Продолжение мифов о малом бизнесе

Jun 27, 2011 18:05



Маловысокие как бы технологии


Ну вот, а теперь перейдем к такой забавной сфере вроде бы малого бизнеса, как создание высоких технологий малыми силами.

Есть такой миф - что якобы многие сегодняшние супергиганты хайтека выросли из венчурного бизнеса, "вышли из гаражных мастерских" и так далее.

На самом деле эти истории уже много раз разбирали, и выяснили закономерность - во что-то серьезное вырастает только тот хайтек-малобизнес, в котором цена создания и тиражирования продукта - на уровне "сделать по-приколу". То есть на самом деле они достигают успеха ДО ТОГО, как в них происходят крупные вложения денег.

Хотите примеров? Их есть у меня:

Вот Бринн с приятелями написал по приколу поисковик, запустил его на старом компе в общаге. И уже тогда это вдруг стало хитом, вез всякого венчура и стартап-ангелов. И вот на этом вырос гугель. Понимаете - сначала появился успех, а потом под него пошли деньги.

Дуров весьма долго делал свой "ВКонтакте" в обычной питерской квартире с четыремя приятелями - причем уже имея многомиллионную аудиторию. Без копейки внешних денег, да и вообще за гроши. А в прошлом году он выплатил сотрудникам единовременную премию по итогам года 100 миллионов, а сама сеть "ВКонтакте" стоит миллиарды.

С фейсбуком была такая же петрушка - это продукт, созданный по приколу. И с линуксом.

Заметьте - всё это примеры из сферы ИТ-технологий, причем узкий сектор программных решений. Никто из малобизнеса не сделал успешный автомобиль, не полетел в космос и даже не создал новый айфон. Цена создания продукта и его тиражирования - так называемая "цена вхождения в рынок" там слишком велика.

Да, было время, когда несколько чуваков могли паять компьютеры в гараже, а потом выйти на NASDAQ и стать миллионерами. Но надо понимать, что всё это было до некоторых знаковых событий.

Да что уж там, давайте прямо резать правду-матку: весь Хайтек-венчур (то есть вложение существенного бабла "под идею") - это типичная лохоразводка, биржевые пузыри. Даже странно продолжать о нем говорить через столько лет после того, как лопнул пузырь доткомов и сдулся NASDAQ.

Биржевикам тогда были нужны какие-то малопонятные лохам "фишки", под которые можно было бы брать у лохов деньги, обещая гигантский рост курса акций этих фишек - якобы потому, что это "хайтек, в нем сверхприбыли нормальное дело". Они эти фишки сами и создавали, используя дурачков из гаражных мастерских.

Кто-то из таких гаражных дурачков, вроде Стива Джобса, в конце концов основал собственную консьюмеристскую религию и стал командовать компанией Apple, продавая адептам изготовленные китайцами железяки, отмеченные священным символом надкусанного яблока - но прикол в том, что задолго до него аналогичный финт проделал Рон Хаббард, причем он не паял никаких компьютеров, а бизнес-результат у него оказался куда как более внушительный.

То есть успех Джоббса на самом деле не связан с хайтеком, а лежит в области социопсихологии. И пока он делал железо и софт - он был в изрядной заднице.

Вы поймите меня правильно:
  • вот можно сесть, написать по приколу какой-нибудь пиратский бит-торент протокол, и стать знаменитым. А потом грамотно конвертировать эту славу в бабло.
  • можно сесть, написать по приколу с группой приятелей какую-то игрушку для смартфона, типа Angry Birds, выложить ее в аппстор, ее скачают миллионы леммингов, заплатив по доллару - и вы миллионеры.
Но нельзя сесть и по приколу разработать новый процессор. Нельзя по приколу разработать и запустить в производство новый автомобиль или тепловоз. Или даже хотя бы только двигатель для автомобиля или тепловоза.

Кстати, когда долбанула перестройка - куча инженеров кинулась разрабатывать автомобили, думали - ну вот мы сейчас ВАЗу покажем, ведь, как им пели тогда теоретики - "малый бизнес" гораздо эффективнее "неповоротливого госмонстра". Все эти лавочки - а их было много - покувыркавшись, загнулись. А ВАЗ цветет и пахнет до сих пор.

Вот сейчас проект Ё-мобиля толкает целый олигарх, плюс немаленькая фирма, много лет перепродающая в России грузовики МАЗ. Огромные финансовые ресурсы, нанята куча народу - это уже не "малый бизнес", но всё равно проект загнется. Потому что тягаться с настоящим автопромом на кустарных поделках - утопия.

На самом деле в "малом бизнесе" нет никакого хайтека. Есть кустарщина и поделки "на коленках", которые лохи могут какое-то время принимать за что-то продвинутое и перспективное. На этом иногда удаётся сыграть некоторым комбинаторам, но и не более того.

Вот и всё о них.

bbird специально для bohn.ru

  •  





экономика, предприниматели, мифы, хай-тек

Previous post Next post
Up