Пригороды Парижа. Vanves: дом М. Цветаевой, парк Иоанна Павла II и польская семинария

Nov 10, 2016 16:53

Итак, из Мёдона мы отправились в Ванв. В прошлый раз знакомство с ним было очень кратким, поскольку холодная и чрезвычайно мокрая погода не способствовала неспешным прогулкам. Но нынешний парижский сентябрь выдался поистине летним, жарким - мне в наслаждение.  С улиц и улочек уходить никогда не хотелось.

Ванв Марины Цветаевой
Мне хотелось и в этот раз навестить хотя бы один её адрес, а к тому же здесь, в Ванве, Цветаева была нет, не счастлива, но отчасти успокоена прекрасным жилищем, тоже, как и в Мёдоне, среди деревьев, на холмах, с окном, открытым в небо, со стихами, которые здесь писались: уже совершенно в предчувствии трагических перемен; птица ещё пела, надтреснутым, но всё ещё сильным голосом. Здесь она писала поэму «Певицу» (увы, не окончила), первая часть которой (стала самостоятельным стихотворением «Дом») посвящена этому ванвскому дому, совершенно чудесному, в самом деле, отчасти похожему на крепость.



Улица Жан-Батиста Потена, 65
Вывеска в самом верхнем окне - о продаже квартиры.
Если бы только я была богата, купила бы не раздумывая. Увы, увы.

Мы стояли с Иной против дома, «из которого души во все очи глядят», уходить не хотелось. Думали сесть в здешнем кафе, что стоит напротив, но, увы, когда-то обычное французское кафе сменило вывеску на «кафе азиатской кухни», да и просто не работало: воскресенье.
Совершенно умиляет памятная табличка не просто с указанием имени русской поэтессы и периода, когда ей довелось жить тут, но и с цитатой из этого самого стихотворения «Дом» на французском языке (перевод Вероники Лосской). Мэр Ванва Бернар Годушо повесил эту табличку ровно шесть лет назад, в прошлый раз я её уже видела, но и сейчас она трогает меня до слёз.




А вот буквально недавно, в октябре этого года,  бюст М. И. Цветаевой работы скульптора Андрея Тартышникова был передан Ванву. Это заслуга комиссии по сохранению русского культурного наследия во Франции. Но замечательно было бы, если бы организовали хотя бы небольшой музей в Мёдоне, который она любила больше других мест Парижа. В прошлый раз мы с Иной выяснили, что имя Цветаевой там неизвестно. Хотя памтяная табличка, и тоже со стиховторными цитатами, у одного из домов, где она жила, есть. А вот в уютном, симпатичном музее Мёдона о большом русском поэте ничего. Но я думаю, мы ещё дождёмся музея Цветаевой в Мёдоне (а может быть, в Ванве?).
Ну и завершу этот пассаж стихами самой Марины Ивановны - нельзя здесь без них.

Лопушиный, ромашный
Дом - так мало домашний!
С тем особенным взглядом
Душ - тяжелого весу.

Дом, что к городу - задом
Встал, а передом - к лесу.
По-медвежьи - радушен,
По-оленьи - рогат.
Из которого души
Во все очи глядят -

Во все окна! С фронтона -
Вплоть до вросшего в глину -
Что окно - то икона,
Что лицо - то руина
И арена... За старым
Мне и жизнь и жилье
Заменившим каштаном -
Есть окно и мое.

А рубахи! Как взмахи
Рук - над жизнью разбитой!
О, прорехи! Рубахи!
Точно стенопись битвы!

Бой за су-ще-ство-ванье.
Так и ночью и днем
Всех рубах рукавами
С смертью борется дом.

Не рассевшийся сиднем,
И не пахнущий сдобным.
За который не стыдно
Перед злым и бездомным:

Не стыдятся же башен
Птицы - ночь переспав.
Дом, который не страшен
В час народных расправ!

В 2014 году я тоже писала о Ванве и Мёдоне и других парижских адресах Марины Ивановны Цветаевой.

Ванв, милый Ванв
Но путь свой мы начали у старинной церкви Сен-Реми, построенной в стиле пламенеющей готики. Мы встретили её как старую знакомую, поскольку в 2014-м тоже отсюда началась наша прогулка по Ванву, тогда весьма дождливому.



Церковь Сен-Реми, XV век

Мы просто гуляли по городу, неторопливо, наслаждаясь солнечной погодой и прекрасными видами. Ванв очень мил.



Старый Ванв на стене дома на Лицейском бульваре, этот же бульвар - на старых снимках













А это уже более позднее здание, конечно


Церковь, в которую мы не попали, поскольку она сплошь окружена забором
Тайна за семью печатями

Зато очень скоро городок подарил нам парк имени папы Иоанна Павла II, где дети - младенцы и подростки, с родителями и без - придавались блаженству. Ну и мы созерцали общее спокойствие и радость, вдыхали осенние ароматы, наслаждались разноцветьем, рассматривали причудливые стволы деревьев. Есть в парке и искусственый прудик (почти кукольный) с рыбками, но столько было малышни вокруг него, что сфотографировать не удалось.









Памятник (именной) погибшим города Ванва в Первой мировой войне





Похоже, это маленький Аполлон с кифарой
(Как ни странно, находится над входом в общественный - бесплатный, смею заметить - туалет, расположенный у входа в парк)

Мы думали найти в парке изваяние Папы, чьим именем парк назван, но не нашли. Вообще, кроме названия, никаких примет "папского" парка. Очень скромный и "густонаселённый", как все - большие и малые - парки Парижа. Зато памятник  Иоанну Павлу II стоит в самом Париже, у Notre-Dame de Paris; он возник перед нами самым неожиданным образом, едва ли не выдвинувшись из многолюдья, поначалу им скрытый. И надо сказать, замечательным образом он не нарушает общей атмосферы старинного места, вполне вписывается в неё.




Но вернёмся в милый, спокойный Ванв, где святые места и (святые) герои, как и в любом другом парижском городке, неизбывны.



К стыду своему, я забыла, что это за церковь



На противоположной улице от церкви, слева, вот такой дом с архитектурной фигурой.



Фигура крупным планом
Я не знаю точно, кто это, но, судя по тиаре и жезлу, должен быть католический папа. Примечательно, что в руках у него мешочек (с монетами?), к которому тянется девочка. В общем, если вдруг вы знаете об этом больше, буду признательна за пояснения.



Витраж (очевидно, воскрешение Лазаря) в церкви




Дальше было неожиданное, но вполне объяснимое. Мы просто шли по улице, как inagoldin восторженно воскликнула: впереди оказалось польское религиозное (судя по всему, образовательное) учреждение, увенчанное, как и полагается, Маткой Боской. Впрочем, после парка имени Иоанна Павла II стоит ли удивляться?









Миновав уже часть улицы, я обернулась - и увидела трёх сестёр.
Монахини всегда вызывают у меня благоговение. Всё-таки их подвиг не каждой из нас под силу.

Дальше уже несколько иная архитектура - современная и соверщенно светская.









Прежде чем мы вышли на улицу Ж.-Б. Потена, чтобы навестить "каштановый" дом, на улице Генерала де Голля (как улица Ленина в России, во Франции она обязательна для всех городов и городков), мы встретили исторический указатель, который сообщает, что в Исси-ле-Мулино (это ещё один маленький городок, входящий в регион Иль-де-Франс, куда входят и Мёдон, и Ванв, и Кламар, и Мелён) находится интересное собрание работ художников и дизайнеров начала XX века (главным образом, по-видимому, Матисса, здесь жившего, и Гимара, здесь работавшего). Однако до них мы не добрались, оставив на следующий раз.




На этом наше путешествие по пригородам окончилось. Но о Париже я ещё расскажу в следующих "выпусках". Мне кажется, о Париже вообще можно говорить бесконечно.

Париж, выглядывая в мир, Марина Цветаева, города, факты истории

Previous post Next post
Up