Поселок Солнечный: мистическое и социальное

Jul 19, 2023 21:05


Некоторые населенные пункты Усть-Майского района живут золотом, причем золотодобытчики преимущественно частники. Участков осталось не очень много; работать туда едут со всей России, а до последнего времени и Украины. У местных жителей редко есть нужная квалификация, поэтому золотодобывающие поселки становятся все мельче и мельче: постоянного-то населения там почти нет.

Мы побывали в трех таких поселках: Солнечный, Звездочка и Югоренок. В Солнечном у нас происходила сплошная феноменология религии: мы видели человека с индивидуальным путем к Богу (через скорби и страдания); человека, мучимого бесом, и человека, у которого в голове творится какое-то безумие, полностью отражающее взаимоотношения Церкви, государства и общества. По-настоящему отражающее, а не этот ваш «Левиафан». Если кратко: это не Церковь отнимает землю у частного лица руками государства, а местная администрация пытается уговорить частное лицо оформить построенный им храм. Частное лицо - золотодобытчик - шлет всех на три буквы.



Вот такая вот скромная часовенка на частной земле. Там внутри мозаика и лепнина ручной работы делается.



Он еще и часовню на кладбище отгрохал - тоже «для людей, а не для попов», всю в золотых иконах.

(Мужика даже жалко, на самом деле - у него предки из репрессированных, он о них память оставить хочет, просто в церковной жизни не шарит, а деньги девать некуда. Но, как говорится, Can’t Buy Me Love.)

Больше спойлерить не буду. На эту тему была написана драма «Бегемот», которую я выложу в следующем номере нашего Живучего, как таракан, Журнала.



«Откроешь глаза - дорога, закроешь глаза - дорога…»



Живописная речка по пути.



Живописный мост через живописную речку и довольно живописный отец Тихон на мосту.



Живописные миссионеры. За Тихоном в кустах виднеется кусочек мерзлоты.



А еще нам по пути попался очень живописный медведь. Впервые за почти десять лет в Якутии я увидела медведя!

Солнечный раньше был районным центром, хотя стоит посреди леса и гор. То есть буквально выходишь из домика на краю поселка - и оказываешься в тайге. Мы один раз так даже заблудились слегка. Нас поселили в гостинице - домик такой типа дачного, вокруг тоже дачные домики, а за ними лес. На участке вокруг домика есть теплица, в которой что-то даже немножко растет (кажется, огромный укроп был), а зайти на участок можно через суровую северную калитку.



Кстати, вода и тепло есть. Видите - труба?

Жители свой поселочек любят.



Вот здание администрации с одной стороны и ДК с другой. Видите, домик старый, но там и ремонт делают, и вокруг деревья побелены, и цветочки стоят. (Рядом с нами - директор ДК, зовут Елена. Может решить любую проблему.)

Елена, кстати, услышав, что я дальше еду в Арктику и мы хотим помочь людям по мелочи хотя бы, сказала: «Минуточку», - и принесла мешок лекарств. Не очень сложных: всякие АЦЦ, каметон, что-то от сердца - но нам в итоге были очень благодарны. Оказывается, она держала аптеку и как раз собралась ее закрывать - и решила нам отдать оставшиеся лекарства.

Раньше в этих местах (местность Ыныкчан) был лагерь - между прочим, именно здесь мотал срок Глеб Якунин, правозащитник и (какое-то время) священник. Место завораживающе красивое. Коренные жители - эвенки - где-то в окрестностях ходят со своими оленями, но мы с ними не встречались.

Вновь печальное: здесь очень много пьют, и пьют до инвалидности и даже смерти (замерзают на сорока-пятидесятиградусном морозе, остаются без рук и ног). Впрочем, как я сказала, тут много всякой наглядной духовности - у нас на службе, в частности, стоял человек с ампутированными конечностями, который после этой трагедии уверовал, крестился и женился на побухивающей женщине, и теперь они вместе не пьют и даже принесли крестить ребенка.

Еще крестились три прекрасных эвенкийских мальчика разных возрастов - им было очень интересно и радостно: слушали все внимательно-внимательно и просто ликовали в сам момент крещения.



Диавола отгоняем. Самая веселая часть Крещения



Приносила крестить младенца очень разновозрастная пара: она на днях достигла совершеннолетия (не успела школу закончить, а выглядит вообще лет на пятнадцать), а ему где-то тридцать пять. Кстати, тоже эвенки, но оседлые - поэтому особого умиления не испытываю. Если в традиционных обществах очень ранние замужества - норма, то в условно городской среде, как правило, это признак неблагополучия. Тем более, если она школьница, а он очень взрослый. То есть я не хочу начинать популярные причитания «педофилы наших девочек совращают», но практика показывает, что такие связи начинаются спьяну или в не очень здоровой среде таки вследствие совращения несовершеннолетней, и можно только молиться, чтобы ситуация вырулила в какой-нибудь конструктив. В данном случае, кажется, ребята неплохо живут вместе: оформили брак, она не производит впечатления забитой и затюканной, ребенок выглядит здоровым, отец им тоже занимается. Совет да любовь, короче, только доучиться бы молодой маме не мешало все-таки.

Запрос на религиозную жизнь очень высокий. Мы приехали на два дня, и к нам дважды приходили креститься, а еще мы служили Литургию. Все это происходило в местном ДК - герой нашей драмы, храмоздатель-золотодобытчик, заявил, что попам часовню не отдаст, поэтому мы в ее сторону даже не смотрели. Ну и не очень-то и хотелось. Отец Тихон сказал, что она похожа на цирк. Мне скорее понравилось, но ситуация цирковая, конечно - кстати, как-то обсуждался уже термин «воцирковление», так это оно. Будет у нас тут, по анекдоту, синагога, которую мы игнорируем.

Зато на нашей Литургии все было очень уютно и по-домашнему: служили опять-таки по-русски, потому что многие впервые слышали слова службы. Пела ваша покорная слуга довольно мерзким голосом, но византийский хор и капеллу мальчиков собрать не успели, к сожалению.





Народ Божий



А это мы идем экзорцизмом заниматься. Довольно безуспешно, но об этом читайте «Бегемота».

Дети после просмотра мультика задавали вопросы. Именно здесь маленькие вредные девочки (младшие подростки) попросили отца Тихона изгнать беса из мальчика - бедный Тихон еле жив остался.



Отнять у батюшки крест и долго внимательно его рассматривать - любимое развлечение детей всех возрастов.

Еще одна девочка спросила, можно ли ей купить такой же наряд, как у меня. Я детей боюсь, а они меня нет - опять сказали мне, что я очень добрая. На прощание у нас были обнимашки, как свидетельство моей доброты.

Про остальные поселки расскажу позже.

Якутия, путешествия, миссия

Previous post Next post
Up