Этот храм был одним из чудес света. Церковь считалась самой величественной в Халифате. Великий собор Эдессы - Святая София, был возведен на месте древнейшего христианского храма города, последний, так называемая"старая церковь", возможно даже являлся древнейшим христианском храмом в мире. Христианство стало государственной религией в Осроене очень рано, поэтому первая церковь в ее столице - городе Эдессе, появилась уже во II веке. С большой вероятностью церковь Эдессы была возведена на месте главного языческого храма, принадлежавшего богине русалке Атаргатис. По сирийским хроникам территория, где находился собор Эдессы, постоянно затапливалась водами реки Дайсан. Она находилась в низине между городскими холмами. Сейчас это место в современном турецком городе Шанлыурфе носит название
Былыклыгель (Рыбные озера) по названию сохранившихся священных озер с рыбами, когда-то посвященных богине с рыбьим хвостом.
Вид на священный пруд в Балыклыгеле, фото начала 20 века. Справа, крыша мечети Халил-ар Рахман, слева, чуть далее, османская мечеть Ризвание.
Ал-Мукаддаси, 10 век
В городе особняком стоит мечеть, представляющая собой разрушающееся здание. Но в Ар-Руха (в Эдессе) есть великолепная церковь с арочными галереями, облицованная мозаикой. Это одно из чудес света.
Всего чудес света три: Александрийский маяк, Мост Санджара и Церковь Ар-Руха.
Многие исследователи, видимо находясь под впечатлением от священных рыбных прудов Эдессы, считают, что собор Святой Софии находился рядом с этими прудами в буквальном смысле. Предполагается, что сохранившиеся исламские мечети
(Халил-ар Рахман и Ризвание) стоят непосредственно на месте древнего христианского собора и возможно мартирия св. Фомы. Тем самым на одной священной территории как бы объединяются сразу три религиозные традиции - языческая, христианская и исламская. Что во многом верно, но ниже я хочу показать, что непосредственной преемственности у древних строений здесь все же нет. Хотя, нынешний достаточно обширный парк Балыклыгель несомненно включает в себя все строения на месте древнейших культовых построек города.
Ниже на фото, священные пруды Урфы в 1960-х годах. В это время западная граница самого города проходила по западной границе священных озер. По этой границе шла городская крепостная стена, через шлюзы в которой река Дайсан втекала в город. Река спускалась по обширной равнине, что видна на фото левее. Именно на этой равнине в 2006 году был найден большой византийский дворец VI века с мозаиками - "Вилла амазонок", о котором
я писал ранее. Удивительно, но в позднеримское время город был существенно больше, чем во второй половине 20 века. Равнина, где на фото видны лишь сады, была застроена колоннадами и дворцовыми строениями.
Начать имеет смысл с вопроса о расположении языческого храма Атаргатис в Эдессе. Как известно, этот культ был связан с водой, саму богиню иногда изображали с рыбьим хвостом. Поэтому то, что храм Атаргатис находился в низине, рядом с существующими священными бассейнами с рыбами, это очень вероятно. Здесь важно отметить, что почти все известные храмы женских божеств в Малой Азии возводились также в болотистых низменностях. Например,
знаменитый храм Артемиды в Эфесе стоял на участке подверженном постоянным затоплениям. Древнейший храм Артемиды там был разрушен в результате очень сильного наводнения, которое сформировало поверх руин этого храма значительный слой речного ила. В низине стоял и храм Артемиды в Сардах, храм богини Лето в Ликии был также возведен на болоте. Удивительно, но храмы богинь напрямую не связанных с водными культами (культ Артемиды в Эфесе принято считать адаптированным для греков культом малоазийской Кибелы, чье имя скорее связано с горами, а не болотами) строились на заболоченных территориях. В силу этой традиции можно считать, что многие ныне не найденные храмы в Малой Азии находились тоже где-то в низинах. Это касается в частности проблемы поиска известного храма Артемиды в Перге, древнем городе, расположенном рядом с нынешней Антальей. Многие исследователи склоны обнаруживать остатки этого святилища на возвышенности - на акрополе Перге, что несомненно является ошибочным мнением.
Все это объясняет, почему жители Эдессы продолжали упорно возводить свои (уже со II века христианские) храмы в постоянно подтопляемой местности вдоль русла реки Дайсан. Эти церкви регулярно разрушились наводнениями, но их упорно продолжали строить на территории, которая видимо еще с глубокой древности считалась священной. Только в XI веке, захватившие Эдессу крестоносцы, будучи не связанными местными традициями, стали считать кафедральным собором церковь св. Иоанна в Старом городе Урфы, расположенном на возвышенности (сейчас на его месте стоит мечеть Салах ад-Дина, переделанная из армянской церкви).
Вид со стен цитадели на Балыклыгель в первой половине 20 века. Газон на переднем плане - это место, где любят располагать собор Святой Софии многие исследователи. Скорее всего, это мнение ошибочное. На заднем плане, на городском холме, видна огромная армянская церковь Богоматери, ныне мечеть Салах ад-Дина.
Итак, где же могла находится Святая София - древний сирийский кафедральный собор, который арабские авторы считали чудом света? Никакие археологические раскопки в нынешнем парке Балыклыгель не проводились, и даже сама мысль о них считается святотатством, так как священные пруды сейчас - это основа культа пророка Ибрахима (Авраама) в турецкой Шанлыурфе. Поэтому выводы можно делать только по имеющимся письменным источникам и общим соображениям.
И уже старейший письменный источник - Эдесская хроника (VI век) ставит под некоторое сомнение, предположение о том, что главный христианский собор находился рядом со священными прудами. Ибо по тексту этой хроники эти источники (т.е. некие пруды) располагались во дворце царей Осроены. При страшном наводнении 201 года царский дворец Абгаридов практически перестал существовать, его пришлось отстраивать заново, но опять же над источниками. Старая церковь не была уничтожена, возможно в том числе потому, что она не находилась в царском дворце - практически все письменные источники всегда разграничивают главный храм города и царский дворец.
Эдесская хроника
В год 513, в царствование Севера, в царствование царя Абгара, сына царя Ману, в месяце тешрине втором (ноябрь 201 г. н. э.), переполнился водный источник, который выходит у большого дворца царя Абгара великого. Он переполнился, как бывало и прежде, поднялся, стал полон и разлился во все стороны, достиг дворов, колоннад и домов царских, которые наполнились водою. Когда увидел это господин наш царь Абгар, он поднялся на плоскогорье над своим дворцом, где находились и жили рабы, царские работники. Пока мудрецы размышляли, что им делать с излишней водой, которая прибывала, случилось так, что ночью пошел большой и страшный дождь и вышел (из берегов) Дайсан не в свой день и месяц. Излишняя вода потекла и достигла шлюзов, державшихся обитым железом и железными запорами, которыми были заперты. Так как не было выхода воде, то она образовала большое море вне стен города и стала втекать между зубцами стен в город. Царь Абгар, стоя на высокой башне, называемой персидской, смотрел при огненных факелах на воду и приказал, чтобы были открыты ворота и восемь шлюзов западной стены города, откуда втекает река. Но в тот же час прорвала вода западную стену города, вошла в город и разрушила большой и прекрасный дворец господина нашего царя. Она уносила все, что встречала перед собой: красивые и прекрасные здания города, все что было вблизи реки с юга и с севера, повредила также храм церкви христианской.
Господин же наш царь Абгар приказал построить себе царскую постройку для проживания в Бет Тебара. Там он проживал все зимнее время. Летом он спускался в новый дворец, который был ему выстроен над источником. Также его знатные построили себе строения по соседству, где жил царь, на высокой улице, называемой Бет Сахрайе.
Крыша мечети Халил-ар Рахман, ее аюбидский минарет, который многие ошибочно считают христианской колокольней. На заднем плане, древняя цитадель Эдессы. Зимний дворец Абгара, что в Бет Тебара по "Эдесской хронике", был возведен в городской цитадели. Возможно, что две колонны остались как раз от него.
Следующий по дате письменный источник - "Паломничество Эгерии" (IV век) подтверждает, что "источники полные рыбы" находились внутри царского дворца. Также в рассказе европейской паломницы явно различаются дворец Абгаридов и церковь с гробницей св. Фомы. Были ли Великая церковь Эдессы и мартирий Фомы одним строением или двумя не совсем ясно. Рассказ Эгерии можно трактовать двояко. В ранней Эдесской хронике утверждалось, что в 394 году (в 705 году селевкидского календаря) мощи апостола привезли в некий большой храм, как правило "большой церковью" в Эдессе называли именно кафедральный собор - будущую Святую Софию.
Эдесская хроника
В 705 году, 22 числа месяца аба (августа), привезли ларец апостола мар Фомы в его большой храм, в дни епископа мар Кира.
«Паломничество Эгерии»
Отправившись оттуда, мы, о имени Христа Бога нашего, прибыли в Эдессу и, прибыв туда, тотчас направились к церкви и к гробнице Святого Фомы. И там мы, по обыкновению, произнесли молитвы и исполнили все, что обыкновенно делали в Святых местах; прочли также некоторые места из Святого Фомы. Там есть церковь, большая и очень красивая, выстроенная недавно и вполне достойная быть домом Божиим.
Затем мы вошли во внутренность дворца, и там были источники полные рыбы, каких я еще никогда не видала, то есть столь больших, столь чистых и столь вкусных. Сам город теперь не имеет совершенно никакой другой воды, кроме той, которая течет из дворца и которая похожа на большую, как бы серебристую, реку.
И еще сказал нам святой епископ, что там, где эти источники пробились, было до того времени поле, внутри города, прилежавшее ко дворцу Авгаря. Этот дворец Авгаря был расположен как бы на возвышенном месте, как он оказывается и теперь, как ты видишь. Ибо в то время был такой обычай, что дворцы, всякий раз как строились, делались на возвышенных местах. Но после того, как в этом месте пробились эти источники, Авгарь выстроил в этом месте этот дворец сыну своему Магну, то есть тому, подлинное изображение которого ты видишь находящимся рядом, и при том выстроил так, что эти источники были включены внутрь дворца.
Пруд Авраама и мечеть Ризвание в начале 20 века.
В анонимной сирийской хронике от 1234 года утверждается, что дворец Абгаридов все еще существовал в начале VII века, когда в нем поселился византийский император Ираклий во время своего пребывания в Эдессе. В "Великую церковь" он специально ходил из дворца. Это лишнее подтверждение того, что у "начала источника" (т.е. во дворце) церкви не было.
Анонимная хроника 1234 года
В эти дни император Ираклий прибыл в Эдессу и поселился во дворце, что стоит у начала источника. В один из дней он отправился в великий храм, чтобы принять таинства.
В VI веке был создан специальный гимн на сирийском языке прославляющий церковь Святой Софии. Этот гимн содержит описание храма. Церковь имела квадратный план, "со всех сторон у нее одинаковый фасад". И главное, что храм был окружен водой - "воды окружают его, как море [окружает мир]".
Гимн Святой Софии
Она [церковь] действительно прекрасна - как огромный мир в миниатюре, в меньших размерах, но той же формы. Воды окружают ее, как море [окружает мир]. Вот, ее крыша вытянута, как небеса без колонн, сводчатые и прочные, украшенные к тому же позолоченными мозаиками, как небосвод с яркими звездами. Ее высокий купол устроен подобно небесам небес (3 Царств 8:27); подобно шлему, его верхняя часть плотно прилегает к нижней части. Великолепие ее широких арок - они сделаны подобно четырем углам Мира. По разнообразию своих цветов они напоминают славные радужные облака. Другие арки окружают ее, как утесы, выступающие из холмов, - ими вся крыша связана со сводами. Ее мрамор несет на себе изображение нерукотворного портрета [Иисуса], и стены ее обложены гармонично. Она великолепно отполированна и бела, в ней собран свет, подобный [свету] солнца. На ее кровлю положили свинец, чтобы она не была испорчена потоками дождя; в ее крыше совсем нет дерева, она вся как будто выплавлена из камня. Храм окружен роскошным двором с двумя портиками, образованными колоннами, символизирующими племена Израиля. Со всех сторон у него одинаковый фасад; в его алтарь проникает свет сквозь три открытых окна.
Кажется, что гимн противоречит более ранним текстам, которые утверждали, что водные источники были во дворце, а не вокруг церкви. Но совершенно естественно, что русло реки Дайсан не ограничивалось только нынешними священными прудами. Вода реки и сейчас продолжает течь с запада на восток. Вполне вероятно, что собор Святой Софии стоял по направлению течения реки, но несколько восточнее.
Видимо именно здесь у современных турецких идеологов возник соблазн считать участок на котором возвели современную мечеть Мевлид-и Халил местом расположения Святой Софии, а ранее храма богини Атаргатис. О чем
я писал ранее. Но если посмотреть карту парка Балыклыгель можно заметить, что современная мечеть Рождения пророка Ибрахима (Авраама, Мевлид-и Халил) слишком прижата к скале цитадели Эдессы, т.е. она находится южнее основного русла реки, которая в определенном виде существует и сейчас, это два канала исходящие из священных озер, и уводящие воду к востоку. Также как это было и в древности.
План Урфы немецкого путешественника Карстена Нибура (1766 г.). Север города слева, юг - справа. В правом нижнем углу изображена цитадель Урфы (5), рядом с ней пруды Авраама (7), т.е. нынешний Балыклыгель. Два канала от прудов тянутся к востоку через весь город, это старое русло реки Дайсан. Вода попадала в город через шлюзы в западной стене.
На плане парка Балыклыгель 1970-х годов можно детально рассмотреть расположение прудов и строений. Этот проект был воплощен после 1990 годов. На плане пока еще нет новой мечети Йени джами в комплексе Макама Ибрахима (коричневая подкова, правее и ниже). Но контуры этой мечети уже обозначены. Два канала, выходящие из длинного озера Авраама и озера Зулейха (с островом посередине), проходят севернее контуров Новой мечети. С большой вероятностью эти каналы соответствуют руслу реки Дайсан, ныне уже не существующей. Видимо, по течению этих каналов и нужно искать место, где стоял собор Святой Софии. Вероятно, что сейчас на этом месте располагается коричневое прямоугольное строение с прилегающим двором, что правее. Это комплекс мечети султана Узун Хасана 15 века.
Многие исследователи пытались втиснуть собор в самый юго-западный угол парка (левее и ниже), как бы между двумя прудами. Место для него там действительно есть. Но я хотел бы заметить, что угловая территория находится вне зоны русла реки, она текла с севера и у западной стены города делала поворот на восток, втекая под крепостную стену. И главное, непонятно зачем нужно втискивать туда кафедральный собор города, ведь раньше это был угол крепостных стен. Ныне уже не существующих, но их основания можно видеть еще на фото конца 19 века (на плане им примерно соответствует желтая дорожка). Несомненно, такое расположение не способствует обзору главного храма, который как минимум с двух сторон был бы закрыт - с юга скалой цитадели и ее стенами, и с запада городской стеной.
Вид на западные крепостные стены Урфы с горы цитадели в начале 20 века. Сейчас эти стены полностью исчезли. Справа, начинается парк Балыклыгель с прудами, хорошо виден минарет мечети Халил-ар Рахман.
Джуда Сегал в свой книге «Эдесса - благословенный город» предполагал, что нынешние мечети в парке Балыклыгель могут соответствовать старым сирийским церквям. В частности, он считал, что нынешняя мечеть Халил-ар Рахман может стоять на месте Святой Софии, а мечеть Ризвание возвели на месте мартирия Святого Фомы (он однозначно разделял кафедральный собор и гробницу святого). При этом он игнорировал ранние сообщения хроник о том, что территория прудов находилась в царском дворце, где собор и гробница Фомы не упоминались. Его мысль о преемственности современных мечетей от старых церквей Урфы несомненно во многом верная, но эмоциональная привязанность к нынешним святым местам парка Балыклыгель не может быть конструктивной. В сущности, Джуда Сегал и многие другие исследователи повторяют пожелания современных турецких идеологов об обязательной преемственности между нынешними культовыми сооружениями и древнейшими храмами.
Сирийские хронисты считали, что мартирий Фомы и Святая София находились в юго-западной части города, но нет никаких оснований загонять эти во многом значительные строения непосредственно в самый юго-западный угол крепостной стены, как я заметил это выше.
Собор св.Софии был несомненно грандиозным сооружением, персидский автор Хамдаллах Казвини писал, что его высота могла составлять 50 метров (более ста локтей). Такую высоту имел как известно собор Святой Софии в Константинополе.
Хамдаллах Казвини
Город Руха (Эдесса). Это Четвертый Климат. Он построен из тесаного камня, в городе есть церковь, тоже построенная из камня, с куполом, возвышающимся в центре на высоту более ста локтей над землей. Ибн Хордадбех (автор 9 века) говорит, что во всем мире никто никогда не строил более красивого и величественного здания, чем это. Однако в настоящее время оно в руинах.
Капитель, привезенная в музей Шанлыурфы из Харрана, вполне возможно могла принадлежать изначально эдесской Святой Софии.
Скорее всего, информация Казвини это во многом преувеличение, но несомненно, что София Эдесская - значительное строение, имевшее площадь основания существенно больше любых нынешних исламских мечетей в Балаклыгеле. Айя-София в Константинополе - это четырехугольник (тоже почти квадрат) 75,6 на 68,4 метров. Для сравнения, основание мечети Халил-ар Рахман у озера Авраама всего 20 на 15 метров, даже большая современная мечеть Йени Джами в комплексе Мевлид-и Халил занимает всего 28 на 31 метр. Только площадь всех дворов Мевлид-и Халил (50 на 116 метров) дает результат сопоставимый с дворами Святой Софии (обширный двор с портиками упоминается в ее сирийском гимне). Значительные размеры собора Эдесса не позволяют нам совсем произвольно искать его основание. Церковь банально не везде может уместиться.
Фото недавно построенного комплекса мечети Мевлид-и Халил. Перед ним можно видеть значительный пруд созданный в середине 20 века.
Также имеет смысл учитывать активную строительную деятельность в парке Балыклыгель в 20 веке. Современные фото демонстрируют нам, что почти вся площадь парка перекапывалась при возведении фундаментов дворов мечети Мевлид-и Халил и устроении новых прудов. Несмотря на то, что археологические раскопки в Балыклыгеле не проводились, в ходе работ основание древнего собора могло быть найдено хотя бы случайно. Но по факту, об обнаружении фундаментов Святой Софии в Урфе ничего неизвестно.
Сейчас значительный бассейн восточнее священных прудов Авраама уже засыпан. Но до 1980-х годов он существовал. Этот пруд выкопали где-то в 1960-х годах. На фото строительство дворов мечети Мевлид-и Халил и ныне засыпанный пруд к северу. В центре фото, за дворами Новой мечети наблюдается значительное строение с тремя куполами - это мечеть султана Узун Хасана, возведенная в середине 15 века. Это самое большое и старейшее сооружение, входящее в состав нынешнего парка Балыклыгель (старше этой мечети только минарет комплекса Халил-ар Рахман, начала 13 века)
Мечеть Узун Хасана и ее двор находятся по течению каналов Балыклыгеля. Канал проходит непосредственно по территории мечети. Сооружение обтекается двумя каналами с севера и юга, как мы помним сирийский гимн Софии - "воды окружают ее, как море [окружает мир]". Это значительное строение, имеющее в основании, вместе с прилегающим двором, квадрат - 45 на 45 метров, сама мечеть 45 на 20 метров.
Канал, вытекающий из бассейна Авраама, рассекает двор мечети Узун Хасана.
Во дворе мечети султана Хасана лежат какие-то загадочные античные камни - основания колонн и массивные блоки. Видимо, это обломки должны нам что-то рассказать об истории этой мечети...Да, археологические раскопки в Балыклыгеле не проводились, но это не значит, что турецкие специалисты не изучали город. Конечно изучали. Несомненно они пытались найти руины древних зданий, и возможно, что удачно. Хотя нынешняя официальная идеология в Шанлыурфе считает, что древние храмы находятся под современным
священным комплексом Мевлид-и Халил, дабы придавать ему дополнительную значимость.
Персидский историк Хамдаллах Казвини дает нам одну зацепку, свидетельствующую о том, что Софийский собор не мог располагаться на месте популярного святилища Авраама (мечеть Халил-ар Рахман) у священных прудов (см.выше). Это датировка существования руин церкви. По мнению Казвини руины собора все еще были видны в его время, т. е. в 14 веке. В это время на месте мечети Халил-ар Рахман уже стоял аюбидский комплекс, минарет от которого даже сохранился до нашего времени (он датируется 1211 годом). Если бы Аюбиды строили свою мечеть на руинах собора, то от них ничего не осталось бы. Но Казвини утверждает, что руины все еще существовали в начале 14 века. И это последнее их упоминание в истории. Очень вероятно, что на руинах Святой Софии возвели именно комплекс султана Узун Хасана (через 100 лет после информации Казвини), вероятно руины собора были окончательно уничтожены этим строительством. Поэтому после 14 века о соборе уже ничего не было слышно.
Внешняя стена с аркадой комплекса мечети Узун Хасан. За деревьями виднеется минарет мечети.
Вход в парк Балыклыгель и вид сзади на мечеть султана Узун Хасана.
Заслуживает внимания мотивация знаменитого правителя туркменского гос-ва Ак-Коюнлу (1467 - 1503 гг.) Узун Хасана при возведении его мечети в Урфе. Несомненно, что султан, завладев городом, захотел как-то отметиться в его истории. Тогда уже существовал комплекс курдских Аюбидов у священных прудов, это первая мечеть Халил-ар Рахман, от которой сейчас остался только минарет 1211 года. Поэтому Узун Хасану нужно было выбрать какое-то другое значимое место для своей мечети. Несомненно руины Святой Софии продолжали будить воображение людей в Эдессе, но для понимания мотивации султана Ак-Коюнлу важно отметить, что с рядом с главной церковью города была когда-то (в 825 году) халифом ал-Мамуном возведена первая мечеть города. Для ее строительства видимо даже были снесены некоторые строения в комплексе Софийского собора. Сирийский автор 13 века Бар-Эбрей писал, что первую мечеть возвели в тетрапилоне рядом со "старой церковью", т.е. со Святой Софией.
Бар-Эбрей “Церковная история”
«Он построил мечеть в тетрапилоне (римское здание с монументальными арками с каждой из его четырех сторон) перед старой церковью, в месте, называемом в прошлом Вифшабта, которое primores (старейшины, «первейшие люди») использовали для обсуждения церковных и философских вопросов после утренней службы».
Соответственно, Узун Хасан строительством в этом месте своей мечети претендовал в том числе на преемственность с деятельностью великих аббасидских халифов. Он возвел мечеть там, где когда-то находилась как старейшая христианская церковь города, так и старейшая исламская мечеть. Последнюю, видимо разрушили крестоносцы во вовремя захвата Эдессы в XI веке.
Мечеть Узун Хасана на фото середины 20 века. Интересно, что в это время каналы Балыклыгеля стали подземными. О их существовании говорят только два водяных колеса, что слева от мечети.
Канал и водяное колесо в нынешнем парке Балыклыгель.
И в самом конце я могу выдвинуть казалось бы совсем фантастическое предположение. Если посмотреть на план парка Балыклыгель (см. выше), можно заметить прилегающий к северу к комплексу мечети Узан Хасана некий коричневый массив построек. Сейчас это тот самый подземный паркинг, при строительстве которого в 1980-х нашли самую древнюю в мире человеческую статую -
Человека из Балыклыгель. Несомненно, эта статуя стояла в святилище эпохи докерамического неолита (9 тыс. до н.э.), связанного с культурой соседнего Гебекли-Тепе.
Надо сказать, что место древнейшего храма находится в подозрительной близости от предполагаемого расположения древних храмов уже исторического времени - святилища богини Атаргатис, древнейшей церкви города и собора Святой Софии, если они все находились на территории нынешней мечети Узун Хасана. Понятно, что о прямой преемственности между неолитическим святилищем и храмами Эдессы через многие тысячи лет говорить затруднительно, но как минимум обозначить их территориальную близость необходимо.
На фото 1980-х годов видно, что паркинг (здание с арками с плакатом otopark) находится через улицу от мечети Узун Хасан, ее минарет виден справа.
Строительство подземного гаража в Балыклыгеле. Именно на месте этих бетонных конструкций была найдена самая древняя статуя человека. Минарет мечети Узун Хасана виднеется справа.
Все эти предположения можно подтвердить только с помощью масштабных археологических раскопок. Которые вполне возможны именно вокруг (и внутри) мечети Узун Хасана, так как она не связана с важным для города Шанлыурфы культом пророка Ибрахима (Авраама). Поэтому есть определенная вероятность, что какая-то часть предположений будут подтверждены (или опровергнуты) в будущем.
Читать далее:
Пещера Авраама, Святая София и могила апостола Фомы - история культовых мест Эдессы Древнейшая в мире статуя человека Водный мир Эдессы. Священные пруды Авраама Византийские мозаики Эдессы в музее Шанлыурфы