Смотрела опять программы фигуристов с ФГП, обращала внимание на то, как толкаются, как жмут, по какой траектории проезжают. Вспомнила своё шассе на последнем катании: таз впереди, как будто кто-то его тянет за ниточку, этим тазом толкаешь ногу вперёд, давишь на пятку и получается такой длинный проезд с трением, как будто ножом провели по маслу. Наверное, это и есть скольжение. Так надо делать всегда…
Снова подстраивать всю технику под новый центр тяжести.
Среда. Таз если подтягивался, то как-то неохотно. Старалась делать правильный толчок назад - не жопой, а через боковое прожимание толчковой ноги. Следила, чтобы на ход вперёд и назад нога была чуть впереди, на пятке. Макаров советовал на беговом вперёд корпусом и руками развернуться на бедро, оно же остаётся перпендикулярно; тулуп - сделать прыжок с наезда, спину на толчке не наклонять. Плюс к этому, он говорил девочкам делать полный оборот на циркуле (для смены во вращении), гонял их. Сильнее нажимала на ребро на заходах во вращения, поэтому они были лучше - и винт без зубца, и обратные вращения шли, и даже смена в обратный винт. Ура. Время от времени вспоминала про спину и про взгляд вперёд, про пальцы рук так вообще не вспоминала. Местами немного набирала скорость. Это, кстати, моя проблема - на раскатке еду нормально, а на элементах ползу. Поэтому и программу прокатала так. Осознала, что сильно недорабатываю в своих тренировках. Надо учить качественный толчок, с достаточной силой, прожимать, доводить до автоматизма. Шевелиться, двигаться активнее везде, не спать. Если после каждого элемента ковырять в носу по десять минут, ничего хорошего не выйдет. Кто бы ещё взялся меня попинать… Другой вопрос - как заниматься скольжением на массовых катаниях, особенно в разгар сезона…
Также мне пришла мысль, что этот спорт - фигурное катание - требует точности, чёткости. Одно ненужное движение - и, в лучшем случае, некрасиво, в худшем случае - травма. Поэтому и делать нужно строго по технике. Не зря же её придумали больше ста лет назад. И умные люди пользуются, а не упираются до последнего, как это было и у меня. Подход «дай бог что выйдет, главное, стараться» здесь не работает. Тут нужно чётко понимать, что ты делаешь и зачем.
Обсуждали с Валерой терминологический вопрос по выкрюкам. Вставлю кое-что сюда. «Круг был один стал другой, крюк и выкрюк между кругами же, тройка и скобка - в вершинке. Поворот низа и верха встречный, ребро остаётся. / Есть ошибки типа слишком пологий вход или слишком пологий выход. Ехать надо именно по кругам, а не по какой-то там дуге. А сейчас учат по прямой все друг за другом, и это не совсем то. / Фишка в траектории, по кругу или восьмерке. То есть смена направления может быть в вершине, а может в середине восьмерки. Их ещё называют "разрешения". Так вот, крюк и выкрюк сопрягают две окружности, поэтому при смене направления остаётся ребро, при смене ребра останется направление и выйдет перетяжка. / Получается что у перетяжки и у выкрюка одинаковая траектория, буквой S, вот и выходит путаница. Там даже след разный. При смене ребра разрыв, а без смены клювик без разрыва. / Ну вот на тройке например вперёд наружу мы дальше рисуем круг, за счёт смены ребра же? А тут представь, ты начинаешь вперёд наружу, а потом в другой круг переходишь назад наружу вместо того, чтоб уйти в тройку. В скручивании весь секрет, дальше само все поедет. / Тут есть ещё ошибка когда начинаешь дугу и вес уже завалился в круг, на тройке ещё прокатит, а выкрюк или крюк не сделать. Надо именно над следом вес держать. / Вот Видякин и играется с завалом, перебрасывает вес туда-сюда. Мода типа новая. Там выйти из завала можно сильным жимом только. Ну завал и смещение одно и то же, но это контролируемый завал. Нам он ни каким местом не сдался, это уже игры мастеров. Сначала надо выучить "по школе"».
Неделя напряжённая, катания раскупили на корпоративы, учёбы много, в конце концов, сама сдала билет, поэтому заметок получилось мало.
Ещё цитатки из интервью с Юрием Тишковым:
- Во-первых, скольжение - не только дорожки. Уровни ты получаешь за наличие сложных поворотов, работу корпуса - это по большей части математика. А вот GOE отражают качество, зрелищность. И оценку за компоненты получаешь за скольжение в целом, а не только за блоки и повороты внутри дорожки. Качественное скольжение - это тяжёлая работа на протяжении всей программы, спортсмены это знают: идет в ногах, держать ритм, ломать его в музыку, выписывать глубокие дуги. Вот почему важно уметь мастерски скользить: ты тратишь на транзишны меньше сил, они меньше отвлекают от прыжков, ты можешь позволить себе думать о представлении, а не размышлять с озабоченным лицом о том, как повернуться скобкой и не улететь под борт. Не так всё линейно, как просто уровень дорожки. Это первое.
И второе. Я ведь не зря сказал о тупиковом пути. Рассматривать вращения, прыжки как какие-то отдельно стоящие компетенции можно только до определённого момента. Можно, ни грамма не умея кататься, прыгать аксель с места, можно даже двойной аксель от борта выкручивать, но тройного уже не сделаешь - в нём без использования инерции и рычагов не обойтись. Ты должен уметь деликатно и одновременно мощно надавить на дугу, подкрутить её по правильной траектории, при этом с неё не слететь, а вылететь строго по касательной, контролировать её на всём протяжении отталкивания и делать это на «автомате», потому что после отрыва тебе ещё 3,5 оборота лететь. И приземляться. Основа прыжка - уверенная дуга, уверенный поворот. Прыжки, вращения - это всего лишь производные, частные случаи скольжения. Это выполненные прыжком повороты - тройки, петли, выкрюки. Не контролируешь дуги - не контролируешь вылеты, значит, не имеешь стабильных прыжков, не можешь наращивать оборотность. Тренеры и спортсмены зачастую слишком беспечно относятся к этой незамысловатой логике. Спортсменов часто «натаскивают» на прыжки, пропуская ключевые этапы, чем перекрывают спортсмену перспективу роста - вот почему нужны искусственные ограничители, которые поневоле будут направлять процесс в правильное методическое русло.
<В тестах> заложены дидактические принципы постепенности, последовательности, сознательности освоения элементов. Наружный моухок с хода назад на ход вперёд помогает выстроить правильную предакселевую дугу. Скоба с хода вперёд внутрь - выровнять положение тела перед акселем: спины, плеча.
<…> подавляющее большинство дорожек по-прежнему содержат типовые, стандартные решения: крюк-выкрюк-твиззл, качалка, скоба-выкрюк-крюк. Но последние чемпионаты мира иллюстрируют другой тезис: при желании сделать оригинальный продукт, при мастерском скольжении ты соберёшь такие последовательности шагов, так отдекорируешь их хореографией, что смотреть на это можно будет только открыв рот <…>.