куба

Feb 27, 2012 11:14

Мы познакомились почти 10 лет назад. Я, первокурсница в длинной шерстяной юбке и с фенечками на руках, пришла на кафедру испанского и французского, не зная, что за язык я собираюсь учить. Просто хотелось знать иностранный язык помимо английского. Дверь кафедры открылась, и похожий на конкистадора или наркобарона чернобородый Владимир Феликсович вошёл в мою жизнь.


У него было очень интересное прошлое. Он настоящий авантюрист - в хорошем смысле этого слова - и преподаватель от Бога. Поговорив с ним, я приняла решение, что хочу учиться у этого человека - всё равно чему. Пусть это будет испанский.
Вот так легкомысленно я сделала выбор, который определил мою судьбу.

Мы сидим за столом, ютясь в маленькой гостиной. Феликсович командует белокурыми студентками, хлопочущими на кухне. Мы завтракаем.
Накануне мы ходили гулять по ночной набережной, пили кубинское пиво, смотрели на огни неспящего города. В кафе я неожиданно встретила Исанки - кубинца, с которым мы познакомились в хостеле, где я работала. Мир тесен, Гавана тесна.
Сегодня нам предстоит прогулка по Гаване.
Описывать достопримечательности скучно - всё это тысячу раз сфотографировано и описано. Давайте лучше заглянем на узкие улочки, ведущие вглубь города. Вот у входа в дом сидят толстые тётки и о чём-то неторопливо разговаривают. Сухой старик проезжает на велосипеде, оставляя за собой скрип ржавеющей велосипедной цепи. Вот вороватые негритянские пацаны стоят на углу, посматривая по сторонам. Ребёнок бежит за укатившимся мячиком - я краешком башмака посылаю ему мяч назад. Он останавливается и распахивает свои большие чёрные глаза.
- Привет, малыш!
Однако, жарко. За несколько песо насьональ можно купить сладкий липкий тростниковый сок с лаймом. У меня с собой полупустая бутылка из-под минералки, и я переливаю сок из стеклянного стакана в бутылку. Смешавшись с водой, он делается менее сладким.
Пластиковая посуда, как и пакеты, тут не распространены. Если покупаешь обед на вынос в столовой, его тебе кладут в картонную коробочку. Впервые отведав довольно невкусную, но сытную еду из коробочки, я почувствовала себя японской школьницей в послевоенное время.
Стоит такая коробочка 35 песо. 
В недорогих ресторанах еду несут мучительно долго, и вкус оставляет желать лучшего. В дорогие рестораны мне не позволял ходить бюджет, плюс хотелось побыть среди простого народа и делить трапезу с ними, а не с белыми мистерами.
Белый человек на Кубе - источник куков и прочих благ, по крайней мере в более или менее туристических местах. Более того, часто люди, с кем мы болтали в очереди или на остановке "гуагвы" (так на Кубе называют автобусы), начинали просить у нас шампунь или футболку.
С непопрошайничающими кубинцами мы тоже общались, но встретить их случайно на улице не так просто, как толпы ожидающих денег нищих граждан. Это немножко утомляло, но с другой стороны я вспоминала свой опыт путешествия по Азии, игры с маленькими продавцами сувениров меж храмов Ангкора, и думала о том, что, будь у меня больше времени, я бы смогла преодолеть их желание продать мне что-нибудь и разбудить в них нормальное человеческое любопытство, но времени нет.
- ...., ...., пошел .... отсюда! - это Владимир Феликсович спасает зазевавшихся девчонок от приставал.
Наши прелестные барышни стали звёздами пляжа, не успев толком раздеться. Кубинские юноши знакомились с ними постоянно, в качестве контактов оставляя домашний адрес или городской телефон. Мобильники здесь до сих пор не распространены и стоят дорого, при этом звонки с таксофонов стоят копейки. Часто можно наблюдать, как кто-нибудь говорит по таксофону полчаса, успевая в процессе разговора посмеяться, поссориться, поплакать и помириться с собеседником. 
Вечером после пляжа юноши-таки пришли навестить девочек, но навстречу им вышел наш грозный преподаватель.

Мне пора уезжать из Гаваны и двигаться дальше. Феликсович со студентками летит в Коста Рику. Мы снова встретимся, но уже в Мексике.

Перед отъездом я успеваю забежать на встречу каучсёрфинга. На Кубе принимать гостей у себя дома без специальной лицензии запрещено. Есть люди, которые делают это нелегально, но среди каучсёрферов Гаваны, встреченных мной на Старой площади, таких не оказалось.

Как и в любой другой стране, кубинский каучсёрфинг состоит в основном из молодых и прогрессивных людей, часть из которых - иностранцы.
Почему люди переезжают жить на Кубу из благополучных стран с вкусной едой, доступной сотовой связью, интернетом и прочими благами цивилизации? Часть приехала учиться. Кубинское образование до сих пор в цене. У кого-то есть некий не связанный с трудовой деятельностью небольшой доход, на который на Кубе можно жить весело и вольготно. У кого-то кубинская вторая половинка. Кто-то просто влюблён в кубинскую культуру.

Кубинцы не показались мне людьми, сильно гордящимися своей страной. Многие мечтают уехать или ждут радикальных перемен, не представляя, какие новые беды они могут принести. Есть, конечно, и те, кто фанатично предан коммунистическим идеалам, но я таких встречала в основном среди военных и иже с ними.

Поболтав с кубинскими каучсёрферами и заправившись пивом, я поехала на автовокзал, где познакомилась  с одним замечательным римлянином.

Автобусы, ходящие по популярным туристическим маршрутам, стоят недёшево. Билет надо покупать заранее, иначе мест может не хватить. По железной дороге тоже можно ездить, это вдвое дешевле и вдвое медленнее. Продажа билетов, если я правильно поняла, начинается за 3 часа до отправления. Лучше прийти пораньше и занять очередь. Про автостоп будет отдельный сказ.

К утру мы приехали в Санта Клару.
Продолжение следует.

otchet o poezdke, la, travel, cuba

Previous post Next post
Up