"Ран"/Ran (1985)

Sep 24, 2012 16:31


После просмотра этого фильма у меня как-то начало оформляться в голове определение словосочетания “большое кино”. Не в смысле масштабности съемок и продолжительности действа, хотя в “Ран” и то и другое присутствует в полной мере, а в смысле присутствия режиссёра, который как мастера Возрождения, одновременно выступает в самых разных ролях и выстраивает фильм так, как выстраивали готические соборы - с вниманием к каждой детали, даже такой, которую с земли не увидишь.


Здесь важно и нужно всё - и какие-то бытовые мелочи и поступки и фон, на котором всё это разворачивается, причем, при всей простоте и незамысловатости этих мелочей работаю они так, как будто ты никогда ничего подобного не видел. Один небольшой штрих сразу рисует историю персонажа и его характер. Во время привала на охоте пожилой отец семейства от усталости задремал, свита почтительно удаляется, шушукаясь о том, что вот, сдал наш повелитель, раньше с ним такого не случалось, а один из сыновей останавливается, срубает несколько веток кустарника и делает из них навес, чтобы спящего отца не беспокоило слишком яркое солнце . Женщина приходит к брату своего погибшего мужа просить защиты и покровительства, валяется у него в ногах, рыдает так, что разрывается сердце, но не забывает убить букашку, которая ползет по гладко отполированному полу и нарушает гармонию сцены. Три брата одеты в одежды разных цветов - красного, жёлтого и голубого. Это очень простая символика, но используется она не от отсутствия фантазии, а от того, что категории, в которых идёт повествование, базовые, это первоосновы - верность, честь, предательство, месть.

Вообще в “Ран” весь мир - мифологический, вневременной, и в нём существует две силы - природа и человеческие страсти. В “Кино между адом и раем” есть описание того, как Куросава ради одного кадра, в котором погода была точно такой, как было нужно, продержал съемочную команду чуть ли не месяц. Речь шла о крупном плане, так что подобная принципиальность была вполне понятна, но глядя на то, как вся окружающая атмосфера естественно и тесно переплетается с событиями, становится понятно, почему это настолько важно. История начинается погожим летним днём: светит солнце, кругом зелень полей, но идиллии не ощущается не только потому, что в семье возникает размолвка, на небе собираются роскошные пышные облака, которые время от времени застилают солнце. Мирная картина, но облака - это предчувствие бури, которая обязательно разразится. Визуально “Ран” мне очень сильно напоминает европейскую средневековую миниатюру, и даже более конкретно - часослов герцога Беррийского: та же самая простота в цветах - небо синее, земля зелёная, те же самые миниатюрные фигурки, одеты в красное, зелёное, белое и синее в огромном и прекрасном пейзаже. Вряд ли это сходство было намеренным, скорее это генетическое родство, такое же, которое роднит сюжет “Короля Лира” с японскими хрониками феодальной эпохи. Что из этого было первичным, а что вторичным при создании сюжета не так уж важно, потому что единое целое получилось удивительно аутентичным: все эти споры о престолонаследии, влиянии и знаках почтения, действующие и отошедшие от дел правители - от географии всё это мало изменялось.

Однако если бы “Ран” представлял собой просто перенос сюжета “Короля Лира” в другую эпоху, это было бы красиво и занимательно, но не более того. Интересно в этом фильме то, как меняется взгляд на основной конфликт и на его причины. В пьесе “Король Лир” минутная вспышка старого короля становится лакмусовой бумажкой, которая выявляет характеры сестёр, их мужей и всех придворных, но случается это внезапно, ни с того ни с сего. Были сёстры всегда такими двуличными или это у них действительно включился инстинкт самосохранения и практичность мы не знаем. В фильме Куросавы хаос (это один из вариантов перевода слова “Ран”), в котором гибнет такое благообразное семейство не возникает из ниоткуда. В фильме есть очень красивая сцена: правитель Хидетора, отошедший от дел приезжает в замок среднего сына погостить и встречается с его женой на крепостной стене, где она молится Будде. Вечер, роскошный закат, женщина ласкова и приветлива - всё источает мир и гармонию, но Хидетору этот покой ужасает, потому что он понимает: для него нет основания, ведь во время своей боевой молодости он убил всю её семью. Он снова и снова сталкивается с последствиями своего прошлого и, в конечном счёте именно оттуда и приходит его гибель: главным провокатором в его разладе с сыновьями становится жена его старшего сына, долгие годы вынашивавшая планы мести.

каникулярные работы Наденьки N, игра с классикой, кино и сериалы

Previous post Next post
Up