Очень хорошая "Черная обезьяна" Прилепина. В ней нет ничего приятного, легкого, она намеренно так и написана: отвращение, которое испытывает герой к самому себе и миру, читатель ощущает физически. Увидев в тексте фамилию Шаров, а еще до того ухватившись за сквозную "детскую тему", я подумала: "это вы на кого намекаете?" И ближе к финалу моя догадка подтвердилась: да, там есть прямая отсылка к роману Шарова "Будьте как дети". У Шарова я читала пока две книги "След в след" и "Будьте как дети", подбираюсь к "Воскрешению Лазаря". С Прилепиным не сравниваю, они совсем разные. У Прилепина язык не в пример богаче (и в "Обезьяне" это богатство представлено в полной мере, даже то, что книгу порой физически противно читать, в данном случае свидетельствует как раз о языковых возможностях), и он слышит не только себя, а всех, кого создал, и диалоги у него замечательные, это еще в "Саньке" было видно. Шаров же монологичен. Монологичность, однообразие, тяжеловесность вместе создают иногда ощущение бреда, безумия, но безумия грандиозного, эта воронка затягивает, поэтому я и не читаю его подряд. Еще у Шарова нет юмора, но мне и не надо.
Прочла три рассказа Олега Радзинского из книжки "Иванова свобода". Там их больше, но пока хватит.
Еще прочла "Читающую воду" Ирины Полянской. Аннотация обещает роман, где главный герой - кино. На самом деле это не роман, это несколько самостоятельных эссе (о Довженко, об Эйзенштейне, о Любови Орловой), а соединяются они фигурой вымышленного режиссера. Эссе вставлены в сюжет, и кажется, автору сюжет только мешает, к чему-то обязывает, с ним надо что-то делать, а на эссе можно отвести душу. Чтение само по себе не скучное, но как же утомляют эти бесконечные метафоры, которые нанизываются, как бусы на нитку, как раздражают эти кокетливые многоточия в конце абзацев, кто их только выдумал.
А вообще - тоска. На повестку дня реагировать не хочется, хочется обойти ее, обогнуть. Прочитаешь дискуссии в ЖЖ, в фейсбуке, заведешься с тридцать третьего оборота, потянутся ручки к клавиатуре - и тут же себя одернешь: "Да сиди ты со своим мнением, Господи, только тебя тут не хватало". И сижу. Буду Гончарова перечитывать, здоровая, полноводная литература.
Дарденновский "Мальчик с велосипедом" меня аккуратно объехал, не задел. Хороший фильм, конечно, но ждала большего.