ЕРУНДА С ХУДОЖЕСТВОМ

Apr 01, 2021 21:51


Человек Модерна тратит десятки лет, чтобы научиться добывать информацию, преобразовывать её в знания, знания в понимание, понимание в смыслы, а смыслы в модели поведения и мышления. Человеку Традиции смыслы даны сразу, в виде мифов, через ритуалы, вместе с типовыми поведенческими образцами - мифическими архетипами.

Чтобы конкурировать с Архаикой в эффективности усвоения смыслов, Модерн создаёт "культуру" - набор практик, в долгосрочной перспективе дающих навыки сознательного анализа и синтеза больших объёмов сложноструктурированной разнородной информации.



Правнук ренессансного алхимика и мистика, шевалье в нелепом парике и женских чулках, зачем-то прибавивший очередной завиток к какой-то букве в своих письмах с дурацкими стишками, невольно "прокачивал" расположенные рядом с центрами мелкой моторики зоны мозга, ответственные за речь и мышление. Каллиграфия, каллилогия, каллидоксис и каллипраксис - спираль положительной обратной связи: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка, этика. Дворянчики, а потом и буржуйчики, ловко крутят в пальчиках вилочки и шпажки, перебирают ножками на балах (моторика), носят перья, кружева и банты (гео- и стереометрия), марают бумагу стишками и читают их вслух в салонах (грамматика и риторика). Внук шевалье становится натурфилософом, правнук - композитором. Толпы расфуфыренных петухов и куриц ходят в театры и на концерты. Их подсознание и сознание (ведь надо потом обсудить в салонах) десятилетиями, поколениями тренируется воспринимать, обрабатывать и усваивать чудовищные массивы полиморфичной, многопоточной, плотно упакованной, пронизанной перекрестными ссылками информации, нагруженной нетривиальными смыслами. Даже гомофонная - не говоря о полифонии - музыка высокого Модерна это минимум четыре голоса, со множеством подголосков, и каждый модулирован мелодически, ритмически, динамически и тембрально, увязан в композицию и пронизан сюжетом. И всё это в режиме реального времени, а значит, алгоритмы их обработки сознанием нелинейны, их математика не бинарная, и вообще не дискретная, аналоговая. Музыка, сжатая в мгновение, оттиснутая на плоскости - живопись; перенесённая из времени в физическое пространство - архитектура; в этическое, экзистенциальное пространство - драма; в пространство мысли - философия; в пространство фактов и величин - наука; в социально-бытовое пространство - политика и технология.

Правнуки философов, композиторов и художников придумали и построили пароходы, самолёты, реакторы и компьютеры, и... перестали носить кружева и перья, выводить пальцами буквы на бумаге, а словами - мысли в голове, читать и писать длинные тексты, сочинять и слушать сложную музыку, упростили язык и этикет. Модерновые техники развития навыков сложного мышления будут утрачены, как были утрачены архаические техники мистерий. Правнуки Постмодерна создадут новые практики усложнения и разгона сознания - и уже не будут для нас людьми, как не были людьми адепты Просвещения для крестьян Вандеи, наплевавших на расхожее мнение о конце Средних веков - либо утратят контроль над техно- и инфо-средой, вернувшись в хижины и бараки, или будучи загнаны в Матрицу.

***

Ерунда с художеством, как назвал Розанов русского интеллигента - та соринка, с которой начинается жемчужина культуры, завершающаяся (сложное, труднопроизносимое, культуропорождающее слово, перекатывающееся во рту, словно камешки Демосфена) монументальной окаменелостью раковины цивилизации. Тот, кто "в свете пишет светом свет", уже в Модерне видится анахронизмом, а в Постмодерне просто неотличим от ризоматической россыпи ставших общим местом эпатажных фриков. В толще народных масс, своей тяжёлой плотной инертностью огражденных и от фекально-кислотных болот инфернального карнавала постразумных зверомашин, и от ажурной светотени парящих сводов грандиозной культуры высокоорганизованных индивидов и коллективов, "ерунда с художеством" вызывает понятную, часто вполне заслуженную, брезгливость. Но, так или иначе, именно эти жалкие "ботаники" с их картинками, стишками, песенками и книжонками, в конечном итоге - исходная причина того, что превосходящие их по всем человеческим качествам простые, крепкие, здоровые, честные, смелые и сильные парни, их жёны и дети, как правило, всё-таки входят в тот единственный процент населения Земли, имеющих собственное жильё, автомобиль, компьютер, системное образование, и доступ к интеллектуальным, культурным, техническим, научным, медицинским ресурсам и услугам цивилизации.

image Click to view



Previous post Next post
Up