боевые части). Булатная сталь, серебро, дерево.
Фёдор II Борисович (1589-1605) - второй русский царь из рода Годуновых (с 13 (23) апреля по 1 (11) июня 1605 года). Его царствование - кратчайшее пребывание лица мужского пола на русском престоле Обстоятельства, при которых Фёдор Борисович вступил на московский престол, оказались слишком неблагоприятны для того, чтоб его царствование было долгим и счастливым. Его отец внезапно скончался в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I. Присяга, принесённая царю, включала также имена его матери Марии и сестры Ксении Борисовны, а также клятву «не хотеть на царство» Симеона Бекбулатовича и «злодея, именующего себя Дмитрием».

Портрет царя Федора Борисовича Годунова. Россия, вторая половина XVIII века, с неизвестного оригинала. Холст, масло.



Распятие. Святые Константин и Елена. Панагия. Дар царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны патриарху Иову. Москва, мастерские Кремля, 1589. Камея - Константинополь, конец IX -X в.
Агат, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг.
Патриарх Иов- первый патриарх Московский (1589-1605).С середины 1580-х годов близкий сподвижник Бориса Годунова; при его содействии собором епископов в 1586 году возведён в митрополиты Московские (1586 год) и 26 января (5 февраля) 1589 года поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II в первые патриархи Московские. В дальнейшем поддерживал политику Бориса. Из важных церковных событий его патриаршества - канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого. После убийства Бориса Годунова Иова арестовали за богослужением в Успенском соборе Кремля, сорвали с него патриаршье облачение и как простого монаха отправили в изгнание.


Архиерейская шапка. Принадлежала патриарху Иову. Москва, 1595, ткань - Италия XVI в.
Камка, золотные и шелковые нити, жемчуг, серебро.
Во время правления Лжедмитрия при необходимости использовалась Большая государственная печать царя Ивана Грозного, хотя это не соответствовало средневековой традиции. В правление Лжедмитрия не был подписан ни один международный документ, самозванец использовал эту печать в частной переписке с со своим будущим тестем, Юрием Мнишеком.


Части доспеха (оплечья, наручи и набедренники) Лжедмитрия I.
Милан, оружейная мастерская Помпео делла Кьеза в замке Сфорца, 1605-1606. Сталь, кожа.
Большая печать царя Ивана Грозного изображена на латах Лжедмитрия. Использование в декоре государственной печати редкий случай в истории западноевропейского доспеха. Обычно в Западной Европе заказ доспехов был приурочен к коронации, свадьбе, военное победе -важным событиям, память которых предстояло хранить веками. Однако в мемуарах доспех не упомянут. Может быть он был доставлен в Россию с польскими послами 3 мая 1606 года и Лжедмитрий планировал продемонстрировать его на рыцарском турнире, назначенном на 17 мая 1606 года.


Части доспеха (оплечья, наручи и набедренники) Лжедмитрия I.
Милан, оружейная мастерская Помпео делла Кьеза в замке Сфорца, 1605-1606. Сталь, кожа.
Создание Большой государственной печати связывают с успехами царя Ивана Грозного в ливонской войне 1577 -1578 гг. По образцу европейских печатей на изображены эмблемы подвластных земель, но в отличие от них здесь нашли отражения как подлинные, так и мнимые завоевания русского царя, как, например Рига и Ревель (их эмблемы на печати присутствуют).
В воспоминаниях современников упоминается об использовании неких золотых монет во время коронации и свадьбы Лжедмитрия . Очевидно, речь идет о «золотых» самозванца. Сохранились два экземпляра золотых с именем «Дмитрия Ивановича» достоинством в «десять угорских» и «в один угорский».


Жалованный золотой в один угорский Лжедмитрия I. Московский денежный двор, 1605-1606. Золото, чеканка.
По своему внешнему виду они схожи и кратны по весу западноевропейским золотым дукатам, в русской терминологии - «угорским». Золотые высших номиналов несли изображение государственного герба, а золотые в десять угорских совершенно подобны большой печати государей всея Руси. На одной стороне двуглавый орел со щитком, в центре которого изображен ездец, на другой - тот же орел с единорогом в щитке.


«Свадебный» золотой в десять угорских Лжедмитрия I. Россия, 1606. Золото, чеканка.
Изображение самозванца запечатлено и на золотых медалях, отчеканенных в Польше и в Москве, к его свадьбе. Наиболее известна созданная в Польше золотая медаль, на которой Лжедмитрий представлен в три четверти, с непокрытой головой, в плаще. Позже были сделаны многочисленные ее повторения.


Медаль в память коронования Лжедмитрия I.



Медаль в память коронования Лжедмитрия I.
На выставке можно увидеть и панагию, принадлежавшую патриарху Гермогену. Активный противник Лжедмитрия, отправленный им в ссылку. При царе Василии Ивановиче Шуйском был возвращен в Москву. Противник семибоярщины.


Панагия. Принадлежала патриарху Гермогену. Россия, 1603. Серебро, хрусталь.
С декабря 1610 года патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся патриархом по городам и сёлам, побуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Уже из заточения Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. 17 (27) февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер от голода.


Фрагмент. Панагия. Принадлежала патриарху Гермогену. Россия, 1603. Серебро, хрусталь.
После восшествия на престол царь Василий Шуйский отказался от выводов своего расследования о смерти царевича Дмитрия, обвинив в убийстве Бориса Годунова. Тело царевича Дмитрия было перезахоронено в Успенском соборе Московского кремля. И хотя это не помогло удержать ему власть. Страстотерпиц царевич Дмитрий стал святым покровителем новой династии Романовых.


Шапочка. Принадлежала царевичу Дмитрию. Россия, конец XVI в.
Сукно - Англия (?), XVI в.Тафта - Восток, XVI в.
Сукно, тафта, золото, драгоценные камни, жемчуг.
Приходите в кремль, древня крепость ждет вас, чтобы рассказать о гениях и злодеях Русского государства, о Смутном времени и событиях последних Рюриковичей.

Выставка продлится до 25 июля 2021 года.

Адрес: Московский Кремль. Одностолпная палата Патриаршего дворца.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

выставки, Московский Кремль, отчёт

Previous post Next post
Up