ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИСТИНЫ

Apr 21, 2021 10:45


Любая сложная, с-ложенная, то есть состоящая из двух или более компонентов, система обязательно распадётся, раз-ложится. Пара "причина и следствие" - элементарная сложная система, и потому всё, что имеет причину, обречено на гибель.

Каждый миг миллиарды существ, начиная с райской пары, променявшей безусловную радость Бога на обусловленную радость познания "добра и зла" - "альфы и омеги", полноты сущего - повторяют тщетные попытки достичь надёжной устойчивой радости, создавая ветхие цепочки причин и следствий, рассыпающиеся при каждом движении.

Жизнь - череда лишений, крушение идолов, экспертиза подделок, эксгумация трупов, страшный опыт прозрения: неотъемлемо лишь безпричинное, только оно стоит времени и усилий.

Из детства в молодость, сквозь зрелость к старости, богаче горести, скуднее радости. В конце отнимется тело - причина радостей последних, скуднейших.

По дороге разочарований - не забудь прыгнуть в огонь.

***

"Познайте Истину, и сделает вас свободными" (Ин. 8:32).

Истина не объяснима, не выводима, не доказуема, но показуема: она не зависит ни от чего иного, абсолютная causa sui - причина самой себя во всех смыслах. Фрактал свободной любви: структурная, исходная и целевая рекурсия-тавтология.



Истина не потому истинна, что адекватно соотносится с действительностью, соответствует положению вещей, внутренне непротиворечива, красива, блага, полезна, экзистенциально очевидна и незабываема, социально конструктивна, гармонизирует и консолидирует общество, и даже не потому, что она - единственное, что подлинно есть, есть само-по-себе, а не в результате чего-то иного.

Истина может быть неадекватной, противоречивой, уродливой, злой, вредной, тайной, социально деструктивной - "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лк. 12:51) - и даже просто не "быть". И всё равно не перестанет - не "быть", но "истинствовать", не следовать за своими свойствами, но предшествовать им.

Истина, с одной стороны, бытие, правда, красота, и все прочие ценности, с другой - одно и то же, но не симметрично: они - Истина, но Истина - не они. Благодать есть Бог, но Бог не есть благодать. Этот зазор, не-доброта и не-справедливость Истины, невыводимость её из своих свойств, обозначается словом "Сакральное". Опыт Сакрального - водопад боли и ужаса, что рушится в жуткую пропасть невозможности диалога с Истиной в координатах "добро-зло", "правда-ложь", "верно-ошибочно", вообще в каких-либо координатах и измерениях. И это не языческая экзотика, а сердце монотеизма. "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле." (Иов. 42:5,6). Христос вторит Иову: "не Моя воля да будет, но Твоя" (Лк 22:42), и в конце - "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27: 46). Опыт апостолов и просто христиан вновь подчёркивает ортогональность Истины этике и рацио - "Мы проповедуем Христа, распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие" (1Кор. 1:23): соблазн (skandalon) Креста - внеморальность, безумие - иррациональность. Не "Благо и Правда", не "Бытие", но просто: "Истина" - кратчайшее исповедание монотеизма.

Перед лицом Истины умолкают любые вопросы - спрашивать больше не о чем, начало и конец всех причинно-следственных, смысловых, структурных цепочек явлены, каждый вопрос и есть свой ответ. "Что есть Истина?" - псевдовопрос. Истина предшествует любому "что" и "есть".

"И в тот день вы не спросите Меня ни о чём" (Ин. 16:23).

"Молчание есть тайна будущего века; а слова суть орудие этого мира" (прп. Исаак Сирин, 58, 185).

Сам факт первичного вопрошания о причине безпричинного -"подлинно ли сказал Бог...?" (Быт. 3:1) - не просто сомнение, а нежелание Истины. Комфорт внутричерепного калькулятора оказался важнее счастья его обладателя. Это змеиное искушение сердца и рассудка - попытка жить и мыслить лишь от причины к следствию, отказавшись от свободы: змей ходит лёжа, его шаг горизонтален. Все прочие, кто не "ходит на чреве своём" (Быт. 3:14), движутся с помощью "лёгкого бремени" (Мф. 11:30) свободной тяжести вертикали: их шаги - вереницы начатых и прерванных падений. Но жажду Истины не угасить мастурбацией рецепторов чувств, мазохистской стимуляцией вычислительных схем рассудка, пожирая их причинно-обусловленные суррогаты радости.

Каждый миг миллиарды раз повторяется богоубийство - все мы ежедневно многократно предпочитаем обусловленное безусловному. Истина не оставляет места привычным человеческим делам и мыслям, и потому непрерывно распинается - с ней слишком неуютно. Последовательный учёный Нового Времени, да и просто человек как таковой - всегда отчасти сатанист. Для него ситуация безпричинности, невозможности дальнейших вопросов и изысканий нетерпима, и он будет гнать и убивать Истину, даже окажись с ней лицом к лицу. Богоубийство, "хула на Духа Святого" - нежелание Истины при её явном наличии - "не простится ни в сём веке, ни в будущем" (Мф. 12:31-32). Здесь констатируется не особенная обидчивость третьего Лица Троицы, но необратимость сознательного отвержения свободы в пользу  причинности.

Лишь двое из всего человечества - Адам и Христос - не имеют человеческого отца. Что не имеет начала - не может кончиться, точнее, может не кончиться. Адам лишился безначальности, добровольно включившись в цепи каузальностей "мира сего", подвластного Принцу-принципу обусловленности, начальнику этого "причинно-следственного изолятора" - и стал конечным, передав эту начальность-и-конечность нам, в причинно-следственной цепочке порождений от отца к сыну, по образу животного. Половой инстинкт - садистское желание причинить жизнь, ссудить смерть в кредит. Физика самого Адама изменилась - встроившись в цепи эволюции, тонкая телесность трансформировалась в "ризы кожаные" (Быт. 3.:21) продвинутой разумной обезьяны.

Христос сохранил безначальность, волевыми усилиями в течение жизни и на Кресте, отказавшись включаться в рабскую цепь причин и следствий, стимулов и реакций: "не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк 22:42), "прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34) -  и тоже передал эту свою безпричинность-и-безконечность нам в таинстве Крещения, дающего зародыш альтернативной, необусловленной природы, по образу Отца спонтанности, свободы - не возможности вероятного, но действительности невероятного. Спонтанность, Спонтанный, Дух спонтанности - Троица. Почему именно три, зачем еще и Дух? - Ни почему, ни зачем - сам этот факт и есть своя причина.

Человек в нормальном, райском, непадшем состоянии не рождается скотским половым путём от отца-причины через мать-контекст, но возникает спонтанно, в контексте, но без причины - "ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах" (Мф.22:30), не становясь звеном причинно-следственных, стимул-реакционных зависимостей физического и психического порядка. Голод/сытость, холод/тепло, сон/бодрость, усталость/свежесть, болезнь/здоровье - физическая причинность, гнев/умиление, страх/радость, скука/интерес, стыд/наглость, растерянность/уверенность и подобное - психическая причинность. Всё, что меняет наше состояние помимо нашей воли, делает нас пассивным, т.е. страстным, страдающим объектом внешнего воздействия, есть "страсти". Подверженность человеческого естества воздействию страстей, включенность в цепи причинности называется "первородным грехом", peccatum originale (бл. Августин) - "дефект происхождения", "наследственная порча" (св. Макарий Египетский), "первородное повреждение" (св. Василий Великий). Борьба с причинностью - аскеза - грубейшее нарушение режима "причинно-следственного изолятора", чёрная монашеская роба злостного рецидивиста.

Истина - преступление против человечности. Человечность, "человековость", "гуманизм" - преступление против Истины.

Истина безчеловечна, она - лучше.

https://www.youtube.com/watch?v=IceO5S6ZwhM

Previous post Next post
Up