Кино - это мощный инструмент взаимодействия и развития общества, инструмент информационного влияния и инструмент культурной экспансии в другие страны. Через кино формируется мировоззрение зрителя, особенно молодёжи. Очень важно, какие фильмы формируют нашу молодёжь - западные, похожие на западные, или что-то наше национальное и духоподъемное. Советский фильм «Космический рейс» поспособствовал выходу СССР в Космос, американский фильм Стенли Кубрика о высадке на Луне до сих пор заставляет верить в это миллионы людей. Но кино, это не только идеология, это ещё и бизнес, который дает рабочие места и может приносить огромные доходы в бюджет страны.
Например, только кинсборы с проката в США в 2016 году равны
5% бюджета России. А ещё миллиарды на создание фильмов, а ещё миллионы налогов с поп-корна, игровых автоматов, колы, пиццы. Кино - это большой бизнес, который в нашей стране находится в очень активно растущей стадии.
В нашей стране киносборы 2016 в 13 раз меньше киносборов в США, или 7% от их сборов. Но десять лет назад наш рынок составлял всего 2% от американского. За десять лет мы сделали прирост в три с лишним раза.
Отдельно рассмотрим кинотеатры, кинопроизводство и дистрибуцию.
Сейчас в России 1279 кинотеатров, кинозалов около 4500, но кинотеатры с большим количеством залов сконцентрированы в крупных городах, будем это иметь в виду, а для сравнения рассмотрим количество кинотеатров Таблица 1.
Таблица 1.
Итак, всего в России 1279 кинотеатра.
Половина кинотеатров находится в Москве и городах-миллионниках (первые два столбца).
Ещё треть - в городах от 300 тысяч жителей до 1 миллиона.
А две трети россиян, почти 90 миллионов человек, делят между собой меньше 300 кинотеатров (последние два столбца).
У 46% населения России на один кинотеатр приходится около 900 000 человек.
А для сравнения, в США 39 000 кинотеатров - в 30 раз больше, чем у нас! а население всего в 2.2 раза больше. Таблица 2.
В Китае населения больше почти в 10 раз, а кинотеатров больше в 32 раза, всего 41 000 кинотеатров, причем чуть ли не треть открылась в последний год. Китайцы умеют не просто копировать, они видят выгоду этого рынка, и свой рынок защищают квотированием иностранных фильмов.
Таблица 2.
Если снимать кино международного уровня и продавать за пределы страны - этот рынок просто безграничен! Другое дело, - его завоевать.
На текущий момент, самым кассовым российским фильмом на американском рынке стал фильм Сергея Бодрова «Монгол», собрав более 5 млн. $ в 2007 году.
В этом апреле в китайский прокат выходит российский фильм «Притяжение», осенью выходят ещё две российские премьеры: вторая часть Вия «Тайна железной маски: путешествие в Китай» и «Матильда».
Вий стал совместным проектом с Китаем и США, в ролях Арнольд Шварценеггер, Джеки Чан, Павел Воля и другие звезды российского и не российского кино. Это дало доступ к рынку США, к рынку Китая вне иностранной квоты, то есть с этим проектом мы выйдем на максимально возможное количество экранов!
Проект «Матильда» российский, но в нем задействовано много иностранных актёров, и это также позволило выйти на зарубежные рынки.
Эти два фильма выходят в 2017 году, а значит, очень скоро увидим результаты российской экспансии. От всей души желаю завоевать иностранные рынки, собрать миллиарды денег и вложить их дальше в создание российского кино!
Год Кино (2016) многое дал отрасли и сделал заделы на будущее:
- в малых городах открылось более сотни кинотеатров, что на 700 тысяч увеличило количество зрителей, в планах открытия ещё две сотни кинотеатров;
- заработала система rebate, давно практикуемая во всём мире - возврат части вложенных при съемках в регионах затрат;
- запущены различные приложения для киношников и зрителей;
- профинансированы несколько десятков фильмов, в том числе авторское кино, фильмы для детей и 26 дебютов, выделены средства для создания двух сотен документальных фильмов и многое другое.
Кино и кинотеатры нужно создавать и создавать! Даже чисто в экономических целях!
В следующей части я приведу цифры киносборов в России и США, за последние десять лет и другие параметры кинопроката.