Банальность: какую цель поставишь - то и получишь.
Если при обучении чтению поставить цель добиться высокой техники чтения, то её и получишь: дети будут читать быстро, чётко, моментально группировать буквы в слова, соблюдать границы предложений и даже интонировать знаки. Собственно, на этом техника и заканчивается. Одна беда: технично не значит качественно.
Если образование - это формирование представлений о мире и обучение навыкам работы с информацией, на основе которой складываются эти представления, то обучение чтению как средству получения информации должно иметь другие цели.
Главное - понимать прочитанный текст. Неважно, с какой скоростью я прочитаю буквы. Главное - что я пойму! Разве это не очевидно?
Девятиклассники наконец-то стали сдавать устный экзамен по русскому языку. Вот тут-то всё и выяснилось!
Девушка читает текст о
Владиславе Третьяке. Быстро так, легко, красиво. Даже числительные склоняет правильно, и даже «СССР» произносит образцово-показательно. Только дальше - пересказ. И предложения никак не склеиваются до осмысленного состояния: коверкает слова (не видит, как они написаны), неправильно их соединяет по смыслу... Начинаем медленно разбираться. И тут выясняется, что она просто не поняла, что прочитала. Слова «когорта», «баттерфляй» - просто набор звуков. Начали разговаривать о хоккее - ноль представлений о том, как, например, выглядят ворота, почему рост Третьяка казался большим. Пришлось даже расшифровать правильно прочитанное «СССР», при этом случайно произнесённое мной слово «аббревиатура» слушалось как ругательство.
Надо ли уточнять, что разобранный и понятый текст был пересказан мгновенно, осознанно, грамотно, логично - в общем, отлично?
Так почему же неумение вникать в прочитанное обнаружилось лишь в девятом классе? Почему до девятого класса не сформировалась привычка обращать внимание на незнакомые слова и выяснять их значение - теперь уже в Интернете? Почему не сформировалось убеждение, что главное - не набор букв, а их значение и смысл?
Не потому ли что в начальной школе «пятёрку» ставили за скорость, а не за пересказ и ответы на вопросы по тексту? А с пятого класса перестали задавать элементарное чтение и пересказ параграфов из учебников или глав и отрывков из произведений? Не потому ли, что смелый учитель, который всё-таки зачем-то задаёт читать параграфы, а то ещё и осмеливается не забыть спросить их пересказ, стал считаться страшным консерватором, ретроградом и отсталым занудой?
Может, это хитрый способ достигнуть другой цели - отучить читать вообще, особенно документы? Тогда все будут делать то, что им говорят!