ПРИРОДА МУЗЫКИ КАРНАТИК
(авторизированный перевод с
http://rasikas.org/wiki/carnatic-music)
Шрути
Шрути в индийской музыки используется в двух разныех контекстах.
Первое - шрути можно назвать приблизительным эквивалентом тоники (и еще менее точно - клавиши, тональности) западной музыки; это нота, из которой происходят все остальные. Второй смысл Шрути - ступенчатые высоты в октаве. Традиционно было 22 шрути в музыке карнатик, используемые в определенных рагах, но в течении многих лет некоторые из них были изменены.
Свара
Свары (сольфеджио, ноты) в карнатик - это “sa-ri-ga-ma-pa-da-ni” (сравните с саргамом Хиндустани(sargam): sa-re-ga-ma-pa-dha-ni).
Эти названия - аббревиатуры более длинных имен нот:
shadja - са
rishabha - ри
gandhara - га
madhyama - ма
panchama - па
dhaivata - да
nishada - ни.
В отличае от других музыкальных систем, каждая нота этой гаммы может иметь много вариантов (МБ - высот) -до трех. Исключения - shadja и panchama (тоника и доминанта в западной музыке), у которых только одна форма (МБ - высота) и madhyama (субдоминанта), у которой только две формы.
В одной шкале, или раге обычно представлена только одна форма какой-то ноты, за исключением легких раг, например. таких как Бехаг (Behag)0, в которой для артистического эффекта может быть две формы одной ноты - в восхождении (арохана) и другая - в нисхождении (аварохана). (МБ: Термины арохана-аварохана нужно будет детально прояснить в теории раги, схема которой состоит их двух частей - восходящего ряда нот и нисходящего).
Обычно в раге 5,6 или 7 нот в восходящем ряду, и 5,6 или 7 нот в нисходящем ряду.
Система раг
Рага в карнатик - это некий набор правил для построения мелодий.
Она определяет правила для движения мелодии вверх (арохана) и вниз (аварохана) (arohana, avarohana), музыкальную шкалу, какие ноты должны употребляться чаще, какие реже, какие ноты можно петь с гамака (gamaka), фразы, которые можно использовать, какие - избегать, и т.д.
В карнатик сампурна раги(sampurna ragas) - те раги, что имеют в своих шкалах все семь нот, склассифицированы в систему, называемую мелакарта (melakarta), группируя их согласно типам нот, из которых они состоят.
Существует 72 мелакарта раг, 36 из которых субдоминантны как совершенная четвертая от тоники, а 36 - субдоминанта - повышенная четвертая от тоники. Раги сгруппированы по шесть, эти группы называются чакра (chakra - колеса) согласно их супертонике и и медиантной шкале высот. Существует систма, называемая Катапаяди Санкхья (Katapayadi sankhya), чтобы определить имя Мелакарты раги и числовую позицию в системе.
Раги могут быть разделены на два класса: джанака раги (janaka raga) - родительские раги, и джанья раги (janya ragas) - раги-дети. Джанака рага - это синоним раги мелакарты (так как мелакарты раги все имеют семь нот в своей шкале и исспльзуют каждую ноту только однажды). Джанья же раги склассифицированы на различные категории.
(МБ, да, тут краткость статью задушила - кто знает, тому понятно, кто не знает... маленьким комментарием не отделаешься. Ладно, про раги нужно отдельно и как следует)
Система тала
Тала - эстетическое разделение времени (МБ - красиво сказано...), обычно в ритмических элементах, которые имеют художественное, творческое соотношение с ритмической структурой композиции. Предполагается, что это внетренняя часть музыкальной композиции. Каждая композоция карнатик положена на определенную талу.
Певцы Карнатик обычно держат ритм, отбивая его рукой в определенном порядке.
Тала состоит из трех основных частей, называемых лагху, друта, анудрута (laghu, dhrta, anudhrta).
Лагху - это ритмический элемент, у которого первая акшара (akshara - базовая единица времени), отсчитывается ударом ладонью вниз, за которым следует различное количество отсчетов акшар, последовательно отсчитываемых пальцами, начиная с мизинца. Обозначается вертикальной палочкой |. (МБ: с пририсованной цифрой по количеству счетов в лагху - 3,4,5,7,9)
Друта - элемент из двух акшар, где первая отмечается ударом ладонью вниз, и вторая - ладонью вверх. Обозначается как ‘O’.
Анудрута - это одна акшара, обозначается ударом с ладонью вверх, пишется как U.
Только эти элементы используются всеми.
Есть семь типов тала, которые состоят из лагху, друта и анудрутаЖ
* Дхрува тала (Dhruva) 1 0 1 1
* Матья тала (Matya) 1 0 1
* Рупака тала (Rupaka) 0 1
* Джампа тала (Jhampa) 1 U 0
* Трипута тала (Triputa) 1 0 0
* Ата тала (Ata) 1 1 0 0
* Эка тала (Eka) 1
Лагху может быть положено на 5 джати или вариации (МБ: слово джати и обозначает "вариация". Может быть положено - состоять из соотвествующего количества акшара):
Тисра - tisra (3),
Чатушра - chatusra (4),
Кханда - khanda (5),
Мишра - misra (7)
Санкирна - sankeerna (9).
Наиболее популярна чатушра.
Сколько пальцев нужно отсчитать в лагху определяется видом джати. для джати, число которых более шести, отсчет далее продолжается с мизинца.
(МБ: тут им, разумеется, не пришло в голову указать, что пальцы считают на один удар меньше, чем акшар в лагху, так как один удар ладони забирает один отсчет. Так, в кханда - пять счетов - после удара ладони остается для счета четыре пальца - в переборе пальцев мы дойдем от мизинца только до указательного)
Вводя 5 типов джати в нашу схему из семи тала, мы получаем 35 разновидностей тала (7*5). (МБ - на всякий случай пример. Берем Трипуту талу. Подставляем в нее лагху со значением четыре. Получаем Чатушра джати трипута тала. Восемь счетов - 4 от лагху и по два от двух друтамов. Этот восьмиударная тала имеет собственное имя, ибо популярна - Ади тала. Также не путать Рупака тала из схемы сапта тала с ее общеизвестным частным случаем - Рупака талой на шесть бит. По хорошему ее (популярную) нужно называть чатушра джати рупака тала)
Кроме этих трех элементов тала, есть и другие, чтобы усложнить структуру ритма.
Композиции
Композиции в Карнатик бывают следующих типов:
Варисей - Varisai
Гитам - Gitam
Свараджати - Swarajati
Варнам - Varnam
Крити - Kriti
Тиллана - Thillana
Мангалам - Mangalam
Импровизация
Существует четыре вида импровизации в карнатик:
* Рага Алапана (raga alapana): обычно исполняется перед песней. Она, как и можно ожидать, всегда поется в раге, на которую положена сама песня. Это медленная импровизация без ритма, и, призвана настроить слушателя на соотвествующую рагу, напоминая ему особые ее нюансы, перед тем, как певец приступит к самой песне. теоретически это должен быть самый легкий тип импровизации, так как правил всего несколько, но в действительности, она требует большого мастерства, чтобы быть особенной, услаждающей слух (в смысле - давая “ощущение раги”).
* Ниравал (niraval): Обычно исполняется наиболее продвинутыми артистами и состоит из пения одной-двух строк песни с повторами с импровизированными отклонениями.
* Калпанасварам (Kalpanaswaram) - наиболее простой способ импровизации, которой обычно учат прежде других. Состоит из пения набора нот, заканчивающегося на удар, и ноты, на которую песня начинается. Элемент свар непременно должен быть первоначальному набору свар из “arohana-avarohana”
* тАнам (Taanam): эта форма импровизации изначально была создана для вины и состоит из повторяющегося слова anantham (”бесконечный”) в режиме импровизации. название ‘thaanam’ произошло от неправильного разделения повторяющегося ‘anantham’. Если повторять без остановки слово "anantham", т.е. ‘anantham-anantham’, законы сандхи диктуют опустить согдласную в конце первого слова, получается “ananthaanantham”. Когда правило применяется к длинной последовательности анантамов, вы получите ‘ananthaananthaananthaananthaa...’ которое в свою очередь неправильно разделили на “thaananthaananthaanan...”, или ‘thaanamthaanamthaanam...’.
*Рагам Танам Паллави (Ragam Tanam Pallavi): Это сложная форма импровизации. Состоит из Раги, Тана, затем строка поется дважды, и Ниравала. После Ниравала строка поется опять на половине скорости, затем дважды на обычной скорости, четыре раза на двойной скорости.
Концерты
Концерты карнатик обычно исполняются небольшим ансамблем музыкантов. Обычно в группе есть вокалист, ведущий инструменталист, перкуссионист. Ведущий инструмент - обычно струнный, такой как вина (veena) и скрипка, хотя духовые инструменты, такие как флейта, также могут быть использованы. Хотя концерты карнатик - традиционно вокальные, в последние годы появились инструментальные концерты.
Вокалисты поддурживаются многими инструментами. Тамбура (tambura) - наиболее типичный тип жужжащешго инструмента, традиционно используется в концертах, чтобы напомнить певцу тонику, так, чтобы он мог следить за настройкой весь концерт. Тамбура все чаще заменяется на концертах более компактной шрути - бокс (МБ: эелектронная коробочка, воспроизводящая звуки - чаще всего три последовательные ноты, одна из которых "са", по звучанию похожих на тампуру).
Обычный аккомпанимент-перекликающийся с голосом - это скрипка (впервые введенная в Карнатик в начале 19 века Балусвами Дикшитаром, братом Муктусвами Дикшитара и Вадивелу из Танджорского квартета).
Мридангам (Mridangam) двухсторонний барабан и гхатам (Ghatam) - пустой керамический горшок, и канджира (Kanjira) - инструмент, похожий на тамбурин. Еще один возможный инструмент аккомпанимента - это Морсинг (Morsing) (МБ - маленький инструмент, вставляемый в рот).
Помимо игры вместе с солистом-певцом, у скрипача также есть возможность принять участие в импровизации. От скрипача ожидается как игра мелодии, так и математических аспектов пения вокалиста. Вокалист и скрипач по очереди развивают или по очереди показывают творчество в таких частях, как Ниравал или Калпана Свара.
Ударные инструменты, такие как мридангам, гхатам, канджира, используются, чтобы помочь певцу в держании ритма, но они также могут импровизировать. Морсинг также можно увидеть на некоторых концертах, где он аккомпанирует основным ударным инструментам.
Состав концерта
Современные концерты Карнатик (называеме кутчери - kutcheri) длятся примерно три часа. В зале исполнители сидят на приподнятой сцене. Аккомпаниаторы - на скрипке и вине сидят слева от основного исполнителя, а ударники - лицом к инструменталистам с другой тороны.
На концертах представляется различные композиции. Песни карнатик пишутся на определенные раги, что означает, что они не отходят от нот, входящих в рагу. Каждая композиция выдержана на свой набор нот и ритм, но исполнители также ипровизируют. Импровизация может быть в мелодии композиции, а также в использовании нот для показа красоты раги.
Концерты обычно начинаются с варнама. Варнамы сочиняются с целью подчергнуть сварамы раги. Они живы и быстра, чтобы привлечь внимание аудитории. Варнамы также имеют стихи - сахитьям (sahityam). Сразу за Варнамом обычно поется песня во славу Ганеше.
После варнама и Ганеша Крити поются более длинные композиции, называемые крити (kriti). Все без исключения эти композиции молитвенны по природе. Обычно крити положены на одну рагу, хотя встречаются и такие, в которых их больше. Их называют рагамалика (ragamalika) - гирляндой раг.
Исполнители начинают основную композицию с Рага Алапана - исследуя рагу. Здесь они используют акарам (akAram) - используя слова aa, ri, na, ta и т.д. вместо свар, междленно развивая и усложняя мелодию, следуя за рагой. Эта часть начинается медленно, доходя до крещендо, в конце представляя сложную демонстрауию раги, что отражает мастерство певца. Все это делается без какого-либо ритмического сопровождения. Затем рагу показывают аккомпанирующие инструменты - скрипка или вина (МБ: может быть еще флейта). Опытные слушатели могут определить многие раги, услушав только несколько нот. После того, как рага представлена, начинается пение - обычно со стихами. Здесь аккомпанимент (чаще скрипка, чем вина) играет вместе с основным певцом и перкуссией (обычно мридангамом). На следующей стадии исполнения певец исполняет свары раги отдельно на ритм (то есть са, ри, га и т.д.). Исполнитель должен импровищировать в нитке свар в любой октаве согласно правилам раги и вернуться к началу ритмического цикла мягко, соединяя свары с фразой, выбранной из крити. Скрипка играет здесь по очереди с основным исполнителем. В очень длинных нитках свар исполнители должны считать свои свары очень аккратно, будучи уверенными в том, что они придерживаются раги, не имеют неблагозвучных пауз, вписываются в ритм, создавая сложный элемент из нот, которому может следовать опытный слушатель. Также главная композиция концерты имеет также отдел для соло перкусиониста, который называется тани авартанам (tani aavartanam). Перкусиионист исполняет сложные элементы ритма, показывающие его мастерство. Когад на концерте вовлечено несколько перкуссионных инструментов, создается прекрасный ритмический диалог, до тех пор, пока основной исполнитель не возобновит пение мелодии.
некоторые опытчние исполнители могут исполнять Рагам Танам Паллави вместо крити в качестве главной композиции концерта. Рагам Танам Паллави иногда сравнивают с тем, что зовется "koraipu", где вокалист меняет несколько сварастхан в шкале раги, что помогает исполнить и осветить другие раги, что находятся радом со шкалой основной раги.
За главной композицией концерта следует короткие и длинные песни. некоторые из них исполняются ближе к концу - это тилланы и баджаны (tillana, bhajan). Каждый концерт как конец дня заканчивается мангаламом - благодарственной молитвой, завершающей музыкальное событие.