Есть еще один замечательнейший ресурс, в котором не преминули поучаствовать мои любимые Лакшман, Мина и компания.
www.karnatik.com. Я на нем ищу тексты песен - нигде более объемной коллекции я не нашла.
Так вот. Там есть словарь. Для себя любимой, для нашего сайта, и для всех заинтересованных начинаю переводить словарь. Подозреваю, что не все сразу будет переведено правильно, ибо я не бог весть какой спец, потому с радостью приму все возражения, комментарии и поправки. Не буду переводить то, что не понимаю, или не понимаю не до конца.
Итак. Буква А. (
http://www.karnatik.com/glossa.shtml)
aadi - популярная тала (taaLa), которая является "catusra jaati tripuTa taaLa" по классификации сапта тала. У нее 8 бит - чатушра лагху (удар и три отсчета пальцами = 4) и затем два друтама (drutams) (удар и волна* два раза). Также может считаться с удваиванием каждого удара в цикле, что дает 16 ударов.
__________
* МБ - волна или удар рукой с ладонью вверх. Вообще "техника" счета рукой разная, кто-то вообще не бьет ладонью по другой ладони или какой-либо еще поверхности (бедру, например), считая одной рукой в воздухе, лагху тогда считают, прислоняя пальчики по очереди к большому пальцу. Вообще при всей приверженности индийцев к "правильности" порядка, доставшегося им от их гуру, и некоему абсолютизму, все порядки и правила часто разнятся между собой значительно. Так что зацикливаться на правильности какого-то одного варианта не стоит (что относится также и к правилам стилей классического танца :). Как говорится - сердце подскажет).
aaditya - 12ая, последняя чакра (группа из 6-ти раг в мелакарте), с мелакартами, имеющими M2, R3 и G3, с номерами раг 67-72
aahatam - гамака или украшение ноты, которая принимает форму двух последовательных нот, например SR RG GM MP ... (МБ: са-ри, ри-га, га-ма, ма-па)
aalaapanai - одна из форм манодхарма сангитам (импровизационной музыки), то же, что и рага в ее втором смысле - экспозиции последовательности, шкал нот (исполнитель исследует рагу сначала пением нижней октавы, затем двигается выше, касаясь разных аспектов раги. Это обычно делается с aakaaram (пением aaa.. или иной гласной вместо слов или свар). Обычно это первая часть концертого номера Рагам танам паллави. Также это называют raaga aalaapanai или просто aalaapanai.
aananta - означает мир или абсолютное счастье. Это слово используется для мения танама (taanam)
aandOLam - гамака (украшение) ноту, принимающая форму восходящей или нисходящей последовательности (SRSG, SRSM, SRSP ...)
aarati - песня или ритуал, исполняемая с огнем или турмериком (МБ: куркумой), чтобы убрать всех демонических духов. Песни Арати создаются на мангала раги (mangaLa)
aarOha* - восходящая шкала раги (S R G ...), состоящая из 4, 5, 6 или 7 нот
________________
* МБ: часто можно встретить разночтения терминов. Ароха или ароханам. Авароха или авароханам. Часто буква "м" появляется в южной традиции, когда на севере существует тот же термин, но без "м" или "нам". Например, можно встретить даже "сам" и "самам" ("сам" - означает первый удар ритмического цикла. "Прийти на сам" - закончить пение, или какую-то музыкальную партию на первый удар нового цикла, авартанама, фактически - "уложиться в тал").
aatta varnam - другое название пада варнама
aavartana - один цикл ритма, тала. Например, в Ади тале один авартанам состоит из восьми ударов. Два авартанама составят 16 ударов и т.д.
abhyaasa gaanam - тип музыки, часто используемый в тренировке, музыкальном упражнении. В него входят варисеи (varisai), гитамы (geetam), свараджати (swarajati), джатисварамы (jatiswaram), а также варнамы (varnam)
afternoon raaga - полуденная рага - подлежащая исполнению в полдень, в райлне 1-4 pm. например раги mukhaari или bEgaDa
agni - изначает огонь или Бога Огня. Это 3тья чакра с M1, R1 и D3, охватывающая мелакарты 13-18
akaaram - использование aaaa... (МБ: а-карам - дословно - "а"-делание) для пения раги или музыкальной фразы вместо слов и свар. также могут использоваться гласные eee, ooo, ayyy, aii, ohhh, и т.д. Aakaaram обычно обозначают точками, например: ka...ma...kshee...
akshara - количество нот на удар. Обычно приходится две ноты на удар при нормальной (1ой0 скорости, но на 2й скорости их же четыре, на половинной скорости может быть только одна. Другие скорости могут иметь 3 или 5 akshara на удар. (см. также swarakshara). (МБ: смотрю туда сразу, привожу: swaraakshara - использование слово "са" при мении для обозначения shadjam, ri для rishabam и т.д. Это также применяется к комбинации нот, например, когда поется nidha для N D. Это используется иногда в крити, например "sarigama ...", когда оно попадает в контекст стихотворения)
aksharakaala - количество времени, что уходит на исполнение одной акшары или одной свары. Так, pdpmgrs - это 7 акшаракаламов.
alaarippu - тип танца, который использует solkaTTu swaras - это начальный танец, обычно первым преподаваемый студентам. Обычно песня не имеет слов, только solkaTTus
______________
Из словаря на "С"
solkaTTu - (также sollukaTTu) - буквально - произносимые звуки. Иногда их называют джати. Это звуки, которые созданы для имитации перкуссии, например, звуки мридангама. Общепринятыми звуками-словами для соллукату являются tAm, ta ki Ta, tOm, dhIm, tatanu, tarikiTa, janu и dhirana помимо прочих. Иногда их комбинируют и со сварами (са ри га ма и пр.)
solkaTTu swara - пение свар без swaraksharas, вместо сваракшар - джати (слова taam, dheem, tOm и пр) - этот прием часто используется в тилланах.
МБ: это для меня новость. Я знала, что тилланы чаще всего использует свой набор словечек (дирана, тиллана и пр.,), но не знала, что эти словечки из набора джати, да еще и фактически пение тилланы является сварамом, только без имен нот... Вот извернулись люди...
alankaaram (1) - означает прекрасный порядок свар, использовался как термин для гамака во времена Бхараты (из Adukku Ani)
alankaaram (2) - относится к сапта (МБ: т.е. семи) аланкАрамам, упражнениями на одну из 35-ти тал
alpa nyaasa - свара, которой только коснулись, но не сделали на нее ударения внутри раги или фразы. Напрмер, в раге савери (saavEri), ноты ri только касаются в некоторых фразах
alpatvam - одна из 13-ти лакшана (lakshaNas) раги (МБ: лакшана раги - 13 признаков, описаний раги. Жаль, что они не расшифровали этот термин...).
amsam - одна из 13-ти лакшана (lakshaNas) раги
anaagata - это "vishama graham", в котором музыа начинается ПОСЛЕ начала талы.
(МБ: Углубляюсь. vishama graham - это eDuppu, который не является sama eDuppu, но может начаться как до (атита), так и после (анагата) начала талы. eDuppu - место в тале, с которого песня или строка, или фраза из песни начинается. Песня может иметь sama eDuppu (с начала цикла), vishama graham - на несколько счетов свар (обычно 2, 4 или 6) перед (atita) или после (anaagata) начала цикла талы. Запятая "," представляет 1/4 eDuppu. точка с запятой ";" обозначает 1/2 eDuppu. Комбинация ";," обозначает 3/4 eDuppu в нотной записи
anga - любое из нескольких движений отсчета тала - laghu, drutam и anudrutam
antara gaandhaaram - самая высокая из 3-х разновидностей ga (обозначается как G3). Она соотвествует нормальному E (МБ: ми, как я понимаю) в западном ключе С
antara maargam - одна из 13-ти лакшан раги (lakshaNas). Маргамов шесть, антара маргам - один из них. (maargam - означает путь. Есть 6 способов воспроизвести талу правильно (shanmaargams): dakshina, vartika и citra маргамы, используемые только в паллави, и citratara, citratama и aticitratama маргамы, используемые в крити)
anudrutam - тип движения в движении тала (МБ: сам счет ритма руукой тоже назвается тала, нельзя ориентироваться на слово "тала" как на простой аналог слова "ритм"). Его обозначают как U. расматривается как маленький друтам (anu означает "маленький"). Является эквивалентом 1/4 maattirai.
anu mandra staayi - октава ниже mandra staayi (две октавы ниже средней октавы). Обозначается в нотной записи двумя точками под нотой. (можно встретить и сбоку - n..n..)
anupallavi - обычно вторая часть песни, после паллави и перед чаранамом (caraNam), обычно сотоит из 2-х строк. После анупаллави обычно повторяется паллави. Так как ану обозначает "маленький", то его можно понимать как маленький паллави.
anuswara - изящная нота или украшение ноты. Эти "маленькие свары" показывают красоту раги.
anya - ноты, взятые из шкалы другой раги из мелакарты текущей раги. Пример: M1 в saaranga. У раги может быть до трех анья свар, но не более. Их обозначают звездочкой M*
apanyaasam - одна из 13-ти лакшан раги
apoorva taaLa - тала, не входящая в классификацию "suladi sapta taaLa", и в котрой используются другие анги. Например - тала guru jhampa
ardha kampita raaga - раги, в которой только некоторые свары могут иметь kampita gamaka, например: kuntala varaaLi в сравнении с muktaanga kampita raagas
arpuda - конкретная раса, чувство в песне или раге, например, saaranga или hindustaani behaag
ashTapadi - буквально, "восемь шагов" - музыкальная форма, тип sabhaa gaanam, также используемая ив танце. Каждая имеет восемь стихов плюс одну. Наиболее известные аштапади принадлежат автору Джаядеве, обычно посвящены богу Кришне.
__________
МБ: всегда думала, что аштапади принадлежат только Джаядеве. И думала, что никто их больше не писал. Получается, что это все-таки независимый (от Джаядевы) музыкальный термин...
aTa - одна из сапта тал, состоящая из: laghu, laghu, drutam, drutam (схема: ||00). С варьирующимися семью видами лагху, мы получаем семь видов ата-талы. Когад номер лагху ен обозначен, то имеется в виду чатушра джати ата тала, то есть laghu(4), laghu(4), drutam(2), drutam(2) - всего 12 битов.
aTa taaLa varnam - варнам, положенный на ата талу. Обычно имеет повторяющуюся природу во фразах до муктайи сварама и обычно имеет много чаранамов.
ateeta - см. atita
aticritratama maargam - путь тала, который использует одеу свару или 1/4 maattirai, используется в крити
ati melivu - то же, что и anu mandra staayi
atita - тип vishama graham, в которой музыка начинается перед началом тала. Обозначается также как ateeta
ati taara staayi - октава над taara staayi (две октавы выше средней октавы) Обозначается двумя точками над нотой (или также апострофом над заглавной буквой PDNS''N)
ati valivu - то же, что taara staayi
audava - означает 5, указывет рагу, в которой только 5 нот вместо семи в восходящей или нисходящей шкалах (или обеих), теряющей 2 ноты. Рага mOhanam является audava-audava рагой, так как использует только S R G P и D в обеих своих частях вверх и вниз.
audavam - одна из 13ти лакшан раги, показывающая, является ли рага рагой аудава - в ароханаме или авароханаме.
avarOha - нисходящая шкала раги (S N D ...), состоящая из 4, 5, 6 или 7 нот.