Невладение собственным телом. Часть 3 - А как в норме?

Feb 19, 2023 10:06



Как же в норме люди овладевают своим телом?

В норме мы подразделяемся на людей с "хорошей координацией" и на людей со средней или плохой координацией движений. У хорошо координированных сложные движения получаются легко и непринужденно. Не очень сложные - с первого раза, сложные - с минимального количества попыток. Просто посмотрели, подстроились и пошли исполнять в предложенном темпе. Однако у хорошо координированных, как правило, сознание в обучении движениям не участвует. Объяснить, как так сделать, они не могут, могут только показать. И сильно раздражаются, когда их просят всё же объяснить. Прям реально боятся задуматься, как и почему у них так получается, вот как сороконожка боится разучиться ходить, если задумается, в каком порядке у неё ноги ступают. Я это говорю с уверенностью, потому что много-много раз пыталась выспросить у талантливых спортсменов, что и как они делают.

Что поделать? Талант - это то, что по определению идёт мимо сознания.

И, кстати, талантливо исполнять танцы, например, нельзя научиться, сколько бы ты ни упражнялся. Фигуристка Александра Трусова как была "деревянной", так и осталась деревянной, несмотря на кучу часов в хореографическом зале. Хотя, конечно, хореография уменьшила её деревянность. Но о таланте поговорим чуть позже.

Люди со средней или плохой координацией, которых большинство, учатся движениям иначе. Как было в самом начале в младенческом возрасте?

Вот "комплекс оживления", при котором эмоция возбуждает всё тело младенца, а сам младенец вряд ли осознаёт свои движения. Его тело на раннем этапе представляет собой этакое недифференцированное единство. Как обнаруживает ребёнок руку? После нескольких эпизодов боли/дискомфорта. Боль заставляет сосредоточиться и увидеть. Увидев руку, ребенок обучается делать ею целенаправленные движения - сначала просто двигает рукой в направлении цели, промахиваясь, потом хватает игрушку всей пятерней, а на следующем этапе уже может шевелить пальчиками по отдельности.


А как у взрослого? Вот пытаемся сыграть мелодию на пианино. Сначала уясняем последовательность и темп нажатия на клавиши, потом делаем движения медленно, грубо, приблизительно, неуклюже. Потом одну часть играем хорошо, а в другой части пальцы путаются, торопятся или тормозят, два-три движения пытаются соединиться в одно, или одно забегает вперед другого. На этой стадии порой приходится сложную последовательность движений разбивать на части и отрабатывать их по отдельности. Или же сложное кратковременное движение разбивают на фазы и отрабатывают движения рук отдельно, движения ног отдельно, туловища - отдельно. Цель - автоматизация движения.


Автоматизация - это когда на руки смотреть уже не нужно, они сами двигаются с нужной скоростью, в нужном направлении, без контроля сознания.

Так, мы обычно говорим без контроля сознания. Слова сами вылетают из наших уст: сознание только задаёт задачу, а уж "центр речи" сам подбирает средства (слова, темп, интонации). А вот когда "думаем, что говорим", речь становится медленной, с запинками, человек зачастую подолгу подбирает слова.

Мы ходим, бегаем, владеем своим телом обычно без участия сознания.

Задумайтесь: Что вы делаете, чтобы поднять руку?
______________

В целом овладение частью тела имеет следующие стадии:
1) обнаружение части тела - обычно через дискомфорт,
2) обучение контролю над частью тела - на этой стадии часть тела "сопротивляется", движение разлаживается, но за счет этого разлаживания человек выявляет более тонкие структуры части тела - отдельные пальцы, мышцы, особенности движений в суставах, "осознаёт" их, так сказать,
3) и автоматизация движений - сознание всё меньше участвует в управлении, движения становятся всё более быстрыми, ловкими, уверенными, часть тела наконец-то становится "своей" - сама слушается, без привлечения "толстого сознательного внимания"

То есть, от неуклюжего младенческого единства, при котором возможны только неконтролируемые или грубые приблизительные движения, мы переходим к выделению/дифференциации части тела из этого "единства", а потом - после многократных упражнений - и к обретению легкого контроля над этой частью. Наконец-то овладеваем ею.

Если выкинуть первую стадию - дискомфорта, мы не обнаружим своё тело, не испытаем потребности в действии, соответственно, никакого овладения не будет.

Если не состоялась вторая стадия - из-за лени, нетерпеливости, или из-за перфекционизма, который не позволяет человеку делать ошибки, или из-за ЧСВ (чувства собственного величия), говорящего "Если ты не можешь это делать сразу красиво, значит, это какая-то ерунда" - тоже овладения не будет.

Теперь пару начальных слов о таланте. В данном случае - двигательном.

Талант - это благословение "небес" и при этом - проклятие, большая ловушка. Если у человека получается всё и сразу и лучше, чем у других, он, во-первых, подвержен гордыне (я лучше вас), во-вторых, не имеет навыка терпения и преодоления ошибок на второй стадии, в-третьих, не имеет навыка включения сознания и сознательного изучения движений, которые он делает. А без участия сознания нет памяти (потому что память - это функция личности и следствие абстракции) и нет улавливания связи с другими обстоятельствами. Отсюда "тупые спортсмены" - вроде бы сильные и ловкие, но не умеющие и не желающие думать о чём-то, кроме того, что у них получается, из-за этого проигрывающие.

Откуда берётся талант? Отсюда

image Click to view


Вы думаете, этот новорожденный жеребёнок учился вставать и делать шаги в утробе матери? Нет, ему это дано сразу. И какая-то таинственная сила принуждает его напрячь мышцы и встать.

Психология, Мышление, Свыше, Люди

Previous post Next post
Up