Книги: трилогия "Канал имени Москвы", Роман Канушкин

Apr 29, 2022 19:44

Я, в некотором роде, фанат канала имени Москвы, и всегда хотел посвятить ему какое-нибудь произведение - книги, или игру. Уже много лет у меня в голове тихонечко поворачивался сюжет про путешествие по пост-апокалиптическому Каналу от Москвы до Дубны и обратно, с целью оттуда привезти что-нибудь научное :) Детали, правда, всегда оставались очень размытыми, потому что любая попытка выстроить повествование у себя в голове быстро утыкалась в тот печальный факт, что в случае развали цивилизации Канал не выживет - не работаю насосы без электричества, а кто его будет поставлять в случае любой масштабной катастрофа именно на этот, не самый важный объект?

Тем сильнее был мой интерес, когда в реклама на Пикабу я увидел книгу под названием "Канал имени Москвы". Я даже не поленился честно купить её на Литресе - благо денег она стоит там вменяемых. Впечатление смешанные. С одной стороны, кто-то написал книгу, которую хотел я сам (но никогда бы не написал, потому что времени нет). С другой - хотя сюжет и взят частично у меня из головы, я-то написал бы по другому! Не говоря уже о том, что хотя автор и весьма опытный писатель, качество его текста находится на уровне "среднестатистической русской фантастики".

Книжка написана в жанре пост-апокалиптической мистики, а это значит, что детальных технических подробностей о функционировании Канала - да и мира, честно говоря, - мы не получим. Всё будет скрыто завесой намёков и умолчаний, за которыми скрывается незнание самого автора. Некоторое время назад (около 100 лет, или больше, или меньше) произошло что-то, и все земли накрыло опасным Туманом. В нём живут всякие твари, и в целом он для здоровья не полезен. Если в него ходить глубоко - то скорее всего помрёшь. У тумана есть ограничение - открытую воду он не пересекает и в целом не любит, в связи с чем оставшаяся цивилизация ютится вдоль рек, и в частности - Канала имени Москвы, шлюзы и насосные станции которого продолжают каким-то образом работать. А ещё там творится много всякой хтони по берегам, а по ночам и в "плохие дни" - и на воде. Поэтому путешествие по Каналу - занятие непростое, тем более что старенький дизельный флот весь давно сгнил, и ходят нынче лишь на гребных и парусных судах.

Ещё, есть некие Гиды. Это такие особо крутые парни, которые в Туман ходят как на работу, исследуют его, приносят оттуда всякое полезное что осталось от старых времён, и в целом ведут с ним борьбу (правда, опять-таки неясно какую: повседневная работа Гидов в романе не описана вообще никак). Гид со странной фамилией Хардов становится одним из героев книги. Это такой типичный "русский спецназовец" из бесконечной "русской боевой фантастики": одним махом семерых убивахом любым оружием, а нюх как у собаки, а глаз как у орла. Вторым героем числится простой парень Фёдор из Дубны, которого родители определили в бухгалтеры, но его манит дорога приключений и работа Гребца - одного из тех, кто ходит по Каналу.

Хардов нанимает Фёдора юнгой в лодку, на которой должен довезти ценный груз аж до самой Москвы, где в здании МГУ окопались учёный и гиды, бьющиеся над загадкой тумана. Грузом является молодая девушка, впрочем, чем именно она ценна - Хардов не говорит, и долгое время это совершенно не понятно и не важно. А потом важно, но не понятно.

Противостоит им на пути помянутая выше хтонь (в лице, например, призрака статуи Сталина у Дубны, стреляющей лучами из глаз, а так же многих других тварей из тумана), а так же гид-отступник Медведь, задумавший захапать ценный груз себе (с непонятной целью; кажется, он и сам толком не знает, зачем ему девчонка), плюс некоторое количество второстепенных злодеев, которые будут друг другу мешать.

Путь по Каналу описан довольно подробно - чувствуется, что автор неплохо знаком с этой местностью, уж не хуже меня. И даже я подозреваю имеет дачу или дом где-то в районе 4ого шлюза, поскольку его насосной станции (которая почему-то названа Комсомольской, хотя это название относится в реальности не к ней, а к пристани, что чуть ниже по течению) отведена особая роль в повествовании. Впрочем, может он больше знаком с Икшей? Этому городу в книге тоже отведено очень много времени и эпитетов. Всем этим книга, конечно, и привлекательна для меня при её прочих минусах - упоминание знакомых мест радует душу, хотя сюжет и преобразил их, придав почти каждой достопримечательности мистические качества (чаще отрицательные).

А вот в минусы я бы записал то, что нифига не понятно. И на протяжении трёх томов сильно понятнее не станет. Ни природа тумана, ни детали породившей его катастрофы, ни то, как работаю способности гидов - почти никаких правил мира мы так и не выясним. Для кого-то это нормально - более того, для этого жанра это нормально, - но меня бесит страшно. Куда как больше я люблю Брэндона Сандерсона, с его магическими системами с чёткими правилами и ограничениями. Совершенно непонятна так же мотивация второго, "скрытого" антагониста - ещё одного варианта призрака Сталина, передвигающегося по реке на призрачном корабле "Кая Везд" ("Октябрьская Звезда").

Дальше будет небольшой спойлер, но я не думаю, что кто-то из моих читателей возьмётся за эту книгу, а если и возьмётся - простит мне раскрытие этого момента сюжета, но не рассказать о нём я не могу, ибо показать градус упоротости происходящего надо. Дело в том, что гид-предатель Медведь имеет интересную привычку. Порой он приплывает на 4ый шлюз, запирается в здании насосной станции, и что-то там с ним происходит, после чего он выходит весь выжатый как лимон, но просветлённый (в том плане, что с новыми идеями и планами). Его соратники не представляют, что там творится, но мы узнаем об этом. Так вот, крепитесь, друзья - он там слушает музыку и разговаривает с призраками Джимми Хендрикса и Бориса Гребенщикова. Именно так. А в самом конце, когда силы, на самом деле контролирующие Комсомольскую, окончательно сломят его, он пройдёт по лестнице, и окажется на той самой "Октябрьской Звезде", плывущей по вечному сияющему миру молодости и коммунизма, в компании Сталина и Берии, которые будут его уговаривать сделать... Что? Зачем? Как? К сожалению, достойного завершения вся эта наркомания не получит.

Пересказывать сюжет второй и третьей книги серии в деталях я не буду. Мне они показались менее интересными, возможно потому, что герои покинули, собственно, Канал, и дальше приключались сначала на Пироговском водохранилище в обществе местных полоумных монахов-пиратов (кого они там грабят-то, если сообщения между Каналом и Москвой почти нет?!), а потом - уже в Москве, со всякими её непонятными интригами. Финал же трилогии показался мне совсем высосанным из пальца: оказалось, что всё это время один злодей, которого мы не встречаем до третьей книги ни в каком виде, готовился сделать одну гадость, смысл которой от меня ускользнул, но наши герои его героически победят и обратят гадость в равноценно непонятной благо. Попутно победив и Сталина с его гнилым пароходом (хотя какой был во всём этом его интерес - так и останется загадкой).

В целом, у меня создалось впечатление, что изначально дальше первой книги никакого сюжета у автора не было, и дальнейшие приключения героев он старательно высасывал из пальца, потому что она, видимо, неожиданно продалась достаточным количеством экземпляров, чтобы издатель выдал ему аванс на ещё две. Тем не менее, записывать трилогию в полные провалы тоже не стоит - читал я тексты и хуже за свою жизнь. Будет это пробой пера молодого автора - я бы, пожалуй, пожелал бы ему удачи и может быть стал бы в пол глаза следить за дальнейшими успехами, сожалея только о том, что за книгу о моём любимом Канале он взялся первой, но это не тот случай.

Роман Канушкин, книги, Канал имени Москвы

Previous post Next post
Up