Девятый день…
Вот и пришла пора уезжать с красивого острова, проснувшись на лофте я, разумеется, обновил его, стукнувшись головой о крышу (куда ж без этого), дальше было еще веселее: Настя мыла посуду после завтрака, после чего поставила 4 пластиковых тарелки на конфорку и… включила ее; в тот момент, когда я в очередной раз забегал в домик, вынося вещи, взору моему предстала изумительная картинка: Настя, стоящая с очень удивленными глазами, в духе «Не, ну я не пОняла?!!», держащая в полуметре над плитой четыре пластиковых тарелки, с которых вниз до самой плиты свисали тонкие струящиеся нити расплавленного пластика.
Из ступора Настю вывел наш хохот и бурная деятельность. Я попросил всех посторониться и стал поливать раскаленную чугунную конфорку холодной водой, она же плевалась и шипела. После того, как конфорка была окончательно остужена, Настя приступила к процедуре очистки плиты от пластика с помощью металлической лопатки для торта. Надо сказать, что получалось у нее совсем неплохо и минут через 30 на плите почти не осталось следов нашего безобразия. Итог - наши с Юю тарелки целы, а 2 тарелки Насти и Генри прогорели и получили общее сплавленное дно. Так что отныне Настя с Генри едят без тарелок. Да здравствуют средневековые нравы!
Впереди у нас паром, памятуя о том, как много было машин в первый раз, приезжаем мы хорошо заранее и тут же встаем в очередь, я беру камеру и иду прогуляться до ближайшего кемпинга, расположенного в 300 метрах от причала, светит солнце, голубое небо, красота!
Погода продолжала нас радовать даже после того, как мы въехали на паром, посидев некоторое время внутри, мы все повыползали наружу, где сначала Генри, а потом и я, застолбили «место под солнцем» в прямом смысле этого слова: с одной стороны парома светило солнышко и не было ветра, с другой - все наоборот, так что нацепив солнечные очки мы нежились, поедая вкусное мороженое и лишь на подходе к причалу оживились и стали фотографировать окрестности.
Впереди у нас долгая дорога, мы не знаем, в каком городе будем ночевать сегодня и решаем ехать столько, сколько возможно, нам нужно в Рёрус, это последняя запланированная точка путешествия непосредственно в Норвегии, до него 865 км, за рулем Генри, бортовой комп рапортует, что запаса топлива у нас на 240 км, так что мы радостно катимся вперед по уже виденной нами дороге. Правда теперь нет дождя и картинки более радужные. Через какое-то время мы подъезжаем к тому самому месту, которое считается границей полярного круга. В прошлый раз было так холодно, что мы даже не стали выходить из машины, зная, что будем здесь еще раз. Теперь мы паркуемся, берем камеры и… идем к кучке снега! Генри тут же плюхается на нее в позе морской звезды и я делаю памятный кадр.
Тропинка от сугробов ведет на вершину небольшого холма, поднявшись на который мы видим необычную картину: всюду по холму стоят кучки из камушков, сложенные проезжавшими здесь людьми, маленькие и большие. Кто-то даже не поленился привезти с собой кирпич, чтобы оставить его на границе круга, увековечив память о себе, так сказать. Все же такой обычай мне нравится заметно больше, чем наше привычное «здесь был Вася»… ножиком, на скамейке.
Что же еще необходимо сделать на границе полярного круга? Правильно: съесть мороженое, обязательно, что мы и проделываем с превеликим удовольствием.
Насладившись же видами, решаем поинтересоваться у продавца, а где же ближайшая заправка… и вот тут нас ожидала засада: до ближайшей заправки чуть более 100 км. Бортовой комп путается в показаниях и говорит, что нам осталось то 90, то 130 км. В общем, насколько хватит топлива - неясно. Теперь моя очередь садиться за руль и мы выезжаем со смешанными чувствами, я стараюсь не давить на газ и с любой горочки (а их много в этом национальном парке и мы находимся на плато, расположенном несколько выше уровня моря) катиться накатом, выжимая сцепление. Если же машинка в этот момент разгоняется больше разрешенных 80 км/ч - приходится терпеть, лишь бы катилась, родимая. Юю говорит, что ее пугает тишина и шум шин с ветром в тот момент, когда двигатель работает на минимальных оборотах, но что делать… на сколько еще осталось топлива - неясно. Навигатор отсчитывает километры до заправки, бортовой комп - тоже. Через некоторое время раздается мерзкий пищащий звук, которого мы раньше никогда не слышали - машина начинает ругаться, что топлива осталось мало… ну что же делать - едем. Юю уже привыкла, что мы катимся везде, где можно, накатом. Потихонечку вечереет… Тем не менее, мы смотрим по сторонам и в одном месте, увидев сразу несколько красивых водопадов, паркуем машинку на обочину и идем гулять по лесу, посмотреть на чудесную горную речку, долго не можем оттуда уйти, несмотря на то, что у воды довольно прохладно…суровая, северная красота, чистейшая вода, сосны, камни... и никого рядом с нами.
Последние километры до заправки кажутся мне очень долгими, но все же мы дотягиваем до нее. Хорошо, что в Норвегии заправки автоматические и на них можно платить кредиткой, заливаем полный бак, по-моему влезло более 70 литров топлива. Генри находит какую-то швабру и пытается хотя бы частично отмыть наши стекла… это ему и удается… частично. Машина по-прежнему страшна.
Время уже позднее, потому мы решаем остановиться в палатках в первом же кемпинге, который сможем найти. Как только мы сворачиваем с дороги и еще даже не успеваем разобраться где здесь будка для оплаты (и почитать правила), как к нам на всех парах несется на велосипеде тетенька, оказавшаяся владелицей сего местечка, которая требует с нас мзду. Честно признаемся, это был худший кемпинг, который мы видели в Норвегии. Состояние сан узла было таково, что никто из нас не рискнул там принять душ, к тому же от остальных помещений он был отгорожен только сомнительного вида занавесочкой. Я нашел на улице кран с водой и перед сном ополоснул там свои задние лапы, чтобы немного освежиться, мне это показалось более разумным, чем идти в местный душ. Зато кухня оказалась вполне сносной, рядом с ней стоял на улице стол с лавочками, где мы и поужинали. Теоретически, где-то внизу, под обрывом, текла горная речка, в которой водится рыба, которую даже можно ловить… но кемпинг не дает в аренду удочки, потому мы просто ставим палатки над рекой и через некоторое время все отправляются спать. Так же чисто теоретически в этом кемпинге есть домики, но по-моему их было всего три и, разумеется, все они были заняты. Единственный плюс кемпинга в том, что он - первый после национального парка.
Позже, Юле достался огромный каталог кемпингов в Норвегии, с рейтингами… этого страшного кемпинга мы там даже не нашли.
Десятый день.
Проснулись мы довольно рано и, продрав глазки, сели завтрак за столик на полянке, стол около кухни был занят. Снова трасса Е6, снова знакомые места, мы возвращаемся в Мо и Рана, с удивлением выяснив, что ночевали мы не так уж и далеко от этого милого города, так что вполне могли бы «дотянуть» до понравившегося нам в прошлый раз кемпинга, где мы чудесно грелись чаем на огромной светлой кухне. Но на сей раз мы проезжаем город насквозь, остановившись лишь на выезде, чтобы посетить продуктовый супермаркет. Город по-прежнему прелестен, особенно хорошо то, что в нем уже не так сыро и холодно, но нам нужно ехать вперед, как можно дальше… В голове, правда, свербит мыслишка о том, что неплохо было бы попробовать половить рыбку, благо, места, где это можно делать, обозначены. Пока же мы вновь заезжаем на смотровую площадку водопада, теперь уже при более достойной погоде. Водопад по-прежнему красив, равно как и домик, стоящий в отдалении от него, на скале.
В очередной увидев значок с рыбкой, а так же разглядев огромные круглые сооружения в воде, где, похоже, разводится рыба, мы сворачиваем с дороги и идем узнавать о том, как же можно ловить рыбку. Выясняется, что это удовольствие стоит от 1600 крон в день (около 200 евро) и это специальное, так сказать «элитное» место, где рыбы можно наловить очень много ввиду ее высокой концентрации и где необходима предварительная регистрация/бронирование . Так что, полюбовавшись на обшарпанного тролля, стоящего перед входом в это непростое место, мы отправляемся дальше в направлении Рёруса.
Кемпинг для ночевки мы ищем по указателям, решая остановиться сегодня немного пораньше, поскольку проехали мы уже немало. Первый кемпинг встретил нас прелестным запахом краски на кухне и душами на 3 минуты. Подумав, мы решили, что нам не нравится, и отправились дальше. Не зря. В отдалении находился кемпинг на самом берегу большого озера, где за символическую плату нам разрешили поставить палатки, а так же взять напрокат лодку. На мой вопрос о том, какая это лодка и есть ли там мотор, девочка ответила, что мотор есть, а про топливо сказала, что все включено. Мы с Генри, окрыленное, в прямом смысле побежали на причал смотреть на это прекрасное чудо… чудо не произошло, лодка оказалась без мотора и, в общем-то, даже не совсем с уключинами. Странный механизм, даже менее удобный, чем на кефальках. Ну да ладно, настроение нам это не испортит, потому как на улице все равно красиво, солнышко висит низко, вода гладкая… и комары кусачие! И вообще: на улице тепло, ужин на свежем воздухе, за деревянным столом прямо посреди полянки - это прекрасно. Несмотря на то, что в кемпинге было несколько свободных домиков, мы поставили палатки, раз уж погода хорошая - надо в них спать. После ужина - традиционный чай (я нагло тырю чайник с кухни и приношу его на стол) на троих, Генри лишь загадочно улыбается, глядя на нас, но сам чай не пьет.
Совсем вскоре мы одеваемся так, чтобы комарам было сложнее нас грызть и отправляемся плавать. Юю с Настей садятся на корму, Генри, впередсмотрящим - на нос, а я же изображаю чертыхающийся гребной механизм, который никак не может приспособиться к конструкции уключин. Но, тем не менее, мы плывем и, в общем-то, даже не очень медленно.
После водной прогулки нам всем остается лишь аттракцион под названием «душ». У Насти с Генри кончились монетки, но у нас вроде бы есть в запасе. Я иду в мужскую кабинку, Настя - в женскую. У них есть общая разделительная стенка, так что друг друга прекрасно слышно. После того, как я включил душ, стало слышно, как Настя воюет с автоматом, требуя у него воды. Судя по ее возмущенному тону монетку он съел, а вот воды не дал. В процессе избиения автомата Настя (наверное, со скуки) прочитала инструкцию-предупреждение, из которой следовало, что одновременно может работать только один душ. Вот такая вот хитрая конструкция. Обиженная в лучших чувствах Настя, после того, как раздобыла еще одну монетку и таки помылась, пошла разбираться с администрацией по поводу такой гнусной шутки. Дело было не в деньгах, дело было в принципе! По-моему, ночью ей найти никого не удалось, но на утро она все еще помнила об этом!
Тем временем наступила ночь и мы улеглись спать в своих палатках.
Одиннадцатый день. Рёрус.
Часов в 5 утра я проснулся от дикого холода, напялил на себя все, что нашел в палатке и попытался снова уснуть, но где-то рядом, судя по всему - прямо на березе, под которой мы расположились, решила пораньше пробудиться ворона и сообщить миру «кар-кар», причем сообщала она это с завидной регулярностью. Как мне удалось провалиться в сон еще раз - не знаю, но к 7.30 утра я проснулся уже от жары: вышедшее солнышко довольно ощутимо нагревало палатку. Выйдя же из нее я увидел, что выпала обильнейшая роса, весь верхний контур палатки мокрый, так что нам пришлось его снимать и сушить перед отъездом. Но зато у нас еще не кончилось время аренды лодки, есть вкусный завтрак на той же полянке, горячий чай и сильное желание вновь покататься по озеру. На сей раз я сижу на корме, а гребет… Юю, которая еще накануне очень хотела это попробовать. Пытаемся поплыть по реке в сторону красивого моста, но большое количество воронок в воде отменяет нашу затею и мы снова плаваем по умиротворенному озеру.
Через некоторое время сдаем ключи от лодки и выезжаем уже непосредственно в Рёрус, до которого осталось менее 200 км. Проезжаем очень красивые места, так что я много раз встаю просто полюбоваться на природные достопримечательности. Постепенно мы огибаем одно озеро и начинаем взбираться на плато, растительности вокруг все меньше, открывающиеся холмистые виды - все величественнее и прекраснее. На вершине плато мы встаем около смотровой площадки и забираемся с Генри на небольшой холм, чтобы обозреть окрестности и сделать пару кадров. На холмике опять видим кучки камней, но уже не так много, потому решаем соорудить свою собственную кучку, что и проделываем с великим удовольствием.
Город Рёрус мы запланировали посетить еще про прокладке маршрута. Это город шахтеров, шахты расположены на некотором удалении от него и на данный момент являются музеем для туристов. Сам же Рёрус находится под охраной ЮНЕСКО, поскольку несмотря на дома из дерева, он прекрасно сохранился. Но сначала мы отправляемся не в сам город, а в шахты, к которым ведет жуткая, узкая, полуразрушенная дорога без обочин, с которой очень легко свалиться в подобие кювета. Качество и ширину дороги можно неплохо оценить по тому факту, что на обратном пути за нами ехал мотоциклист, который, несмотря на нашу низкую скорость, так и не рискнул нас обогнать.
Перед шахтами мы надеваем все теплые вещи, какие есть, потому как внизу очень нежарко (перманентно +5) и к тому же сыро. Шахты - одни из самых глубоких в Европе. В специальной комнате мы подбираем себе каски по размеру, надеваем их и начинаем спуск с экскурсоводом. Шахты эти разрабатывались с 18 века и вплоть до 1972 года, содержание меди в руде - всего лишь около 3%, потому после разработки рудников в Африке и Австралии стало экономически невыгодно разрабатывать такую бедную породу. При том, что на переработке руды была завязана вся жизнь города, в самих шахтах работало единовременно не более 15 шахтеров.
Закрыли шахты в 1972 году, а в 1979 - снова открыли, но теперь уже для туристов. Главная проблема шахт - вода. Каждый час из шахт откачивается 10-15 тыс. литров воды, собственно, журчание водички слышится постоянно с разных сторон. Нам показывают пневматические молодки, работавшие от специальных трубопроводов со сжатым воздухом. Вокруг очень грязно - все мы вывозились в породе, напоминающей чем-то глину, и холодно - руки замерзают даже в перчатках.
Нам показывают и рассказывают, как разрушали камень до того, как началось использование взрывчатых веществ: породу обкладывали деревянными поленьями и зажигали большой костер, из-за перепада температур порода начинала растрескиваться.
Интересно, что несмотря на сырость и холод, в одной из пещер оборудован «концертный зал», то есть там есть сцена и скамейки. Изредка в этом зале, обладающем неплохой акустикой, устраиваются концерты.
Откровенно говоря, к концу прогулки мы все успеваем изрядно замерзнуть, а выйдя на улицу, обнаруживаем, что все угваздали свою обувь и штаны снизу. Но раздумывать нам некогда - впереди вторая часть «музея», уже в самом Рёрусе, куда мы и отправляемся.
Музей интересен тем, что в нем, в масштабе 1/10 сделаны работающие (!) модели всех процессов, которые происходили на переработке, показаны водяные мельницы, лошадки, служащие источником энергии, и многое другое. Действительно масштаб проделанных работ впечатляет, создавал эти макеты очень талантливый инженер.
Впечатленные работой моделей мы, наконец-то, приступаем к осмотру города и довольно быстро оказываемся на его центральной улице с кучей магазинов и достаточным количеством народа.
Вообще, как Юля правильно заметила, город выглядит… «жалко». Очень правильно подобранное слово, иначе и не скажешь. Мне непривычно видеть такое огромное количество деревянных домов и осознавать, что в общем-то, жизнь в городе после закрытия шахт по сути остановилась, сейчас это лишь туристическое место и ничего больше. Поначалу деревянные домики вызывают любопытство и заинтересованность, но постепенно нагнетается какая-то тоска и становится действительно жалко этот городок.
На центральной улице мы находим булочную, где владельцы перед закрытием за бесценок распродают остатки всяческих вкусностей, мы не можем устоять… и вскоре уже дружно жуем булки. Чуть дальше обнаруживается магазин с различной керамикой, украшенный на входе керамическим фаллическим символом высотой метров пять. Что они этим хотели сказать - мы не поняли. Цены на их керамику, к слову, такие, что магазин вызывает чисто академический интерес снаружи, внутрь заходить уже не захотелось.
Пройдя через центр города мы возвращаемся к нашей машине вдоль реки, разглядывая еще более несчастные домики. Немного не доходя до музея решаем пройти через мост и прогуляться по маленькой старой улочке у самого подножия гор из отработанной руды. Мы так и не смогли понять, живут ли люди в этих старых домах, или просто поддерживают их в жилом состоянии, но живых людей, кроме пары-тройки туристов, мы на этой улице не наблюдали. Кусочек города был словно всеми покинут, нет ни людей, ни собак, ни кошек… только старые деревянные дома и горы рудной породы.
Со смешанными чувствами мы загружаемся обратно в автомобиль и отправляемся на поиски кемпинга, это будет наша последняя ночевка в Норвегии, на самой границе. Утром мы въедем в Швецию. Кемпингов, похоже, в стороне от Е6 не так много, так что найдя один, да еще со свободной хижиной, мы тут же решили ее застолбить, тем более, что чистота и современность сан узла нас приятно поразили. Домик прелестный, двухкомнатный, с маленькой кухней (шик), где даже есть вода (двойной шик)… и стаей комаров внутри.
К двум окнам прилагается одна противокомариная сетка, как хочешь - так и пользуй! Но зато есть диван и одно кресло, снова можно почувствовать себя человеками. Кстати, как только мы разложили вещи в домике, из ниоткуда возникла молоденькая девушка и вежливо попросила с нас мзду. Такое ощущение, что у владельцев кемпингов стоят где-то камеры видеонаблюдения, иначе как они могут так оперативно вычислять только что заселившихся туристов?
Ночевка на двухъярусной кровати - уже привычное дело и вскоре мы вновь отключаемся до утра.
На самом деле вот наш домик (показанный выше стоял в 10 метрах от него):
Двенадцатый день.
Комаров за ночь, по-моему, стало только больше, и откуда только повылуплялись? Так что до умывальника бежать приходится быстро, желательно размахивая всем, чем можно. Позавтракав, и сделав фото «последний кемпинг», мы выезжаем в сторону Швеции. Пейзажи уже другие, больше нет гор и снега, но зато есть равнины, леса и озера. Проезжая через один такой лес мы вышли погулять, обнаружили озеро с довольно теплой водой, но купаться не стали. Дальше нас ждал приятный сюрприз: спасибо Генри, который резко затормозил и предложил нам полюбоваться на настоящего северного оленя, ковыляющего по дороге. Олень сначала чесал передним копытом нос, а потом, кося глазом, проковылял мимо нашей машины. Видимо, он активно менял шкуру, потому как выглядел так, словно зазимовал в чьей-то кладовке, где его нещадно погрызла моль. Машин эти олешки не боятся, а вот людей, выходящих из машины… к сожалению, опасаются.
Вскоре мы выезжаем из леса и оказываемся в шведском городке, где встаем на заправку и идем в соседний продуктовый магазин, где Генри радостно восклицает «да здравствуют низкие шведские цены!» (честно говоря, до Норвегии я всегда считал, что Швеция - дорогая страна, но вот уж воистину - все познается в сравнении). На выезде из города навигатор нас заводит на трассу, которая считается чуть ли не региональной дорогой (номер 70), однако там идет ремонт и покрытие дороги состоит только лишь из щебня/гравия. Въехав на это безобразие мы совершили ошибку, не повернув сразу же обратно, а поехав вперед. На наших глазах авто, следовавшее за нами, проехав всего ничего, резко развернулось и поехало обратно. В чем-то они были правы. Нам сложно было оценивать как долго длилось это безобразие, но не один, не два и даже не десять километров. В машине постоянно стоял шум от мелких каменей, бивших по крыльям, а сзади поднимался столб пыли. Зато это дорога показала нам чего стоит новый форд. В петли и прокладки задней двери набилось столько пыли, что она стала скрипеть при закрывании, более того, пыль как-то повлияла на датчик контроля закрытия одной из дверей (мы так и не смогли выяснить, какой), так что машина при закрывании ее с брелка решала, что у нее открыта какая-то дверь и тут же подавала звуковой сигнал, автогудком. Эта «опция» была особенно актуальна вечером, в кемпинге. Народ, конечно, хохотал, глядя на это безобразие (а мы часто ходили что-то взять из машины), но нам было все-таки неловко.
Город Мора, где изготавливают деревянных лошадок:
День перед отлетом.
Утром мы отправляемся из кемпинга в Стокгольм, куда приезжаем после обеда. На его осмотр у нас есть всего несколько часов, а этот город достоин большего, потому приведу лишь пару кадров из старого центра.
Остальные фото - в альбоме по ссылке:
http://gallery.matteo-studio.com/public_html_gallery3/index.php/Norway/5-Nordland---Roros---Stockholm Послесловие.
Наверное, стоит сказать, что поездка доставила нам очень много положительных эмоций, а трудностей было даже меньше, чем мы ожидали, страна прекрасно приспособлена для путешествий и предлагает природу на любой вкус. Мы проехали по трассе Е6 на север, за полярный круг. При этом у нас остался совсем не охвачен юго-запад страны, где расположен прекрасный Берген, красивейшие фьорды и знаменитая железная дорога. Возможно, когда-нибудь мы выберемся туда, тем более, что ехть до Бергена несколько проще: "всего-лишь" 800-900 км от дома до парома в Дании, а паром уже доставляет машину прямо на норвежское побережье.