Самая большая копилка вопросительных знаков у меня - экспедиция на Кронос. Я не понимаю, почему нам упорно не показывали, чем занимался во время схватки Спок. Могу это объяснить желанием сохранить в секрете от непосвящённых зрителей его боевые навыки, чтобы будущий противник Харрисона оказался - сюрприз - способным ему, непобедимому, противостоять. Чтобы мы удивились. Но вот я - посвящённый зритель, и я бесконечно удивляюсь тому медитативному спокойствию, с которым мистер Спок наблюдает за выходом Ухуры к свирепым клингонам. И ещё больше - тому недоумению, с которым он смотрит на фазер, который положил перед ним нервничающий капитан. Мистер Спок как будто не сразу понимает, для чего тут эта штука. Я говорю себе, что Закари выстраивает линию вулканца, воспитанного в духе пацифизма, и все слова и действия Спока - это действия защитника и существа, искренне убеждённого в аморальности вторжения в чужой мир. Но из-за того, что по сценарию ему позволяют только выносить раненых и держать оружие наготове, зритель может и не понять, зачем остроухий парень вызвался в десант. То есть треккеры знают, что он сражается лучше любого человека, что он отлично координирован и намного сильнее людей, не боится и не волнуется - полезная единица в десанте, правда? Но нам его упорно не показывают. Только - во всех подробностях - как дерётся Кирк, и как былинно, целыми взводами, валит жалких клингонов супервоин с многоствольным ручным «максимом». Мистера Спока можно приметить, только если специально искать его глазами. Тогда будет видно, что он единожды выстрелил, оттащил повреждённого Кирка, сбегал за новым оружием и выполнил формальную функцию судебного пристава. Зритель не-треккер, боюсь, ничего хорошего про мистера Спока в этом десанте не подумает. С другой стороны, зритель-не-треккер, наверное, не будет приглядываться так пристально, это прерогатива одержимых. Это для меня сиквел - не «Гнев Хана», а «В поисках Спока».
Я колебалась, расписывать ли эти малоприятные вещи. Но это именно то, что мне в фильме не «легло». Я знаю, что большинство нового антагониста, скажем, приняло безусловно и даже с эмоциональными перехлёстами, так что поклонникам есть где погладиться о комплименты его игре. Но мне показалось бы честным положить несколько заслуженных букетов к ногам гримёров и стилистов, которые потрудились над Бенедиктом тщательно и создали ему максимально привлекательный облик из возможных при его внешних особенностях. И плащ не забыли. Но в случае Харрисона плащ кажется мне избыточным - Бен играет опасного человека, во что бы тот ни был одет. А в истории с подобранным плащом он вдруг… смешноват.
Бенедикт убедительно сыграл уверенность Харрисона в том, что он «лучше всех во всём» (вот тут мне по-настоящему смешно каждый раз, но у меня там свой герой, простите, который оказался не хуже в поединке интеллектов). Он вообще был убедительным, солидным врагом всё время, пока сохранял самообладание - и вдруг так драматически недооценил мистера Спока. И начал терять лицо. При этом постарался причинить как можно больше смертей и разрушений. Это так типично для взбешенного психопата. Для умного, расчётливого диктатора - нет. Наполеону после Ватерлоо предлагали возглавить вооружённый Париж; Наполеон счёл, что довольно уже смертей - как популист или как человек уставший, не столь важно. Важно, что гражданской войны не случилось. Что люди остались живы. Харрисону мысль о мести выносит мозг, сметает все расчёты. Он мелок для Хана. Для антагониста, раз за разом ставящего основных героев перед выборами этического свойства - Камбербэтч хорош. (Но я и на Нила Патрика Харриса в этой роли тоже взглянула бы с интересом. Думаю, не уступил бы, а то и превзошёл. Он может быть по-настоящему пугающим.)
Star Trek: Into Darkness: про аугментов
Мне снова, как после классического Трека, хочется понять, есть ли будущее у аугментов? Какой исход мог бы дать тому же Хану полноценную, удовлетворяющую его жизнь, но при этом и обычное население сохранил бы в безопасности? Решение Кирка в TOS мне не понравилось. Ещё в TOS практиковали ментальное исправление преступников в психушках, о чём нам показали довольно жуткий эпизод. Пока всё, до чего я додумалась - обратиться к Q-континууму и каким-то образом убедить убрать из кода Харрисона и его команды все навороты, включая волшебную кровь. И дать им возможность дожить свой век, как обычным людям. Но поскольку это почти невероятное развитие событий, я ждала бы суд над Харрисоном и заслуженное заключение до глубокой старости. Уложить его в гроб хрустальный и оставить потомкам сомнительную радость решить проблему с аугментами - это плохой финал.
Волшебная кровь, честно говоря, идея, которая мне не нравится. Она лишает сюжет непредсказуемости, а сцену у стекла - остроты переживаний, которая превратила бы её в катарсис. Но поскольку все были спокойны за жизнь Кирка, настоящей трагедии не получилось, если не считать переживаний тех, кто видит в дружеских чувствах Кирка и Спока нечто большее.
Почему Боунс не использовал кровь любого другого аугмента? Я предположила бы, что песок в часах Кирка утекал, а эксперименты требовали времени, и он опасался элементарно упустить Хана, который подходил наверняка. А может, Харрисон был лучше своих людей прежде всего в этом - в свойствах крови. Право и возможность миловать и вершить чудеса, заложенные в гены лидера. Ещё я думаю, что эти модифицированные люди - постоянное искушение для параноиков вроде Маркуса и нерешаемая проблема для Федерации планет - будут такой же нерешаемой проблемой и для сценаристов, и поступят они просто и плохо: нам больше не покажут ни Харрисона, ни его команду. Это так… беспомощно.