Текущая ситуация в киноиндустрии в России

Apr 09, 2017 15:27

В связи с множеством фейковых новостей, когда с помощью профессионального грима и съемочной команды делаются постановки преступлений, нужно понимать, как далеко Голливуд ушел от Мосфильма.

Чтобы понимать картину в перспективе, вернемся на десять лет назад, вспомним 2007 год и посмотрим, как выросли наши рынки с тех пор.
В 2007 году в России самыми кассовыми иностранными фильмами стали очередные части Гарри-Поттера, Шрека, Пиратов Карибского Моря, Такси, Трансформеров и Человека-Паука - каждый год выпускать продолжения это выгодный бизнес. Теперь и мы каждый год снимаем «Ёлки», а в 2007 году российские киношники только пошли этим путем и выпустили «Ирония судьбы. Продолжение» и «Бой с тенью 2: Реванш».

2007



Ещё один фильм 2007 года, менее заметный в российском прокате, однако ставший одним из нескольких российских фильмов, вышедших в США и собравший там более 5 млн. $, это картина Сергея Бодрова «Монгол».
Мы живем в глобальном мире и Россия должна смотреть на американский рынок кино и пытаться его завоевать. Но мы никогда не победим американские фильмы, копируя и подражая им. Мы должны снимать своё собственное, русское, самобытное кино, на важные для нас и для современного интернационального общества темы. Тем более, Россия становится всё более популярной в мире, люди хотят знать, как мы живём, и кино - это прекрасный способ показать себя красиво.

Рынок США.

Для сравнения доходов с проката России и США, возьмем для ровного счета курс 60 рублей за доллар и рассмотрим в долларах, потому что наш рынок от американского смехотворно мал. Однако, с 2007 до 2016 американский рынок вырос на 16%, а наш кинорынок вырос на 320%!

Причем рост кассовых сборов был от года к году все 10 лет опережающими и инфляцию и что угодно темпами и, несмотря ни на какие кризисы.

Прирост сборов с кинопроката в России год к году:


В 2007-ом году киносбор 197 млн. $, в 2016 - 828 млн. $! - рост в 4.2 раза!
В 2007-ом году зрителей 87.8 млн., в 2016 - 200.6 млн. зрителей - рост в 2.3 раза!
В 2007-ом году фильмов 194, в 2016 - 408 - рост в 2.1 раза!
В 2007 российского кино 44 фильма, в 2016 - 93 фильма - рост в 2.1 раза!

Ещё раз, за 10 лет с 2007 года:
Сборы выросли в 4.2 раза
Кол-во зрителей в 2.3 раза
Фильмов в кинопрокате стало больше в 2.1 раза
Российских фильмов в прокате стало больше в 2.1 раза

2016


В 2016 году киносборы в России составили 49.7 млрд. рублей или 828 млн. долларов.
При этом, российских фильмов было всего 22%, а сборы с них всего 14% от общих.
То есть, российское кино не завоевало собственный российский рынок!

Крупные западные кинокомпании в одном пакете с крутыми киноновинками продают десятки третьесортных фильмов, которые мало собирают в прокате, но плотно занимают российские экраны контрактными обязательствами.
Китайцы не просто так квотируют иностранные фильмы на своем рынке - они защищают свой рынок и от иностранного идеологического влияния и собственное кинопроизводство, собственные рабочие места. Китайцы в производстве фильма задействуют в 5-10 раз людей больше, чем использовали бы русские киношники, но для Китая дать работу людям важнее, поэтому они совершенно осознанно раздувают штаты и делят работу на простые процедуры. И у них получается эффективно.
В Америке другая стратегия. Ещё Ильф и Петров, путешествуя в 1935 г. по Америке, писали в своих заметках в газете «Правда», что в тот период Голливуд снимал 800 фильмов в год, но все эти фильмы были разновидностями четырех вариантов сценария. Фильмы снимались быстро, по кальке, как горячие пирожки. Рынок быстро упёрся в свои границы, и количество производимых фильмов сократили до 400-500 фильмов в год и уже многие десятилетия продолжают эту практику.
Россия в 2016 году сняла 136 фильмов. В 2015 - 123 фильма. Поэтому у нас и практики меньше и предложить зрителю мы можем существенно меньше.

кассовый сбор России и США:


Киноотрасль в России бурно развивается. Кино - это один из самых доступных досугов, тем более в стране, в которой на улице большую часть года гулять холодно.
Важно открывать кинотеатры в городах с небольшим населением, когда половина страны фактически не имеет доступа к кинотеатрам (http://mashkin23.livejournal.com/158236.html), нужно создавать альтернативу для этих зрителей - недорогой просмотр на мобильном устройстве или домашнем кинотеатре. Это важный шаг в борьбе с пиратством и в культурном и даже экономическом развитии общества.
В регионах с зарплатами 5-7-12 тысяч рублей, даже при наличии кинотеатра, билет за 150 рублей - уже дорог. Тем более, когда в сети есть пиратская версия.
Если фильм на мобильном устройстве легально можно посмотреть за условные 10 рублей, из них 5 уйдет создателям фильма, 4 на налог в твой регион (на ремонт или строительство кинотеатра), а 1 рубль провайдеру, думаю, большинство всё-таки потратит эти 10 рублей.
Сейчас посмотреть фильм легально, заплатив создателям, пожалуй, сложнее, чем найти бесплатную версию на множестве разных сайтов. Даже если в каждом случае не идти через суд, отслеживать и запрещать пиратские копии очень трудозатратно, одно удаляешь - десять появляется. Поэтому, легальный контент должен быть доступен и не дорог.
Но за счет массовости просмотров через легальный канал, производители смогут окупаться и создавать новое кино.
2 миллиона зрителей (примерно столько просмотров за один день собирают популярные блогеры) по 10 рублей за просмотр, это 20 миллионов рублей, а это уже практически бюджет фильма.

Когда я проверяла статистику кинотеатров по городам, я спросила одного своего друга, который сейчас живёт в Златоусте с населением около 100 тысяч человек и одним кинотеатром:
- А что обычно делает молодёжь в свободное время в вашем городе?
- Семечки грызёт у подъезда.

И я подумала, если на семечки и на сигареты находят 50-100 рублей, значит 10 -20 рублей на билет в мобильном кинотеатре на киноновинку обязательно найдутся!

мой креатифф :)


В следующей части я расскажу о том из чего складываются затраты на производство фильма, как долго длится этот процесс и почему бюджеты похожих фильмов могут отличаться в десятки раз.

Киносборы - это достаточно объективный показатель не только для киноотрасли, но и для оценки экономического роста страны.
И вот вам две картинки:

2007


2016


2007-ой год, средние киносборы в неделю не достигают отметки 200 млн. рублей, а максимальные около 400 млн. рублей.
А в 2016-ом году, средние киносборы в неделю находятся около 750 млн. рублей стабильно, а четыре уикенда собирали более 1 млрд. рублей!
Наглядный и объективный показатель роста страны.

Китай, Россия, эффективность, Америка, кино

Previous post Next post
Up