Побывамши татарским набегом на юге Индии (фотки чуть позже) считаю своим долгом заняться основательным самообразованием, то есть переводом аглицких статей об увиденных храмах. На гидов полагаться нельзя :(
Итак. Храм Минакши Сундарешварар, Мадурай, штат Тамил Наду, Индия
Материалы:
http://en.wikipedia.org/wiki/Meenakshi_Amman_templehttp://www.madurai.com/meena.htm Храм Минакши Сундарешварар или Минакши Амман (на тамильском மீனாட்சி அம்மன் கோவில் ) - индуистский храм, находящийся в священном городе Мадурае, посвященный богу Шиве (в его форме Сундарешварара или Прекрасного) и его супруге богине Парвати (в форме Минакши). Храм - сердце и путеводитель древнего города Мадурая (ему 2500 лет). Архитектура храма - дравидская. В комплексе 14 величественных Гопурамов (надвратных башен), включая два золотых гопурама для главных божеств, покрытых сложной скульпутрой и раскрашенных. Этот храм имеет большое значение для тамильцев, упоминался в древних античных текстах в тамильской литературе, хотя в его нынешней форме он относится к 1600 г. н.э. Самое высокое строение храма - 51,9 м.
Согласно легенде, Шива спустился на землю в форме Сундарешварара, чтобы жениться на Минакши, инкарнации Парвати. Парвати сошла ранее на землю в виде маленького ребенка, в ответ на великую молитву-поклонение Малаядваджа Пандьи, правителя Мадурая. Когда она выросла, она начала управлять городом. Шива явился на землю и сделал ей предложение. Ожидалось, что свадьба станет крупнейшим событием на земле, когда вся зебля собралась бы у Мадурая. Вишну - брат Минакши, совершил путешествие из Вайкунтама, чтобы присутствовать на свадьбе. Из-за проделок Индры он задержался в пути. В это время свадьба уже началась (ее вел местный бог Кудал Ажангхар. Это отмечается ежегодно в Мадурае как Читирай Тхиривижа. В Период правдления Наякаров в Мадурае, чтобы соединить Ажакар Тиривижа и Читрай Тиривижа к истории было сделано добавление - что Вишну рассердился и поклялся, что никогда не пересечет реку Вайгей (реку, что протекает в Мадурае). Позже его успокоили другие боги. Так родилась Ажагхар Тиривиджа.
История храма не оченть хорошо известна, но тамильская литература говорит о храме в течение двух последних тысячелетий (Тиругнанасамбандар, известный индуистский святой шайваитской философии упомянул этот храм в 7 веке и описал божество Аалавей Ирейван Aalavai Iraivan). Считается что храм был разрушен мусульманскими захватчиками под началом Малика Кафира в 1310 году и древние его строения были уничтожены. Инициативу воссоздания храма взял на себя Арья Натха Мудалияр, главный министр первого Наяка Мадурая (1559-1600 н.э.), основатель системы Полигар (Poligar), затем последовал вклад в строение храма Тирумалея Наяка (1623 - 1659). Он участвовал в возведении Васантха Мандапы в комплексе храма.
Храм - географический и ритуальный центр Мадурая. Его стены, улицы и ограды были возведены вокруг храма окружающими его квадратами. Древний тамильский классик говорил, что храм был в центре города и улицы расходились от него кругами как лепестки лотоса вокруг его центра. Это один из нескольких храмов в Тамилнаду, у которого есть 4 входа, обращенные к четырем сторонам света. Комплекс занимает 180000 кв м, он окружен 12тью башнями, самая высокая из которых 52 м. В храме много божеств. Святилище Шивы находится в центре комплекса, считается, что почитание богини здесь началось позже. Снаружи святилища - большая скульптура Ганеши, исполненная из монолитного камня, и есть святилище окромного Ганеши, называемое Мукуруни Винаякар. Считается что это изображение Ганеши нашли на раскопках когда выкапывали озеро храма. Святилище Минакши находится слева от святилища Шивы и менее оформлено статуями, чем святилище Шивы.
Вели Амбалам - это один из пять королевских залов (Шабай или Сабха) Шивы. Велли - серебряный, Амбалам - сцена (на тамильском. Золотая сцена находится в Чидамбараме, Читра Сабха (фрески) в Курталламе, бронзовый Тамира Сабха в Тхирнелвелли, Ратна (драгоценная) Сабха в ... ). Это святилище Шивы состоит из необычной скульпутры Натараджи. У этого изображения бога - большой серебряный алтарь, и поеэтому его называют Велли Амбалам (серебряная обитель). Обычно танцующий Шива изображается с поднятой левой ногой, но в этом храме у него поднята правая нога. Согласно Пуранам это произошло по просьбе правителя Раджашекхара Пандьи, искренне верующего в Шиву. Он попросил божество переменить позицию, так как будучи сам танцором, ончувствовал, что всегда поднимать ону и ту же ногу - это слишком большие усилия и слишком большое напряжение для другой ноги.
To be contuned and improved ... :c)