Вот и прошел год с момента моего первого полета на старой Cessna.
На сей раз коллега любезно предложила мне полетать на относительно новой Aquila A210. Производит этот самолет одноименная компания с 2002 года, самолет довольно легкий. из углепластика, с полностью прозрачным колпаком кабины. Весит этот самолет всего 500 кг и способен с кресерской скоросью 220 км/ч лететь до 5 часов. Два бака, расположенных в крыльях, вмещают по 50 литров каждый. Двигатель - ROTAX 912S, 100 лс. Для меня все еще остается загадкой как двигатель, объемом 1.4 литра, может расходовать от 18 до 27 литров топлива в час ;) Видимо, в авиации свои законы.
Проверив специальной палочкой наличие топлива в крыльях мы выяснили, что один бак почти пуст, а в другом есть еще 3/4, так что до Кобленца нам должно было бы хватит, а там мы заправимся.
Самолет стоит "к полю попой", потому его необходимо развернуть. Это делается достаточно просто: увесистая тушка, килогроммов на 70-75 плавно надавливает всей своей массой на хвост самолета таким образом, чтобы переднее шасси приподнялось, после чего тушка должна, балансируя самолетом, быстро и шустро перебирать ножками, аки маленький лебедь в балете.
Поначалу непривычно, но процедура достаточно простая. Далее, чтобы не сдуть стояющие прямо за нами самолеты, мы беремся вдвоем за винт и утягиваем аквилу чуть подальше от ангаров, откуда она уже пойдет на взлетную полосу своим ходом. Меня чрезвычайно умилила дверка в боку самолета, которая открывается для загрузки багажа в пространство за креслами. Туда мы поместили наши куртки и сумку с фотопринадлежностями.
Мы с Натали занимаем свои места в самолете в очень удобных креслах, пристегнувшись трехточечными ремнями, в которых с комфортом может расположиться даже человек высокго роста, потому как они отодвигаются назад. Под ногами у каждого расположены педали руля направления, между ног - один-единственный джойстик с кнопкой. Натали запрашивает разрешение на взлет, диспетчер подтверждает и сообщает нам номер дорожки, после чего мы подъезжаем к самому началу полосы, встав чуть сбоку, я получаю таблицу со значениями необходимых оборотов двигателя в зависимости от высоты, чтобы после подъема быстро сообщить требуемые данные, а Натали совершает предполетную проверку, проходя по всем пунктам основательной простыни, сверяясь с показаниями приборов и положением переключателей.
В конце концов, после окончания проверки, идет запрос к диспетчеру, который разрашает нам взлет либо сразу же, либо предлагает подождать, пока сядут два, заходящих на посадку, самолета. Мы решаем подождать. Я тем временем пытаюсь приоткрыть самую настоящую форточку из плексиглаза, размером примерно 10х20см. За окном отчетливо ощущается движение воздуха от работающего винта.Интересно, что при этом воздух из собственной системы вентиляции самолета дует с заметно большей силой, чем из форточки.
Оба самолета сели, мы идем на взлет, дует легкий боковой ветер. Aquila легко отрывается от земли и довольно быстро набирает высоту. Мы идем практически против солнца, я по-незнанию не взял с собой кепку, потому глаза слепит неимоверно, в кабине довольно жарко. Поскольку весь день было пасмурно и временами с неба что-то капало, а солнышко выглянуло несколько внезапно, то воздух очень неоднороден, нас сильно трясет и временами мы буквально проваливаемся в воздушные ямы, так что желудок приходится ловить зубами.
Натали предлагает мне попробовать взять штурвал, чтобы отвлечься от неприятных ощущений, но я решаю пока не рисковать, а подождать пока мы поднимемся туда, где воздух пооднороднее, потому как плохо представляю себе как контролировать самолет "в случае чего". Внизу проносятся домики, очень красиво выглядят площадки для гольфа, правда снять их не удалось, потому как в те короткие промежутки времени, что мы над ними пролетали, почему-то я держался за джойстик, а не за фотоаппарат. Aquila временами слегка "виляет хвостом" на ветру, временами ее ощутимо дергает в воздушных ямах, но в общем и целом к подобному можно привыкнуть, если стараться сосредотачиваться на чем-либо ином, кроме своих ощущений ;)
Мы направляемся в сторону Кобленца, где планируется посадка и дозаправка, лететь стараемся вдоль Рейна, я тщетно пытался обнаружить места, где мы как-то гуляли и увидеть Лореляй (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9 ), но, видимо, проглядел ;). На скорости 220 км/ч это достаточно просто. Ориентироватся на Кобленц досаточно легко по телевышке, видной издалека. Джойстик Aquila необычайно чувствителен и реагирует на легчайшее отклонение. Наверное, про такие самолеты когда-то писали "слиться с ним в единое целое". Думаю, с такими чуткими органами управления это вполне реально. Когда ты сосредоточен на том, чтобы держать курс и высоту, то неприятные ощущения от изрядной болтанки отходят на второй план. Хотя я вынужден был признать, что мой вестибулярный аппарат плохо тренирован для перегрузок (например, возникающих на хорошем вираже), у меня нет тошноты, но общее самочувствие оставляет желать лучшего. Потому мы решили, что посидим 30-40 минут в Кобленце, за это время солнце должно снизиться и воздух немного "успокоится". Вскоре пролетаем становится виден огромный арочный мост и мы запрашиваем посадку в аэропорту Кобленца. Сев, прокатываемся по полосе и сразу встаем около бензозаправки, мне понравился комментарий диспетчера: "хотите заправиться - ок, сейчас включу заправку, лейте". По внешнему виду это почти обычная автозаправка, с той лишь разницей, что у нее очень длинный шланг. Баки у нас в крыльях и Натали заливает полный бак с одной стороны, где топлива оставалось сравнительно немного.
Краем глаза я отмечаю, что пока мы заправлялись, мимо нас прошелестел бизнес-джет в сторону ВПП, а через некоторое время мы были слегка оглушены ревом его двигателей на взлете и он очень быстро исчез из поля зрения. Рядом осталось стоять что-то американское, с длинным носом и двумя винтовыми двигателями, похожее на Piper Twin Comanche (
http://en.wikipedia.org/wiki/Piper_PA-30_Twin_Comanche ) . Красивая, довольно большая машина. Мы же отправляемся в диспетчерскую, где должны оплатить топливо (98 бензин) и посадку, стоимость которой в этом аэропорту около 6 евро. На свежем воздухе мне быстро становится получше, а уж после холодного Spezi (смесь фанты с колой), выпитого в ресторанчике при аэродроме, - совсем хорошо. Солнышко склоняется к закату и вскоре мы снова идем к самолету, чтобы возвращаться на домашний аэродром. Теперь мы полетим другим путем, обогнув Франкфурт с севера и протелев над Таунусом, над самой высокой точкой наших небольших гор (почти километр) и над Кронбергом, где живет Натали. До Фридрихсдорфа чуть чуть не долетели, свернув в районе Бад Хомбурга. Натали решает долететь до кромки облаков, чтобы проскользнуть сквозь них и насладиться великолепным видом на них сверху. Это настолько красиво, что я спрашиваю Натали, можем ли мы сделать круг, прежде чем лететь дальше.
Гора Фельдберг проплывает от нас на совсем небольшом расстоянии, совсем рядом - Кронберг, над которым мы пролетаем, пытаясь обнаружить дом Натали и вскоре мы уже летим по самой кромке запретной зоны (над Франкфуртом полеты запрещены), наслаждаясь видом города с небоскребами, освещенного закатными лучами солнца. Воздух уже несколько поспокойнее, потому трясет нас заметно слабже, солнце тоже не палит так сильно, потому можно полностью насладиться полетом, разглядывая города и поля, проплывающие внизу.
Полет обратно занимает немного больше времени, потому как мы сделали основательный крюк, но вечерний вид Франкфурта того стоил.
Домашний аэродром принимает нас сразу и без проблем, мы подкатываемся почти к самому ангару и, выгрузив вещи, идем за ведрами и тряпками. Весь стеклянный купол и все "лобовые" поверхности изрядно испачканы насекомыми-камикадзе. Проходищий мимо рабочий аэродрома хвалит нас и немного подтрунивает/подбадривает. Еще перед вылетом я отметил, что самолет был очень чистым, видно, что его в клубе любят и относятся к нему с большой заботой.
P.S. Еще несколько фото выложено вот здесть:
Aquila A210