Невладение собственным телом. Часть 2 - Откуда берутся неуклюжие люди?

Feb 16, 2023 11:24

С чего начинается владение собственным телом?


В норме ребенок сначала учится управлять крупными группами мышц, потом - более мелкими, потом - совсем мелкими (тонкой моторикой). Как говорят логопеды - сначала ребенок учится ползать и ходить, потом бегать-прыгать, работать руками и всеми пальцами одновременно, потом уже - совершать пальцами разные действия, управлять языком и губами, и так учиться говорить.

Вычитательный закон сознания
Норма - это ноль

Впервые встречаясь с чем-то, человек воспринимает это как норму, без эмоций. Пока человек крутится вокруг нормы, в зоне комфорта/привычки, он не испытывает никаких эмоций и в принципе ничего не чувствует. А вот когда значительно выходит из зоны комфорта в сторону ухудшения - вот тогда у него проявляются эмоции и начинает существовать явление. Если же двигается в сторону улучшения/увеличения комфорта, обычно тоже почти ничего не чувствует.

Примеры:
1) Младенец размахивает руками. Поначалу он и не понимает, что там мелькает перед глазами, и только после того как стукнет сам себя рукой или рукой по чему-то жесткому, после ощущения боли - только тогда он может обратить внимание, что у него что-то такое есть, что доставляет выраженный дискомфорт. Через несколько болезненных столкновений с действительностью он наконец обнаружит у себя руку. Вернее, сознание обнаружит, что у тела есть рука.
2) Младенец писает. В естественных условиях он сразу или почти сразу чувствует мокрый холодный след на коже, и по этому ощущению обнаруживает, что было что-то, что этому мокрому холоду предшествовало. Дети, не носившие памперсов, к горшку приучаются раньше, чем младенец, проводящий всё время в памперсах, у которого нет никакого дискомфорта, связанного с писаньем, который может долго-долго не обнаруживать, что он вообще что-то такое делает/с ним что-то происходит.
3) Ребенок или взрослый делает в большом объеме какое-то непривычное движение, например, надо присесть на корточки и встать раз пятьдесят за час. После этого на следующий день он обнаруживает боль в мышцах и сами мышцы. До этого было: «Ноги и ноги, чего об них думать?». В сознании на месте мышц ног у него была «пустота». И вот эта пустота после выраженного дискомфорта вдруг сменяется осознанием/обнаружением собственных мышц.

Неуклюжие люди почти всегда плохо чувствуют своё тело - его размеры, размах своих движений. Из-за этого регулярно сталкиваются с другими людьми и с окружающими предметами. Скорей всего, в детстве они мало двигались, мало было столкновений. Может, сами ленились, может, чересчур заботливые родители «в ватку закутывали». Факт остаётся фактом, малое количество дискомфорта для тела оборачивается неосознанием своего тела и - следовательно - плохим владением телом. Однако, стоит неуклюжему человеку несколько раз столкнуться с сильной болью тела, он сразу обнаружит тело и начнёт успешнее избегать столкновений.

Пример: я много лет бегала в легкоатлетических манежах. Там всегда новички идут, разинув рот, в каком попало направлении, создавая травмоопасные ситуации - вот попробуйте резко остановиться на полной скорости или натолкнуться на этой скорости на стоящего человека. Если «вежливо» попытаться разъяснить новичку правила поведения в манеже словами, это сработает, но, во-первых, далеко не сразу, и, во-вторых, далеко не со всеми. Чаще всего, новизна и эмоции полностью заглушают соображалку, и новичок на слова просто кивает, но не понимает. А вот если налететь на разиню (с контролируемой скоростью, конечно) и чувствительно толкнуть, тогда он сразу понимает, что нужно оглядываться, прежде чем ступить на беговую дорожку или переходить с одной дорожки на другую.

Я знаю, что многие из особо чувствительных или сильно обиженных на этом месте вскричат, что так жестоко, и нельзя так делать - кого-то трогать, толкать, причинять боль, орать, и что можно всё сделать по-доброму и объяснить словами. Увы, нет. Далеко не все люди понимают слова в принципе. Ещё больше людей не понимают слова в состоянии эмоционального возбуждения. И далеко не во всех ситуациях есть время и возможность что-то объяснять. Так, когда ребенок пытается выскочить на дорогу перед близко мчащейся машиной, нет времени ему объяснять, да он и не слышит обычно. Есть время только резко отдернуть его за руку или оттолкнуть от опасности. И чем резче дёрнуть, тем меньше слов потом придётся тратить.

А вот как раз особо чувствительные/ценящие физический комфорт люди и выращивают неуклюжих детей, - заботливо укутывая их, ограждая от малейшего дискомфорта, не позволяя им обнаружить своё тело и возможности. Считают, что всё правильно делают, но по факту сильно портят детям жизнь своей заботой. И своей ленью. Ведь так много желающих сейчас сунуть в руки ребенку смартфон вместо прогулки на детской площадке или в парке - так безопаснее и удобнее для родителя. А ребенок тем временем упускает возможности овладеть телом малой ценой, пока он легкий, гибкий и легко восстанавливается от травм - синяков, легких ушибов и растяжений.

И вот он, результат - растущий процент детей с нарушениями речи, ментальными и физическими проблемами. Крупными мышцами ребенок овладел приблизительно, средними овладел слабо, а до тонких движений - языком и пальцами - тем более развитие не дошло. Язык не встаёт в нужное положение для произнесения нужного звука. Пальцы не слушаются, когда надо поймать мячик, а уж написать букву или слово - вообще непреодолимый квест. При этом мозги-то уже привыкли к большой скорости действий на экране, мозгам-то все эти медленные неуклюжие попытки двигаться правильно кажутся невыносимо скучным и бессмысленным делом. «Настоящая» жизнь перемещается в виртуальную сферу, а в вашей противной реальности с физическим телом - сплошь скука и рутина!

Психология, Люди

Previous post Next post
Up