За два десятилетия независимости Украина существенно отстала от России и Казахстана по среднему уровню благосостояния. Последний кризис Украина тоже пережила гораздо тяжелее, чем любая другая крупная страна СНГ.
Почему Украина стала «хромой уткой» и сможет ли она выжить в одиночку?
Средняя зарплата в валютном эквиваленте составила здесь в прошлом году 282 доллара США - на треть меньше, чем в Белоруссии, и в два с половиной раза меньше, чем в России.
Если бы 20 лет назад кто-нибудь сказал украинцам, что их среднедушевой доход будет втрое ниже казахстанского, они бы оскорбились. Тогда они были уверены, что страна с плодороднейшими землями, мощной промышленностью, сильной наукой и богатой культурой через несколько лет займет достойное место среди развитых стран Европы, как минимум будет стоять в одном ряду с Чехией, Польшей и Венгрией.
Эти надежды разбились уже к концу 1990-х. Возродиться им пока не суждено.
Список достижений Украины за последние два десятка лет, в том числе в экономике, гораздо короче перечня потерь. Разочарование украинцев вызвано не только низким уровнем жизни, но и вопиющим социальным неравенством, всепроникающей коррупцией, цинизмом и недоверием ко всем общественным и государственным институтам, постоянной политической напряженностью и общей неуверенностью в будущем страны. Согласно опросу Pew Research Center, в 2007 году только 9% украинцев были уверены, что их страна движется в правильном направлении, - и это в самом благополучном для Украины году за последние 20 лет.
...У государственных финансов Украины есть две главные беды - национальная нефтегазовая монополия «Нафтогаз Украины» и Пенсионный фонд. Дотации «Нафтогазу» из бюджета в 2010 году превышали расходы на здравоохранение. Трансферты на покрытие дефицита Пенсионного фонда были больше, чем расходы всех силовых ведомств Украины плюс расходы на образование, науку и спорт. Всего на эти цели в 2010 году бюджет выделил около 7% ВВП - пятую часть налоговых поступлений. Если учесть, что цены на газ имеют тенденцию к росту, а население Украины сокращается и быстро стареет, становится понятно, что решать эти проблемы надо не откладывая.
Нельзя сказать, что власти Украины не понимают необходимости оздоровления «Нафтогаза» и Пенсионного фонда. Еще в 2009 году правительство Юлии Тимошенко приняло на себя обязательства (это было условием получения кредита МВФ) повысить цены на газ для нужд отопления и для использования в быту (именно с этими секторами связаны основные источники убытков «Нафтогаза»). Однако обещания своего не сдержало. Пришедшие на смену оранжевым бело-голубые тоже подписались под аналогичным обещанием. С апреля 2011 года цены на газ для населения должны были быть подняты на 50%. Однако и правительство Николая Азарова не решилось пойти на непопулярные меры.
Как и реформа газового сектора, пенсионная реформа тоже пала жертвой боязни потерять поддержку электората. На пенсии Украина тратит до 18% ВВП, это один из самых высоких показателей в мире (Россия - 10% ВВП). Что еще хуже, если ничего не менять, то в связи с низкой рождаемостью и старением населения этот показатель через 15-20 лет может дойти до 24-25% ВВП. С необходимостью реформы правительство Тимошенко согласилось еще в 2009 году. Правительство Азарова обещало принять соответствующий закон до конца 2010 года. Однако воз и ныне там - принятие закона отложено до лета, с неопределенными перспективами...
К сожалению, Украина не может похвастаться благоприятным инвестиционным климатом. Как и в России, малооплачиваемые и слабо контролируемые чиновники вовсю используют свои позиции для извлечения административной ренты, создавая многочисленные препятствия нормальному ведению бизнеса. При этом на Украине влияние олигархии на государственный аппарат гораздо более откровенное, чем в России. Отдельные олигархические группировки имеют большую свободу действий и с успехом используют своих ставленников в высших эшелонах власти для лоббирования собственных интересов.
Видя открытую коррупцию на самом верху, чиновники нижнего уровня тоже не стесняются. Малый и средний бизнес зачастую сталкивается с полным произволом. Особенно вопиющая ситуация сложилась в судебной системе. Судебная коррупция как в России, так и на Украине - никем не оспариваемое явление. Но в отличие от России, с ее вертикалью власти и соответствующим правосудием, суды на Украине действуют в интересах различных групп влияния и далеко не всегда в интересах государства...
На Украине постоянно говорят о необходимости «цивилизационного выбора», под которым понимается сближение либо с Европой, либо с Россией. К сожалению, сторонники европейского вектора развития хотят всего и сразу - и демократии, и честной некоррумпированной власти, и экономической интеграции с Евросоюзом, и членства в НАТО, а также вытеснения русского языка из общественной жизни и воспоминаний об общем советском прошлом из общественного сознания. Никто бы не возражал против улучшения делового климата, но «европейцы» с упорством, достойным лучшего применения, делают упор именно на тех пунктах, которые неприемлемы для восточной части Украины.
Попытка прозападных сил преобразовать Украину после оранжевой революции провалилась не в последнюю очередь из-за отсутствия критической массы честных реформаторов. Люди, которые шли к власти с лозунгами очищения, улучшения инвестиционного климата, развития страны по европейскому пути, оказались в лучшем случае бессильны в борьбе с коррупцией, а в худшем - сами занялись вымогательством и взяточничеством.
Полный текст -
http://expert.ru/expert/2011/23/nezadachlivaya-nezalezhnost/