Писать весь год времени не было, поэтому пусть будет короткий отчёт обо всём, что сыграно, прочитано и выслушано. Для начала - игрушки. Играть получалось не то чтобы очень много, но всё же с десяток игр было пройдено, как обычно - всякие RPG и тактики. Из моего
списка в 2022 не вышло почти ничего, поэтому большая часть пройденного - из предыдущих годов. Из вышедшего, не удалось поиграть в Marvel's Midnight Suns, поскольку игра в русском Стиме не продаётся, а возиться с обходными путями мне лень, да и вообще - не хотя продавать, ну, значит, не увидят моих денег, ещё буду я за ними бегать с кошельком нараспашку.
Коротко, топ игр:
Игра года: Knights of the Chalice 2. Вторая часть KotC получилась такая же упорото-хардкорная, как и первая, а может даже ещё круче. Каждый бой - челлендж, ни одного проходного сражения, ни одного трэшового моба. И очень, очень хорошая имплементация D&D-боёвки. Не побоюсь этого сказать - лучше, чем у нас в Pathfinder. Есть в игре и неудачные решения - например, в стартовой деревне можно пропустить несколько квестов, и потом всю игру страдать от недостатка опыта. Плюс, некоторые классы и варианты магического оружия слишком мощны, что, с одной стороны, позволяет хоть как-то справляться с огромной сложностью игры, а с другой - делает все другие варианты менее привлекательными, снижая вариативность. Тем не менее, это всё равно лучшая RPG года - давно я не испытывал столько фана, как с ней.
Второе место: Queen's Wish 2. Редкое событие - игра Spiderweb Software не стала для меня игрой года номер один. С другой стороны, это очень прочное второе место. В QW2 нет ничего нового по сравнению с первой частью (разве что мне показалось, что в сражениях, всё-таки, стало чуть меньше врагов, вводящих партию в стан), сюжет продолжает развиваться, ну, и все отличительные черты игр этой компании, которые мне столь милы - на месте.
Третье место: ATOM RPG: Trudograd. Дополнение к ATOM RPG, переросшее в отдельную игру. Что чувствуется. Игра наследует почти все минусы и не все плюсы базовой ATOM RPG, но зато не слишком длинна, и не успевает в конец надоесть. В более урожайный год, не видать бы ей этого третьего места, но больше на него ставить нечего.
Теперь всё прочее:
Encased
Encased проиграла борьбу за третье место ATOM RPG потому, что имеет невероятно унылую боёвку. Ну и последняя четверть игры выглядит так, будто её не успели доделать (хотя, я не играл в игру с последним патчем, который вышел в феврале - может быть он что-то и добавляет). В остальном, это неплохой Fallout-клон из России, с несколькими интересными идеями, но без прорывов и разрывов.
The Dungeons of Haheulbeuk
Слишком длинная тактическая RPG с слишком унылыми потугами на юмор. Будь она раза в 3 короче - ещё можно было бы её похвалить, но 34 часа, полных совершенно несмешных шуток - это перебор.
XCom Chimera Squad
Идея дать поиграть союзом людей и инопланетян прикольная, всё остальное - плохо. Как можно было ТАК сломать UI? Всё глючит, и попросту неудобно. Ну, и сюжет довольно уныл, бои далеко не так хороши, как в XCom 2, слишком много проходных боёв. Увы, но это провал.
Solasta с DLC The Lost Valey
Релиз первого большого DLC показал, что авторы Solasta ничему не учатся. Бои по прежнему скучные, сюжет не очень интересен, боссы унылы. Особенно плохо Solasta сейчас смотрится на фоне Knights of the Chalice 2 с её гениальным дизайном боёв. Да, в KotC 2 тоже нет сюжета, но зато в неё интересно играть, а в The Lost Valey - ну так себе.
Stray
Котик милый, всё остальное - не моё. Навигация в 3д мире бесила, забеги с врагами местами слишком сложные, и никогда не весёлые, сюжет не впечатлил. Пожалуй, хороший показатель то, что я пол игры думал о мотивации героя: почему обычный котик, без какой-либо электроники в мозгу или видимых зачатков интеллекта столько делает, чтобы выбраться из подземного города наружу? Он действует слишком целеустремлённо, как будто разумен. Я бы простил это, если бы в ходе игры выяснилось, что котик не простой - но на это ничего не намекает. Короче, "игра года" по мнению половины изданий мне не понравилась. Но, будем честны, просто жанр не мой.
Gamedec
Первая виденная мной попытка сделать игру в новом поджанре RPG - Disco Elysium-like. Назовём такие игры "дискоиды", по аналогии с "дьяблоидами". Получилось плохо - игра не имеет в себе ни капли весёлого безумия, которое делало DE интересным, но при этом ничем не компенсирует отсутствие боёвки. В результате, имеем всё тот же скучноватый геймплей ("ходим - говорим - кликаем на активные точки"), но без интересных персонажей. Сюжет запутан, и одновременно полон клише и не вызывает интереса. Прокачка совершенно унылая. Попытка чуть-чуть разнообразить геймплей, добавив простеньких механик типа выращивания овощей на ферме, не сработала. Разочарован, но игра короткая, что её хоть как-то извиняет.
В целом, год был очень так себе в плане игр. Посмотрим, что будет в 2023 - надеюсь, мы, наконец, увидим Baldur's Gate 3, ну, и наша W40K: Rogue Trader мне кажется довольно перспективной :)