Пещера Авраама, Святая София и могила апостола Фомы - история культовых мест Эдессы

Dec 20, 2022 18:40

В 1990 году в турецком городе Шанлыурфе (бывшей Эдессе) закончили строительство огромного исламского комплекса мечети Мевлид-и Халил. Это сооружение воплотило в жизнь духовные чаяния местного населения на нынешнем этапе истории города. В сущности, новая мечеть стала зримым символом всех религиозных культов, когда-то господствовавших в Урфе за тысячи лет истории. От храма водной сирийской богини Атаргатис до Ибрахима (Авраама) "друга Божьего" - это его постоянный эпитет в Коране. Само название мечети связано с рождением Ибрахима (Мечеть рождения друга), ибо считается, что в соседней пещере он и родился.




На сайте, созданном под эгидой министерства культуры Турции, можно прочитать версию официальной истории мечети Мевлид-и Халил. Там на полном серьезе утверждается, что недавно возведенная мечеть была построена в 1523 году Мухаммедом Салих-пашой на месте древних церквей Эдессы - Святой Софии и так называемой "Церкви христиан" или Старой церкви, возведенной до 202 года н.э. (на сайте утверждается, что якобы в 150 году). Которые в свою очередь были построены на месте синагоги и языческого храма.

Комплекс мечети Мевлид-и Халил. Его возвели в характерном неоосманском стиле. На переднем плане старейший двор мечети, его вместе с минаретом построили примерно в 1950 годах.


Надо сказать, что такой уверенный тон источников официальной турецкой идеологии произвел впечатление даже на меня. Пребывая в Урфе, я искренне верил, что какая-то часть мечети Мевлид-и Халил была действительно построена еще при османах. Но небольшое расследование показало, что самые ранние даты на которые ссылаются турецкие работы, посвященные этой мечети, относятся лишь к началу 19 века. Соответственно, утверждение о том, что мечеть возвели в 1523 году является абсолютной фантазией. Первое же датированное изображение некоего культового строения на месте Мевлид-и Халил, которое присутствует сети, относится вообще только к 1920 годам. В связи с этим, нет никакого основания считать, что это строение вообще существовало в 19 веке. Так как почти все мечети Урфы начали активно появляться на фото уже в конце этого века. И было бы странно, если мечеть рождения Авраама не была хоть как-то отображена. Но по факту, никаких изображений до 1920 года нет. Есть только очень скупые письменные упоминания армянских авторов, что вроде бы в Урфе рядом с прудами Авраама в 19 века существовала какая-то часовня, почитаемая христианами и мусульманами.

Самое старое фото мечети Мевлид-и Халил 1920 года. Я бы предположил, что все видимые здесь строения были возведены относительно даты фото недавно - в начале 20 века. Примерно в 1900-х некоторые строения рядом с прудом Авраама перестраивались. Видимо, тогда и возвели мечеть у пещеры находящейся в сновании скалы цитадели Урфы.


Старейший двор мечети у входа в пещеру Авраама. Вход находится слева. Мужчины и женщины посещают пещеру раздельно, как и во всех других исламских культовых сооружениях. Над двором господствует купол Йени Джами (Новой мечети) возведенной в 1990 году.


Исторически культ Ибрахима (Авраама) в Урфе сложился вокруг бассейнов, названных его именем. Рядом с которыми были возведены две мечети - Ризвание (в 1716-1740 году) и Халил ар-Рахман (1810 год). Последнюю построили на месте старой мечети возведенной в начале 13 века Аюбидами - курдскими правителями тогдашней Урфы. Об этом я писал в прошлой статье. Но никакая мечеть рождения Ибрахима "Друга Божьего" в источниках не упоминается.

Вход в комплекс мечети Мевлид-и Халил с датой окончания его строительства.


Естественно, что при возведении комплекса Мевлид-и Халил в парке Балыклыгель никаких археологических раскопок не производилось. Поэтому фантазии о древних церквях на месте мечети ничем нельзя подтвердить. Но можно надеяться, что никаких существенных древних строений под Мевлид-и Халил никогда и не было. Есть все основания полагать, что министерство культуры Турции просто выдает желаемое за действительное. Утверждения о древности мечети, возведенной лишь в 20 веке, а также о древних постройках на ее месте - это лишь желание придать значимости этому месту.

Вход в пещеру Авраама.


Насколько можно понять, идеология современного культа Ибрахима в Урфе создавалась под влиянием труда знаменитого османского путешественника и собирателя басен Эвлии Челеби, жившего в 17 веке. Он писал об очень интересных вещах. Прежде всего о существовании пещеры Друга Божьего в Урфе где-то рядом с ее Цитаделью. При этом, он не упоминал, что эта пещера имела рядом какие-то культовые строения, а только то, что там находился источник воды, и она активно посещалась людьми желающими исцелиться. Сегодня считается, что нынешняя мечеть Мевлид-и Халил возведена именно над пещерой пророка Ибрахима с его источником.

Специальный низкий дверной проем, чтобы посетители входили внутрь святилища Ибрахима согнувшись.


Мужчины пьют воду из источника Авраама. В сущности, здешний культ связан прежде всего с водой.


За стеклом часть пещеры. Как видно, тоже заполненная водой. Форма каменного бортика на переднем плане свидетельствует о том, что его создали в конце 20 века. Точно такие же бортики присутствуют во всем нынешнем парке Балыклыгель. Но часть аркосолия (округлой ниши) видимая в скале, может говорить о том, что перед нами позднеримская скальная гробница. В Урфе известны тысячи скальных гробниц римского времени, это воистину город некрополей. Скорее всего одна из них у основания скалы городской цитадели и стала теперь пещерой Авраама.


По мнению Эвлии Челеби в Урфе существовала даже гробница самого пророка Ибрахима, причем появилась она до широкого распространения в здешних краях ислама. Якобы ее отремонтировал (или построил, у него было одновременно два варианта) еще аббасидский халиф аль-Мамун (813-833 гг.). Ниже несколько отрывков из текста Эвлии Челеби.

Эвлия Челеби
Затем Мамун из Аббасидов пришел сюда и отремонтировал гробницу Ибрагима Халила.
Первая из теккие (обитель суфиев) - Хазрата Ибрагима Халила. Это сооружение халифа Мамуна у подножия цитадели внутри крепостных стен, оно известно в греческих, арабских, персидских и вообще во всех исламских странах.
Согласно греческим источникам, языческий храм находился в Урфе до того, как пророк Давид построил мечеть Акса в Иерусалиме.
Большинство христиан до сих пор посещают Урфу после посещения Иерусалима...все христиане придают большое значение Урфе и посылают для нее подношения даже из Европы.
В той пещере до сих пор течет чистая вода из макама Ибрагима Халила. Кто выпьет эту воду, будет крепок, как баран. Если он будет пить сорок дней, то избавится от сорока различных болезней и цвет его тела будет подобен белой жемчужине.

Мечеть рядом с пещерой Ибрахима. Честно говоря, что означает шкура (видимо овцы) в михрабе мечети я точно не знаю. И вижу такое в первый раз. Возможно она является символом жертвоприношения Авраамом собственного сына, которого Господь заменил на овна.


Челеби смешивает языческие, христианские и исламские предания. Он подчеркивает значимость Урфы уже в языческом мире, ибо по исламским представлениям мечеть ал-Акса в Иерусалиме построил еще Адам или опять же Ибрахим, т.е. кто-то из ранних пророков. Отсюда вытекает, что аль-Акса древнейшее культовое сооружение в мире, а храм в Урфе, получается, даже ее старше. Все христиане чтут Урфу, а здешнюю гробницу Ибрахима реставрировал еще халиф Мамун. Последнее, в некотором смысле правда, но халиф аль-Мамун возвел в 825 году не гробницу Ибрахима, а первую мечеть в Урфе. Находилась она кстати тоже в районе нынешнего парка Балыклыгель.

Внутренний двор мечети Мевлид-и Халил.


Все указывает на то, что культ Ибрахима во времена Эвлии Челеби (в 17 веке) еще не устоялся. Тогда еще не было понимания, что же находится в Урфе - гробница Ибрахима, или пещера, где он прятался (или был заточен), или он здесь же и родился. Или все это сразу.
Интересно, что сейчас местная культовая традиция полностью отказалась от идеи "гробницы Ибрахима". Признается только рождение и проживание Ибрахима в одной и той же пещере, входящей в комплекс мечети Мевлид-и Халил, а также спасение пророка от огня злодея Нимрода. Но даже в 18 веке этого консенсуса еще не было. Английский путешественник Ричард Покок писал, что в 1738 году ему показывали в Урфе гробницу "святого Ибрахима". Она находилась в ныне разрушенном армянском монастыре св. Саргиса, и как считается принадлежала отцу церкви - известному христианскому богослову и поэту Ефрему Сирину.

Ричард Покок
Мне показали гробницу великого святого, которого они называют Ибрахим. Поскольку Ефрем Сирин был диаконом в Эдессе, можно сделать вывод, что гробница принадлежит этому отцу церкви.

Ричард Покок в сущности раскрывает механизм создания исламского культа гробницы пророка. Несомненно в своей основе это было прежнее почитание могил христианских святых. Но главной почитаемой могилой христианского мира в Эдессе была не гробница Ефрема Сирина, а мощи апостола Фомы, привезенные в III веке из Индии, где по преданию его настигла мученическая смерть.
Именно мартирий Фомы был главной святыней ранних христиан Урфы. По сведениям сирийских хроник мартирий Фомы также находился в районе нынешнего Балыклыгеля, т.е. священных прудов. Возможно, рака с мощами Фомы стояла в главном соборе города - Святой Софии, но скорее всего у святого был отдельный мавзолей рядом с собором.
Автор анонимной хроники 1234 года считал, что мартирий Фомы - это вообще первое христианское строение (церковь) в Эдессе. Что конечно ошибка. Но она подчеркивает значимость культа Фомы в Урфе начиная с III века.

Анонимная хроника 1234 года.
Первый славный храм апостола Фомы устроен в западном углу к югу от центра города, и в нем положено святое тело апостола Фомы, в начале северного притвора церкви, с западной стороны.

Интересное искусственное кладбище созданное рядом с мечетью. Оно копирует старые османские кладбища рядом со значимыми мечетями.


Надгробия здесь явно настоящие. На некоторых надписи латиницей, стало быть средний возраст кладбища не больше 100 лет. В тоже время они выглядят существенно старше нынешней Новой мечети. Возможно, это надгробия начала 20 века собранные по округе.


Очевидно, что в позднее средневековье, когда религиозный состав населения в городе сильно изменился (почти все местные христиане перешли в ислам), подробности старых культов стерлись из памяти жителей. Остались только общие черты. Поэтому гробница апостола Фомы со временем превратилась в гробницу Ибрахима друга Божьего.

И как видим по рассказу Эвлии Челеби культ Авраама в Урфе также вобрал в себя множество еще языческих представлений. Он стал отчетливо связываться с водой, т.е. со старым культом богини русалки Атаргатис. В рассказе Челеби присутствует не только источник Ибрахима с живительной водой, но и река (или канал Ибрахима), которая идет через весь город, а также пруды и рыбы Ибрахима, которых нельзя было трогать. Все как во времена античности по описанию Лукиана Самосатского в его трактате "О сирийской богине".

Старейший двор мечети Мевлид-и Халил, что рядом с пещерой Авраама, сейчас стал пристанищем многочисленных голубей. Они плещутся в небольшом водоеме, который должен быть связан со священным источником в пещере, а также со всей сетью каналов парка Балыклыгель. Голубь - это важный символ женских божеств древности, в частности той же Атаргатис и Иштар.




Появился культ Ибрахима в Урфе видимо не раньше 14 века. Ибо исходя из труда персидского географа 14 века Хамдаллаха Мостоуфи Казвини ар-Руха (Урфа) была известна только руинами Великого собора. Так в исламском мире называли главный собор Эдессы - Святую Софию. Хамдаллах Казвини писал о культе Ибрахима в соседнем Харране, но в Урфе он его не упомянул.

Хамдаллах Казвини
Руха (Эдесса). Это Четвертый Климат. Он построен из тесаного камня, в городе есть церковь, тоже построенная из камня, с куполом, возвышающимся в центре на высоту более ста локтей над мостовой. Ибн Хордадбех (автор 9 века) говорит, что во всем мире никто никогда не строил более красивого и величественного здания, чем это. Однако в настоящее время оно в руинах.



Нет сомнений, что турецкие архитекторы, возводившие мечеть Мевлид-и Халил в 1980-х годах, хотели воссоздать и высотный символ древней Урфы. Несомненно, что современная мечеть - это в том числе и частичное воспроизведение облика Айя-Софии, когда-то стоявшей рядом со священными прудами Балыклыгель. Как я писал выше нынешняя доктрина культа мечети рождения пророка Ибрахима требует преемственности со старым собором. Но я сильно сомневаюсь, что Святая София находилась именно на месте нынешней мечети. Ведь при ее строительстве могли быть вскрыты фундаменты огромного собора. Но ничего подобного не случилось. Так где же находилась Великая церковь Эдессы? Об этом я напишу в следующий раз.



Читайте также:
Водный мир Эдессы. Священные пруды Авраама
Древнейшая в мире статуя человека

Шанлыурфа, Турция

Previous post Next post
Up