Водный мир Эдессы. Священные пруды Авраама

Dec 11, 2022 16:51

Существование этого города всегда было связано с водой. Само семитское название Урфа (ныне турецкая Шанлыурфа - «Славная Урфа») видимо можно перевести как «текущая вода». Считается, что город был основан Селевком I Никатором в 303 или 302 году до нашей эры. Он назвал его Эдессой, как предполагается в честь древней столицы Македонии. Но название этого македонского города было также связано с водой. Эдессу в Македонии по-славянски до сих пор называют Воденой, Воден. Несколько позже Урфу переименовали в Каллиррою или Антиохию на Каллирое - «Антиохия у прекрасной текущей [воды]».
Древнейший центр Урфы был связан с руслом реки Дайсан (Скачущая) и находился в низине между холмами. Сейчас это место называют Балыклы-Гёль (Рыбное озеро).

Комплекс Балыклыгель и бассейн Авраама в Урфе.



Видимо с глубокой древности в Балыклыгель сохранились бассейны со священными карпами. Сейчас местная исламская традиция связывает эти водоемы с историей пророка Ибрахима (Авраама). Якобы именно Балыклыгель стал местом коранического противостояния между Нимродом и Ибрахимом. По местной традиции Нимрод бросил пророка в огонь, но последний превратился в озеро, а поленья костра в карпов в этом озере. Также по местным поверьям в районе Балыклыгель находится пещера в которой Ибрахим был заточен Нимродом. Иногда утверждается, что он в этой пещере родился.

Мечеть Ризвание, 1736 год.


Священные карпы в бассейне Авраама.


Традиция связывать Урфу с противостоянием Авраама и Нимрода формировалась очень долго. Уже ранние сирийские авторы считали, что Нимрод правил в Урфе. Например, Ефрем Сирин (4 век) писал, что Нимрод «правил в Эрехе, который есть Орхай» (т.е. в Эдессе). Английский путешественник Ричард Покок, посетивший Урфу в первой половине 18 века писал о ней:

«Многие ученые мужи и евреи в целом придерживаются мнения, что это Ур Халдейский. Последние говорят, что это место называется в писании Ур-каидин, то есть огонь Халдейский, из которого, говорят, Бог вывел Авраама; и поэтому талмудисты утверждают, что здесь Авраам был брошен в огонь и чудесным образом спасся».

Можно заметить, что эта традиция во многом базировалась на средневековых этимологиях. Например, на схожести еврейского слова «ор» («пламя, огонь») и города Ур, или названии Эрех (Урук) и сирийском произношении Урха (Орхай) у Ефрема Сирина. Отсюда вытекает вывод, что отождествление Урфы (Урхи, Эдессы) с историями из коранических и иудейских текстов, это не совсем народные предания, а многовековые труды иудейских и исламских книжников, которые к позднему средневековью стали достоянием местного населения.

Бассейн Авраама в Урфе.




Наиболее вероятно, что пруды в Балыклыгель - это очень древняя еще языческая традиция. Их принято связывать с культом боги Атаргатис, которую часто называли просто Сирийской богиней. Подобные бассейны с рыбами описывались многими античными авторами - Ксенофонтом, Элианом, но наиболее детально культ отображен в трактате Лукиана Самосатского (II век) «О сирийской богине». В описании Лукиана Атаргатис выглядит как синкретическое божество, которое соединяет в себе черты Кибелы, Геры, Иштар и многих других богинь. Но наиболее важная часть ее культа несомненно связана с водой, рыбами, морем. Ее часто изображали как русалку с рыбьим хвостом. При храмах Атаргатис существовали бассейны со священными рыбами, которых нельзя было ловить.

Мальчики кормят священных рыб в пруду Авраама. Скорее всего после обряда обрезания, о последнем свидетельствуют их белые одежды. На корточках сидит фотограф, который должен запечатлеть семью в эту памятную дату.


Очень вероятно, что Атаргатис (возможный перевод «Богиня-рыба Атар», где семит. Атар и -gatis может относиться к др.-греч. κῆτος «морское чудовище, большая рыба») это воплощение древнейшего божества Ближнего Востока - Тиамат, прародительницы богов и всего сущего.

Посетительницы священных прудов.


Справа, нарядная мама мальчиков, она держит в руках их жезлы.


Самое раннее описание священных прудов с рыбами непосредственно в Эдессе дала христианская паломница Эгерия в 4 веке. К этому времени элита города уже давно христианизировалась, ведь Эдесса была столицей первого в мире христианского государства (в конце II века при царе Абгаре IX Великом). Поэтому она с восхищением описывала "вкусных" рыб из бассейнов. Хотя ранее (в языческие времена) поедание рыб из прудов запрещалось. Впоследствии, уже в мусульманской Урфе ловить рыбу в этих прудах опять запретили. Этот запрет действует и сейчас. Этот факт свидетельствует о том, что культ священных прудов в средние века сложился на исламской почве. Именно ислам был проводником многих древних языческих обрядов, особенно процесс внедрения языческих культов в исламскую культуру усилился после тюркского завоевания Малой Азии.

«Путешествие Эгерии»
Затем мы вошли во внутренность дворца, и там были источники полные рыбы, каких я еще никогда не видала, то есть столь больших, столь чистых и столь вкусных. Сам город теперь не имеет совершенно никакой другой воды, кроме той, которая течет из дворца и которая похожа на большую, как бы серебристую, реку.



Интересно, что османские султаны украшали рыб из бассейнов ювелирными изделиями, точно также как во времена античности. Об украшениях рыб писал Лукиан Самосатский (II век) в своем трактате «О сирийской богине».

Эвлия Челеби «Книга путешествия» (17век)
В мечети есть источник воды, который [исходит] от места костра, в который Нимрод бросил Авраама. Османский султан Мурад IV во время своей военной кампании в Багдаде посетил мечеть, поймал двух рыб из озера и надел на них две золотые серьги. Считается, что тот, кто пьет из этого источника семь дней и ночей исполнит свои желания.

Пруд Авраама, на задем плане стены цитадели Эдессы.


Паломница Эгерия упоминала, что священные пруды с рыбами находились в царском дворце. Они имели вытянутую форму - были похожи на реку. Наиболее вероятно, что первые пруды были ответвлениями от русла реки Дайсан, которая проходила через нынешних район Балыклыгель. Из-за постоянных наводнений царский дворец часто затапливался. Наводнение 201 года полностью разрушило дворец Абгаридов (царской династии Осроены) и также повредило самую старую церковь города. Этот храм возвели ранее 201 года, скорее всего на месте святилища богини Атаргатис. Упоминание о первой церкви Эдессы, это самое ранее в мире упоминание о христианском храме вообще. Впоследствии, на месте старой церкви Урфы был возведен огромный собор Святой Софии, окончательно его достроили при императоре Юстиниане в начале 6 века. Исламские авторы считали эту церковь чудом тогдашнего мира. Свои мысли по поводу этого храма и его возможного расположения я изложу несколько позднее.

Ныне, рядом с северным бассейном (именно его связывают с пророком Ибрахимом) можно видеть османский комплекс состоящий из двух мечетей и медресе.
Мечеть Ризвание была возведена в 1736 году Ризван Ахмет-пашой губернатором города Ракки. Мечеть построена посреди сада, окруженного с трех сторон кельями медресе. В центре двора комплекс имеет крупный фонтан.

Мечеть Ризвание - вид со двора комплекса.


Фонтан комплекса Ризвание.


Михраб мечети Ризвание.


Более древней и значимой считается мечеть Халил ар-Рахман, т.е. мечеть Ибрахима (Авраама) - друга божьего (Халилуллах - «друг Аллаха»). Эта мечеть как минимум со времен Аюбидов (с 13 века) является главным центром культа Ибрахима (Авраама) в Урфе. Практически все описания путешественников, которые писали о здешнем святилище Авраама, относятся к строениям находившимся на месте этой мечети. Нынешнее здание было возведено лишь 1810 году. Правда, видимо копируя предыдущие.

Мечеть Халил ар-Рахман. Выглядит она архаично, но возведена лишь в 19 веке. Справа, здание медресе тоже 19 века.


Михраб в мечети Халил ар-Рахман. И как можно заметить, стеклянный пол, под которым плавают карпы. Вода из озера стала попадать в мечеть уже давно, теперь это обстоятельство решили использовать для привлечения туристов.


К мечети примыкает аюбидский минарет, возведенный в 1211 году. Об этом свидетельствует надпись на его стене. Это все что осталось от старого комплекса. Этот минарет старейшее сооружение в Былыклыгеле. К тому же его часто пытаются выдавать за христианскую колокольню. Интересно, что колокольней хотят видеть его как местное население так и туристы. В Турции вообще принято почти все исламские исторические строения базировать на месте якобы когда-то существовавших христианских церквей или еще лучше - языческих храмов. Этим увеличивается значимость священных мест. При этом, как известно многие мечети действительно строились на месте старых храмов.

Минарет имеет окна с характерными арочными проемами. Это так называемые магрибские арки, очень популярные в Северной Сирии. Видимо, именно византийскую Сирию и нужно признать родиной подобной арки.


Второй большой пруд (южнее первого) в Балыклыгеле называется Айн Зелиха. Последняя считается дочерью Нимрода. Есть оригинальная гипотеза, которая предполагает, что Зелиха/Зелейка здесь это искажение имени самого Селевка Никатора основателя Урфы. Российский востоковед И.Н. Березин, посетивший Урфу в 1843 году, писал, что священные рыбы плавали в двух прудах:

Березин И. Н. Христиане в Месопотамии и Сирии
Урфа доныне славится ветхо-заветными и христианскими преданиями: так у мечети Рахшан находятся два бассейна, наполненных рыбами, которых никому не позволяется трогать, потому что здесь, по преданию, жил праотец Авраам. У мусульман это место считается зиаретом (местом поклонения)

Пруд Айн Зелиха.


Важно отметить, что почти все нынешние каналы и пруды в парке Балыклыгель были созданы в 20 веке. Историческим можно признать лишь длинный пруд прямоугольной формы, вокруг которого и возведены все исторические мечети. Этот пруд как минимум присутствует на фотографиях 19 века. Все остальные создавались для так называемого "Парка республики" в первой половине 20 века. Многие созданные тогда пруды уже заново засыпаны, так как концепция главного парка в Урфе к концу 20 века сильно изменилась. Из парка "культуры и отдыха", где в прудах устраивали соревнования по плаванью, он превратился в крупный центр религиозного паломничества к построенной во второй половине 20 века мечети Мевлид-и Халил. Ее возвели над пещерой, где якобы пророк Ибрахим (Авраам) по одной версии был заточен, а по другой, здесь же и родился. Об истории создания этой мечети и прочих тайнах древней Урфы я расскажу позднее.

Каналы парка Балыклыгель. В сущности, это продолжение пруда Айн Зелиха, он имеет форму кольца с островком в центре. С южной стороны это кольцо существенно расширяется. Собственно, это расширение бассейн Айн Зелиха и есть. Путешественник 18 века Карстен Нибур изобразил этот пруд на плане города подобно бассейну Авраама - длинным прямоугольником. Его нынешняя форма это видимо фантазии современных проектировщиков парка.


При этом нужно признать, что парк Балыклыгель - действительно талантливое творение современных архитекторов, совмещенное с историческими памятниками и древними легендами. Поэтому он пользуется заслуженной популярностью у посетителей.


Вечером священные пруда Авраама - это главное место сбора многочисленных туристов. Всем нужно сделать селфи на фоне магических вод и покормить священных рыб. А тот, кто сможет разглядеть большого белого карпа в воде - прямиком попадет в рай. Но я все же надеюсь, что не сразу))


Читайте также:
Византийские мозаики Эдессы в музее Шанлыурфы

Шанлыурфа, Турция

Previous post Next post
Up