Я наконец-то поняла какие у меня проблемы с Венецией и за что я ее терпеть немогу.
Помимо убитости массовым туризмом, который изгадил город полностью, я, как оказалось, страдаю там чем-то типа клаустрафобии. Узкие улочки и каналы, невозможность нормально оринетироваться и передвигаться без карты или указателей, вызывает чувство беспомощности и раздражения. Ненормальный это все-таки город. Там некомфортно, неприятно. В этот раз я бродила в стороне от протоптанных троп, было спокойней передвигаться, но зато усилилось чувство ирреальности. К этому добавился запах каналов (мне старшно представить каков этот запах летом). Хорошо еще что было солнечно и тепло, а то бы все это было бы похоже на кошмар. Я умудрялась бродить по улицам без людей вообще. В любом другом городе я была бы счастлива (была бы? не уверена). Но там я кажется заново открыла для себя Магрита, Кирико и Дельво. Тем более что их и видела. Работы их конечно.
Но к этому я поняла еще и то, за что я люблю Венецию - за открытость в искусстве и модерн, за современность. За то же чуство вкуса и понимания искусства в целом, которое я встречаю повсеместно в Италии.
КАроче. В первый день я решила посетить две выставки современного искусства - огромнейшую выставку Дамьена Хирста TREASURES FROM THE WRECK OF THE UNBELIEVABLE.
Выставка проходит в двух огромных помещения - Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, это выставочный зал на мысе где Гранд Канал сливается с другим каналом. Выставка посвящена обмусоливанию темы: все важные, знаковые, символические предметы искусства в свете того как будто они вынуты из океана, где пролежали тысячелетия и покрылись каралами. От древнеегипетских или даже раньше, до современного мики-мауса. по ходу дела, Хирст еще и осовременил старые. т.е как будто головы Тутанхамона и Нефертитти были сделаны бы сегодня, но пролежали тыячелетия на дне моря, и покрылись бы или нет следами деятельности океана. Как-то так. Это все очень красиво. Это невероятно красиво и декоративно. Хирст использовал, кроме бронзы (которой делал как раз ракушки и коралы а потом их раскрашивал), натуральные драгоценные материалы - черный, белый, цветные мраморы, золото и драгоценные камни. Невероятно качество исполнения, как техническое так и художественно.
Невероятен размер экспонатов. Экспозицию дополняют множество мелких "деталей" - кабинеты с крохотными якобы "находками" из чистого золота в большинстве случаев, выставки почти самых обыкновенных бытовых предметов и оружия, доспехов. Это все дополнения. Основные экспонаты - мистические фигуры от реальных размеров, таких как мы привыкли, до скульптурных композиций, размером с монументы в десяток (?) метров в высоту. К этому во вногих залах висят экраны, на которых транслируется, как эти экспонаты группами ученых-водолазов-археологов вытаскивались из моря. Т.е. он на самом деле организовал погружение и вытаскивание из воды со всей правдоподобностью многих особо крупных предметов своей выставки. С той разницей, что ракушками и коралами скульптуры обрастали все же не на дне моря, поскольку каков не был бы велик и могуч наш Хирст, смодулировать тысячелетия под водой можно только все же в студиях, с помощью бронзы.
В общем, шикарно, богато, и полное ВАУ!!!! Повторюсь, два огромных выставочных помещения, плюс часть экспонатов снуражи.
Проходя из зала в зал, читая таблички и объяснения в брошюре, первые минут 40 я восхищилась фантазией и широтой охвата - надо же, и Будда у него есть зелененький, и древне-китайские солдаты, надо же как великолепно обработана ракушка, насколько естесственно выглядит покрытие (то что ракушка недвусмысленно символизирует женский половой орган и так понятно и как-то уже и неинтересно даже, потому что банально), ой а у этой египетской головы глазки такие зелененькие, что это за камушек такой? А какие прекрасные надгробия молоденьких девушек, с изображениями этих девушек, лежащими сверху, и прикрытыми волнистой тканью - белый и черный мрамор, надо же.
К слову, очень сильно не двало покоя как огромнейший, наверное основной внутренний экспонат выставки "демон с миской" был внесен и установлен в холл Палаццо де Грасси. "Демон" занимает практически ВСЕ пространство холла, весь его объем во всех направлениях. Внести его целиком - невозможно, если только не снять крышу палаццо, но этого не возможно, очевидно, крыша как надо стоит и не съемная. Остается вариант - частями и скерплять. Но где швы? Мы бродили по галереям этажей и осматривали демона в поисках швов - не нашли. "Аккуратная какая работа", подумали мы. Оставался еще вопрос веса - по идее, пол должен был бы не выдержать, и весь палаццо провалиться прямо в Гранд-канал. Но, допустим, демон полый и очень тоненький. Допустим. Уже на выходе, я догадалась почитать табличку к "демону". В качестве материала стояло resin. Вот он и ответ. Впрочем, это единственный "резиновый" экспонат который я видела, остальные, как говорилось, из очень ценных материалов и бронзы.
И так далее - в результате вопросы к выставке совсем не те, которые на мой взгляд должны были бы быть.
На мой взгляд, меня не должно волновать - из чего это сделано, а как это закрепили, а сколько это весит, а сколько народу работало, а кто делал эскизы, а что будет с выставкой потом. Какова роль самого Хирста, ведь даже прекрасно нарисованные эскизы, представленные в отедльм зале, сделаны не им. ... и т.п. но выставки Хирста вызывает именно такие вопросы, примерно, как дачи и другая собственность олигархов.
Проект на тему "чем бы удивить мир сегодня". Это правда, удивить мир сегодня достаточно сложно. Однако, как показывает практика, это можно сделать и менее масштабными способами.
Пришла к выводу - Хирста я как "художника" не воспринимаю. Он умеет красиво тратить деньги. Но это не то что меня интересует в искусстве. Искусство, это, например, диалог со зрителем. Мне не сильно интересно разговор на тему капусты.