Продолжаем наше миссионерское путешествие по Усть-Майскому району. И в качестве эпиграфа звучит песня Умки «На ладони Бога», потому что иначе наше состояние не характеризуется.
Click to view
Вообще (отвлекаясь), трудно было представить, что свои хипповские амбиции я буду реализовывать в монашестве, пусть и в миссионерском исполнении. Нет, ну правда: более-менее вольные путешествия, длинное платье и фенечки-четочки, пение чего-то еще более загадочного, чем БГ (ну не под гитару, да), ночевки где придется, и все кругом братья и сестры. Траву и фрилав не предлагать. В Усть-Мае в этот раз у меня это воплотилось по полной программе! Обычно-то я путешествую за архиереем, и это наносит некий налет цивильности - что, конечно, тоже бывает хорошо, потому что после этой поездки я целый день отходила, не вставая с кровати. В отличие от неутомимого Тихона, который, по-моему, был готов сразу ехать куда-нибудь дальше на край света.
Мы побывали почти во всех населенных пунктах Усть-Майского района: Петропавловск, Эльдикан, Солнечный, Звездочка, Югоренок, Эжанцы, Усть-Миль - это небольшие села и поселочки. В большинстве из них ничего не происходит, поэтому в целом нам были очень благодарны за приезд. Особенно, конечно, дети, потому что встретить прям настоящих живых монахов - это почти как, не знаю, сову из Хогвартса пожмякать. Ведь если вы живете далеко от крупных городов, а священников не видите вообще никогда, то «люди в черном» для вас - персонажи почти что вымышленные, откуда-то из триллеров.
В триллере, кстати, нам пришлось побывать, но об этом позже.
В пятнадцати минутах езды от Усть-Маи находится село Петропавловск, сокращенно «Питер». В нем действительно есть что-то столичное - например, аэропорт, пусть и неработающий. Какой-то самолетик, впрочем, нам попадался:
Еще в Петропавловске есть единственный в районе настоящий храм - его построил наш друг и меценат Сергей Юрьевич в память о своем покойном отце. По каким-то не иначе вражеским козням у меня нет фотографии храма, только интерьер.
Сразу видно, оформлением иконостаса занимался не Феофан Грек. Ну и ничего. Ну и все равно замечательно.
На фото, кстати, зафиксировано очень интересное крещение. Это мама и сын, и они работают в местном ДК. Днем ранее мы там показывали мультик детям, и нас спросили, можно ли креститься. Отец Тихон взликовал: назавтра мы собирались служить Литургию по случаю Троицкой родительской субботы, и можно было как раз людей сначала крестить, а потом тут же и ввести собственно в церковную жизнь посредством участия в Евхаристии. Договорились, что крестим рано утром. Рано утром наши неофиты определенно опаздывали. Я уже собралась злиться. Зато отец Тихон проявил какие-то чудеса public relations, поднял на уши и.о. старосты и еще кучу народа - и вот уже жаждущие бани пакибытия, разбуженные односельчанами, сонные и растерянные, стоят рядом с нами и вслушиваются в слова чинопоследования Крещения в переводе Анри Волохонского.
Ой, я это сказала?
Даже показываю!
Да, мы и Литургию служили, и крестили по переводу Анри Волохонского. Вот такие мы модернисты. В наше оправдание могу сказать, что владыка Роман первый начал, он еще летом 2014 года на Лене по Волохонскому крестил, о чем мы даже новость на официальном сайте делали.
Так вот, через месяц, в следующий приезд Тихона, наши новообращенные уже без всякого напоминания пришли на Литургию. Вот что значит вовремя разбудить людей!
После службы нас повели на обед к и.о. старосты, и по дороге нам попался некий загадочный монумент:
Это житель села (если это важно - русский) с ярко выраженным историческим мышлением решил увековечить память коренного населения, которое, внимание, СОПРОТИВЛЯЛОСЬ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ.
На следующий день, на Троицу, отслужили в Усть-Мае, а затем поехали вглубь района. Вернее, поплыли: на лодке направились в поселок Эльдикан.
Я очень сонная. В кадре видны комары и теплая куртка, которую мне дал на всякий случай глава района, дай Бог здоровья рабу Божьему Виктору.
Встречать нас приехала местная скорая помощь.
На самом деле, это не скорая помощь, а машинка для доктора. Но мне, ребенку врача, было приятно.
У нас вообще эта поездка получилась с каким-то медицинским акцентом. Сходили по приглашению медсестры Нины из Донбасса в местную больничку:
Познакомились с доктором.
Майя Ананьевна потомственный медик, у нее мама - фельдшер в соседнем селе, мы с ней потом тоже познакомились.
Больничка, как видите, старенькая, мы даже ей сейчас помочь немножко пытаемся (через Синодальный отдел благотворительности - самый работающий отдел нашей Церкви!). Когда получится, расскажу подробнее.
"Ого, - говорю сослепу, - целых две машины на село! Круто!" - "Тебе не кажется, что одной из них чего-то не хватает?" - ехидно говорит Тихон. "И чего же?" - надуваюсь я. "Ну, например, колес", - упс, действительно, одна из машин используется в качестве сарая.
Конечно, основная наша работа была с детьми. На летнюю площадку в школу нас не пустили, сославшись на светский характер образования. «Ну и пожалуйста, ну и не очень-то и хотелось», - обиделись мы и пошли в местный ДК. И хочу вам сказать, что директора ДК в небольших селах - это сила. Впервые мы с этим встретились именно в Эльдикане.
Ольга Васильевна училась в городе, но вернулась в родное село и руководит ДК "Радуга", в котором есть и театральная студия, и танцы, и пение...
И реквизит из советской эпохи, включая вполне рабочий "Зенит", которому только пленки не хватало, чтобы мы сделали ломо-селфи. ))
Показали мы в ДК «Радуга» детям мультик, поговорили о святости, Боге, ответили на вопросы из серии «жарко ли вам в черной одежде» - и пригласили детей на экскурсию в часовню.
"Гаммельнский крысолов" практически! Один ребенок, кстати, на следующий день после этой прогулки взял родителей за ручку и пришел креститься.
Часовня в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских большая, но немного странно спроектированная.
Ем мороженое. :) Окошки ненастоящие - это вокруг здания узенькая галерея зачем-то пущена, и она застеклена.
Вообще это почти полноценный храм, но там темно, как в коробке, потому что окна там - малюсенькие бойницы под потолком. И еще одно окошко в алтарной части, но оно не открывается, поэтому летом можно задохнуться.
На службе это выглядит темнее.
Это тоже я с мороженым, с другой стороны от часовни.
Врать не буду, поселочек довольно депрессивный - там просто делать нечего, производства нет, вообще ничего нет. Зато у народа есть запрос на церковную жизнь (на Литургию пришло прям МНОГО), а местная православная община небольшая, но вполне действующая - состоит в основном из бодрых и жизнерадостных пожилых женщин. Староста Валентина - одна из таких женщин, чуть не закормила нас до смерти, потому что каждый православный человек знает: батюшка должен быть сыт, и все, кто при батюшке (в данном случае - монахиня) - тоже. Ну а поскольку батюшка у нас, как вы видите, выглядит так, как будто постится на воде без хлеба, то накормить его - инстинктивное желание любой старосты. Да и вообще, любая верующая женщина, как видит тощенького иеромонаха, так и рука к плите, холодильнику, столовым приборам тянется.
Особенно когда мы рядом стоим. Создается впечатление, что это я у него еду отнимаю.
Другая такая же бодрая пожилая женщина, Элла (отчество не помню), пришла провожать нас в дальнейшую поездку в поселок Солнечный. Мы сидели у часовни и ждали автомобиля. Автомобиль не ехал. Было известно, что дорога плохая - так что возникал неиллюзорный риск, что мы тут застрянем еще на сутки. И тут наша сопровождающая говорит: «Надо помолиться!» Отец Тихон - человек очень литургического склада, не большой фанат служения молебнов - попытался как-то улизнуть, но мы его окружили и загнали убедили. И как только мы запели тропарь свт. Николаю - у него зазвонил телефон. После молебна перезвонили - оказывается, машина подъезжает.
Но это мистика так себе, а вообще мистики у нас в эту поездку было полно. Но об этом в следующий раз. А сейчас еще немножко картинок.
Очень русский пейзаж с березовыми веточками.
Очень русский пейзаж с великой русской рекой Алдан
А это у меня вообще ассоциируется с великим русским художником Исааком Левитаном.
Этот русский пейзаж у меня ассоциируется с историософией Леонтьева. Не спрашивайте.
Ну и сонное миссионерское селфи на фоне баржи.
To be continued.