Sep 02, 2014 06:08
Бердяев когда-то упрекал Канта и неокантианцев в том, что «объект познания, вековечная цель его - бытие и его тайны - утеряны в рассудочной и критической философии». Что бы он сказал теперь, если бы увидел что стало с «бытием и его тайнами», а, следовательно, и с человеком, в постмодернистском мире? Умереть вовремя - большое счастье. «Иллюзорность, вне-бытийственность, не-реальность, не-истинность, не-присутствие - такими представляются основные характеристики мира differаnce, того единственного места, в котором только и может обретаться человек (?), человечество (?), история (?), культура (?)».
Это твой мир, Жак. Это тот мир, в котором «только и можешь обретаться» ты сам.
Ты хочешь сказать, что срисовал свой «differаnce» с тех пейзажей, которые видел за своим окном в конце 60-х? Верю. Но ты думаешь о том, что ты делаешь, когда предлагаешь свои картины людям? Люди редко думают своей головой, Жак. С тех пор, как они увидели твой «Differance», они стали думать еще меньше. Думать меньше потому, что они поверили тебе: для них этот мир на самом деле стал единственным местом, в котором «только и может обретаться человек, человечество, история, культура». Они на самом деле стали так думать, ты понимаешь? Они на самом деле думают, что ты не пошутил. Ведь ты же пошутил, Жак Деррида?
Да, сегодня - это свойства мира, в котором мы живем. Но этот мир изгажен нами самими, а за кулисами всегда остается обыкновенный, реальный мир человека и весь объем мира нечеловеческого. И все это смотрит на нас, и все это ждет. Наша задача - успеть выйти из этого пике. Сегодня никто не видит его, сегодня никто не хочет его видеть, сегодня это мало кого волнует. Это нехороший показатель. Это показатель того, что мы движемся к недопустимому, это показатель того, что мы приближаемся к финалу.
минутное