mau

Star Trek: Into Darkness: про хорошее и любимое

Sep 04, 2013 22:53


Ну и будет про сценаристов. Лучше напишу про хорошее.
Про чудесного Скотти с его принципиальностью в отношении погрузки невесть чего на борт его «дамы», его красавицы, и с его храбростью на борту летающего монстра Маркуса. Особенно же с вежливым «А это кто?» - «Это Хан» - «Здравствуйте». Мне показалось, после такого Харрисону немыслимо было не полюбить Скотти. Да, я понимаю всю меру наивности. Примите меня на борт.

Про восхитительного Маккоя. Мне нравится несоответствие грубоватой внешности его очевидно тонкой душевной организации. Он настолько трепетный и сомневающийся. Нуждающийся в ободрении, и при этом сам потрясающе надёжный.

Про мистера Спока.
Со времён трейлеров я не понимала его жертвенной покорности перед смертью в лаве. Его смиренной позы - не понимала. Но это просто «Я сейчас умру. Я готов». Он не вводил в расчёт вероятность того, что его осмелятся выдернуть. Разве вулканец испытывал бы колебания или сожаления перед лицом неизбежности и долга? И разве остановила бы его связь с Ухурой - с дорогим, но одним-единственным человеком, перед возможностью спасти целую цивилизацию? И я была к нему несправедлива, решив вначале, что неподвижная маска, в которую он превратил своё лицо, была подобна пряткам ребёнка под кроватью от страха. Что это было проявлением слабости. Теперь я пытаюсь понять - а что иное может сделать рациональное существо, заточенное приносить пользу и выполнять свой долг, если чувства делают его разбалансированным, неэффективным и даже опасным? Вывести чувства из уравнения. Он это и делает.
То, что он не въезжает сразу в особенности человеческого общения и иногда забавно тормозит, я больше не ставлю ему в вину. Меня раздражала сцена, когда он завис перед Кирком с открытым ртом, но чёрт возьми, у него так явно прокручиваются в этот момент шестерёнки в мозгу, вулканский компьютер так явно сбоит перед серией загадок и шарад, которыми его забрасывает Кирк, что это… да, это мило. Он ещё не умеет общаться с людьми, но он пытается. И то, что это выглядит смешновато… чёрт возьми, но Спок-то - живой и погрешимый. Не считающий, что он лучше всех во всём. И к тому же… если поначалу он «плавает» у доски, как отстающий ученик, это не значит, что в итоге он не закончит школу с золотой медалью.

Отличный момент есть у Спока в начале фильма. Тот, когда вулканец, прервав мелдинг с умирающим Пайком, повернул голову и посмотрел на подбежавшего Кирка. Он на него так посмотрел… как будто ему снизошло откровение, как будто он увидел Кирка новыми глазами. Думаю, что Пайк транслировал ему не только боль и одиночество перед лицом смерти, но и своё отношение к балбесу Джиму. Вот за такие вещи я люблю актёра Куинто.
А самого Спока - за то, что весь фильм он оставался совестью ходячей, не обращая внимания на то, что раздражает Кирка, что бесит Пайка, что его считают занудой. Это так здорово, когда за твоим плечом есть такой офицер. И когда Кирк оглядывается на него перед принятием важного решения, как смотрел бы на своего старшего брата, и явно ищет его одобрения - я уважаю Кирка и я люблю Спока нежно.
За молчаливый анализ, за игнор оскорбительного выпада Харрисона, за спокойствие, с которым он наблюдает за ним и изучает его, и за тот блеск, с которым он его переигрывает, красиво, неожиданно и не прекратив быть тем тонким этиком, который согревал мне сердце весь фильм. За катарсис, который пришёлся у меня на элегантный развод с торпедами.



За его уверенное и дельное капитанство.
За его деловитое «Хан. Впереди мусор», как если бы он числил Харрисона в экипаже, у него даже претензия, как к своему - «Вы нас предали!» и я чувствую прилив недобрых чувств по отношению к Хану, который готов уничтожить всех этих хороших людей - по-настоящему хороших, обманутых, подставленных, не виноватых в его судьбе и беде. И тут же чувствую сожаление за Харрисона, что никогда он не будет частью этой команды.
За такие крупные планы.



За то, что «ХАААААН!!!» Спок крикнул лучше, чем Шатнер. Правда, и обстоятельства были разными. Но я ожидала этого момента не без трепета, и Зак не подвёл. И Абрамс в этот момент не подвёл, вся концовка - съёмки, монтаж, музыка - всё легло по своим местам, и я обожаю погоню. За правду этого бешеного бега, и за длинный безоглядный прыжок на взлетающую платформу, от которого всякий раз дух захватывает. За то, как Спок карабкается, упорный, как клещ, не заботясь о красивости поз, на карачках, как угодно, только бы добраться.
За мелдинг посреди схватки - это так классно! Так по-вулкански. Мог пальцы в глаза вдавить, а он вместо этого делится собственной болью - на, почувствуй. И затем моё любимое - вот это внезапно полностью детское выражение лица, когда Харрисон пытается раздавить ему череп. Где, откуда Зак это вытащил? Он почти неузнаваем. Сколько ему тут? Тридцать пять? Восемнадцать?



Star Trek: Into Darkness: в остатке

…Я писала эти впечатления в июне, но могла бы мало что добавить к этому сейчас. Накануне выпуска DVD общее моё ощущение такое. И Зак, и Бен - прекрасные актёры, тончайшие мастера и мимики, и владения голосом, но перед плохим материалом бессильны и они, а в темпе современного блокбастера их актёрские достоинства, всю микромимику, которую мы разглядываем на гифах без спешки, - это же почти не удаётся оценить в полном объёме. История придумана и написана плохо и людьми меркантильными, не романтиками, неумелыми повторянтами. И Трек, и актёры заслуживали много большего, но каст имел дело с сомнительным материалом. Абрамс не увидел дыр в сценарии и не тормознул ни развитие вторичной истории, ни перегибов во внешнем виде персонажей, ничего. Не повлиял и не исправил там, где должен был. В итоге вышел Трек, но странный, выбивающийся из всех, похожий на миррорный в чём-то.
Но всё же не настолько безнадёжно плохой, как пишут ненавистники. В нём слишком много любимого, чтобы выплёскивать всё это в окно не глядя. Научные несостыковки меня никогда не останавливали, если речь идёт о сказке, раз в этой сказке так - ну и полетели! а вот вопросы к сценаристам, заложившим странности поведения персонажей, которые требуют от зрителя усиленных размышлений, а то и, простите, чтения комиксов, без которых не понять - это безобразие.
И всё равно я не назову это плохим фильмом, потому что видела плохие фильмы. Вот Универсального солдата-2 позавчера вдруг пересмотрела. Ну вот это что - хороший фильм? Другое дело, что имея дело с Треком, мы хотим подниматься до высоких образцов, а не опускаться до чьих-то неудач.
...И жду третий фильм с надеждой.

zq, спойлеры, мувисы, spock, star trek-xii

Previous post Next post
Up