WOZZECK, Theater an der Wien, 17.10.17

Nov 16, 2017 09:45

После относительно "женского" начала сезона я посмотрела брутально мужскую оперу в брутально мужской постановке.
"Воццек" Берга известный психотриллер на тему доведения до крайнейшего отчаяние тех кто и так доведен до него.
Оказывается, формально это первая опера о "простом" человеке из низшего слоя общества. все что писалось до сих пор - было о высших или непростых. по содержанию для меня эта опера очень перекликается с "Петер Гаймс" Бриттена. С музыкальной точки зрения я могу сегодня сказать, что предпочитаю все же оперу Бриттена.
Зачем же я тогда хожу на "Воццека" всякий раз когда у нас его дают? А дают его не так уж и редко, я смотрела эту оперу уже третий раз в третей постановке. Я не могу ответить вразумительно сама себе на вопрос "зачем". Интересно, наверное. Сказать "нравится" будет неправильно.




MUSIKALISCHE LEITUNG Leo Hussain
INSZENIERUNG Robert Carsen
WOZZECK Florian Boesch
MARIE Lise Lindstrom

Карсен традиционно минималистичен и очень прямолинеен.
в этот раз, как видно на фотографии, была очень "армейская" постановка. Казарма в худшем ее проявлении.
Казарма неопределенного времени, что разумеется не играет никакой роли, можно предположить, что время в казарме вообще не играет роли, там всегда такая обстановка тотального унижения и уничтожения личности.
В ходе повествования Карсен допустил расхождение некоторых деталей с текстом либретто, как например, вместо того чтобы брить своего начальника, Воццек чистит ему ботинки, все мелочи, впрочем, совершенно очеидно, что это дйствительно не важно. Видимо, чистка ботинок подчеркивает тотальную униженность главного персонажа.
Его подруга Мари тоже в крайне отчаянном положении, она еще и накроманка, ей явно не легче чем Воццеку.
Все остальное вокруг продолжает эту же линию беспорбудного убожества, насилия и главное - безнадеги.
Это кстати то, что отличает содержание "Воццека" от "Граймса". Граймс сам себе свою безнадегу выбрал по многим причинам, но у зрителя (у меня) всегда есть ощущение, что в принципе, Граймс мог бы избежать своей судьбы, смог бы изменить ход своей жизни, у него была слабая, но все же возможность вырваться из ужаса.
У Воццека такой возможности не было вообще. Никакой. У него, как и его Мари, как у других солдат вокруг, нет ни какого малейшего шанса хоть как-то изменить свою жизнь, хоть как-то повлиять на нее. Тотатльна преопределенность конечно и есть самый давлеющий элемент. и эта тотальность конечно же в музыке Берга. Совершенно понятно, почему Берг так и не окончил ее - это наверное очень тяжело писать такое произведение.

Исполнение - Воццек просто молодец. Прекрасная передача характера, его слабости и все же попытки сопротивления.
Мари была тоже замечательная, не столь пассиваная как в других постановках, но полностью отчаянная и отчаявшаяся, но потеряная больная личность, которая просто не представляет что она могла бы сделать для себя, своего сына и Воццека, бъется как птица в клетке.

Еще фотографии











https://www.theater-wien.at/de/programm/production/724/Wozzeck

В общем, тяжелая опера. Я решила, что будут давать следующий раз, я пожалуй воздержусь. Посмотрю что-нибудь жизнеутверждающее лучше.

theater an der wien, theater, berg, opera

Previous post Next post
Up