Несмотря на то, что науке утвердилось мнение о том, что первым христианским государством в мире было сирийское
царство Осроена (в начале III века), можно предположить, что на самом деле первые страны, сделавшие христианство государственной религией, находились существенно восточнее. Речь идет о государствах на территории полуострова Индостан.
В сирийском тексте начала III века "Деяния Фомы" есть детальное описание крещения царя Индии Гундафара апостолом Иудой Фомой. В этом царе не без оснований видят одного из индо-парфянских правителей - Гондофара I, имевшего столицу в городе Таксила (ныне Пакистан) в I веке. Возможно, что Гондофар - это не имя, а титул индо-парфянских царей.
Портрет царя Гондофара на его монете I века.
Деяния Фомы
И когда пришел Иуда к Индийскому городу с Хаббаном купцом, пошел Хаббан поприветствовать Гундофара царя Индии...
И они просили его, чтобы они могли получить символ (крещения), говоря ему, так как обратились души наши к Богу, чтобы принять символ: "Слышали ибо мы, Бог тот, которого ты проповедуешь, по знаку узнает он всех овец своих".
И когда прошли 7 дней, в день 8-ой вошли они трое в ванную комнату ночью, чтобы окрестил их Иуда. И светильников множество было засвечено в ванной комнате. И когда они входили в ванную комнату, вошел прежде всех них Иуда. И явился им Господь наш, и сказал им: "Мир с вами, братья мои".
И они обратили также царя, и также множество братии собрали, пока стала известна молва об апостоле в индийском городе. И они пришли к нему и соединились с ним.
Апостол Фома принял в Индии мученическую смерть. Его убили по приказу Маздая, другого индийского царя. Который впоследствии также стал христианином. По Житию св.Фомы останки апостола переправили на запад - в
город Эдессу, столицу Осроены. Возможно, это произошло в 232 году по приказу римского императора Севера. Культы апостолов Фомы и еще ранее Фаддея (Аддая) для сирийской Осроены были самыми значимыми.
«Житие апостола Фомы»
«Возвращаясь с победой над персами, а именно - над персидским царем Серсом, император Север Александр встречает посланников сирийцев, которые умоляют его послать кого-нибудь к индийским князьям, которые согласны передать мощи святого апостола Фомы жителям Эдессы. И так случилось, что святое тело было перенесено из Индии в город Эдесса в серебряной урне, подвешенной на серебряных же цепях».
Карта Индо-Парфянского царства, I век. Ныне, это территория Пакистана.
О существовании христианских общин на востоке и в частности на территории Индостана писали многие ранние христианские авторы. Сирийский богослов Бардесан (конец II века) описывал христиан Парфии и Бактрии - территории сопредельной государству царя Гондофара, крещеного апостолом Фомой.
Бардесан "Книга законов стран" (около 196 года).
Мы христиане по имени нашего Мессии…Что касается наших обычаев, наше братство воздерживается от всего, что противоречит нашей вере. Парфянские христиане не берут в жёны двух жёнщин, наши сёстры из Бактрии воздерживаются от блуда с иноземцами.
Об организации христианской церкви в Индии апостолом Фомой повествует ранний текст из северной Сирии начала III века «Наставление (учение) апостолов» (Didascalia Apostolorum).
«Наставление (учение) апостолов»
«Индия и все ее территории, и все, что к ним прилегает до самого дальнего моря, получило апостольское священство из рук самого апостола Иуды Фомы, который был предводителем и правителем церкви, которую он здесь построил».
Персидский крест или крест Святого Фомы с пехлевийской надписью, VI-VII вв. из церкви построенной на месте, где по преданию был убит апостол, Ченнаи, Тамил Наду, Индия
Историк ранней Церкви Евсевий Кесарийский (начало IV века) оставил интересное замечание о том, что христианство в Индию возможно принес не Иуда Фома, а апостол Варфоломей. Он писал, что глава Александрийской богословской школы Пантен посещал Индию в конце II века, где он обнаружил христианскую общину. Есть предположение, что апостол Варфоломей и Фома - это одно и то же лицо.
Евсевий Кесарийский
Многие, да, многие возвещали тогда слово евангельское; по внушению Господню, подражали они Апостолам, распространяя слово Божие и наставляя в нём. Пантен, один из таких, доходил до земли индийцев и, говорят, нашел у местных жителей, познавших Христа, принесённое к ним еще до его прибытия Евангелие от Матфея. Христа проповедовал им Варфоломей, один из Апостолов; он оставил им Евангелие от Матфея, написанное еврейскими буквами; оно сохраняется и доныне.
В 512-518 гг. византийский купец Косма Индикоплов («плававший в Индию») упоминал в своей «Христианской топографии» множество христианских общин в Индии - как на юге, на Малабарском побережье, так и на севере - в Стране гуннов (нынешние Афганистан, Пакистан и север Индии) там, где ранее существовало гос-во царя Гондофара.
«Христианская топография»
И на Тапробане (Цейлон) острове во Внутренней Индии - там, где Индийское море, имеется церковь христиан с клиром и верующими. Точно так же в месте, называемом Мале (Малабарское побережье), где растет перец, и в месте, называемом Каллиана (ныне недалеко от Мумбаи). Там также есть епископ рукоположенный в Персии...Несметное количество монахов и епископов есть также в Бактрии, в Стране гуннов, в Персиде, в остальной Индии, у персидских армян, мидян, эламитов и во всей персидской стране.
Читайте также:
Пещера Авраама, Святая София и могила апостола Фомы - история культовых мест Эдессы Собор Святой Софии в Эдессе. Где он находился?