Невладение собственным телом. Часть 4 - Сознание, воля, "инстинкты"

Feb 23, 2023 09:23



Из недифференцированного на части, неподчиняющегося тела мы путём усилий и упражнений "достаём" отдельные части и подчиняем их себе, вынуждаем служить нам, делаем "своими".
Ещё раз заострю: тело изначально нам не подчиняется, оно "живёт своей собственной жизнью". А потом начинает подчиняться, но только те части, которые мы смогли выделить (обычно за счёт ощущаемого дискомфорта), и которые поставили под свой контроль путём упражнений.

Огромную часть жизни тела мы так и не можем уловить сознанием, оно так и остаётся "в подсознании" - сердцебиение, дыхание, обмен веществ, заживление ран, выздоровление от болезней и т.д., всё то, что мы не различаем в себе. С опытом кое-что из этого некоторые люди обучаются-таки опознавать и обучаются управлять кое-какими процессами. Так, я научилась предчувствовать болезни и отодвигать их или отменять (если заметила на начальных стадиях), до какой-то степени научилась управлять болью и заживлением травм и ран. Другие люди умеют лечить других, выращивать зубы, читать настроение окружающих, и многое другое.

Как мы достаём эти умения из "подсознания"? Всё тем же стандартным способом - направляем внимание, улавливаем различия, долго упражняемся, овладеваем навыком. Какими-то вещами овладеть проще. Например, дыханием мы все хотя бы по чуть-чуть управляем, можем задержать дыхание, не дышать какое-то время, дышать носом или ртом, дышать в определенном ритме или разными частями лёгких. Соответственно, научиться контролировать дыхание любому человеку проще, чем контролировать сердцебиение. Но пока что подавляющее большинство людей не ставит перед собой задачи достать из сферы "подсознания" полное владение процессами в своём теле. Просто незачем вроде. "Ну, зачем мне быть йогом? Какая в этом практическая польза?"

Кстати, очень не люблю этот термин "подсознание". В понятие подсознания загоняют как то, что обеспечивает нашу жизнь, тот же метаболизм тела, так и то, что нам вредит и даже губит. Психосоматику (болезни от несознаваемого), наркоманию, алкоголизм, психозы... Что объединяет все эти подсознательные процессы? Отказ или неумение человека познавать и контролировать их, опознавать свои неопознанные части и процессы, телесные, чувственные или ментальные.

Познание посредством сознания прямо связано с волей. Воля - это умение направлять внимание и удерживать его в нужном месте. Если ты не управляешь своим вниманием, если оно самопроизвольно скачет от одного крупного/яркого объекта к другому, ты - безвольный человек. Перекати-поле. Сотрудничать с тобой невозможно, просто сосуществовать тоже тяжело.

Ярко видно неумение управлять своим вниманием у людей с умственной отсталостью, СДВГ, социопатов, пограничников. При этом порой кажется, что воля-то у СДВГ-шника или социопата/пограничника есть - вон как орёт! На самом деле - это такой эмоциональный напор, подавляющий волю окружающих, но управления этим напором у них нет или почти нет - они не властвуют этими процессами в себе, не властвуют собой. Воли нет.

Откуда же берётся у человека воля? А оттуда же, откуда владение телом - из первоначального опыта брать свои части под контроль сознания. Поначалу телом ребенка управляют... ну, пусть будут инстинкты. Они заставляют ребёнка двигаться, жеребёнка - вставать на ноги, птенца - махать крыльями. И если понаблюдать за животным миром, то становится ясно - чем больше у детёныша врождённых умений, тем меньше у него осознанности. Чем однообразнее его окружающая среда - тем меньше осознанности.

В этом смысле человеку "повезло" - у него врождённых умений мало, а среда обитания очень переменчивая. Значит, шансов научиться и пробудить в процессе научения сознание гораздо больше, чем у детёныша животного.

Сознание видит только изменения. Если изменений нет или они малы, сознание спит и не реагирует. Изменения внешние и внутренние заставляют сознание проснуться и включиться в деятельность. В ходе работы есть шанс, что сознание оформится в самодостаточный орган, который хочет всё знать и уметь, и постепенно натренируется в виде воли.

Если среда обитания однообразна, в том числе, очень комфортна, изменений в ней нет, или они очень малы, вполне можно прожить жизнь "не приходя в сознание". Ну, просто не видит ничего сознание в этой комфортной жизни

image Click to view


Вот так примерно видит мир лягушка (с 3.49), которая реагирует только на движения насекомых, и не видит их, пока они неподвижны. Серый фон, на котором внезапно что-то проявляется

Если изменения в жизни есть, но нет возможности упражняться (что-то менять), сознание и воля тоже не сформируются, не проснутся. Так дело обстоит с инвалидами, неспособными управлять своим телом - слепо-глухие, парализованные, с эпилепсией и т.д. Если такое несчастье с рождения - они, скорей всего, так и не смогут стать людьми.

Роль окружающих в пробуждении сознания у ребёнка очень велика - близкий человек тянет ребёнка в изменения: говорит с ним, отражает и усиливает его действия, помогает двигаться, садит, ставит, водит, играет, дотрагивается, обозначая границы тела. Равнодушные же взрослые сильно замедляют формирование сознания и воли у ребёнка, что мы хорошо знаем по выпускникам системы детских домов.

Наша душа - Различение эмоций

Сильно талантливые люди, которые ходят и говорят чуть ли не с рождения, тоже в ловушке. Их талант не осознан, а значит, скорее он управляет человеком, чем человек им.

Теперь перейдём к такой помехе на пути формирования сознания, как аутизм.

Мелтдаун - срыв аутиста в истерику или уход от мира в себя в ответ на слишком сильное ощущение или слишком многочисленные ощущения - звуки, свет, прикосновения (сенсорную перегрузку).

Изменения нам нужны для пробуждения осознания, но размах изменения порой так велик, что оглушает человека. Если звук такой громкий, что вас от него подбрасывает, вам нужно некоторое время, чтобы "прийти в себя". А если у вас нет времени и возможности прийти в себя? Если пугающее воздействие происходит снова и снова? Если такое происходит с человеком взрослым, он впадает в шоковое/полуосознанное состояние, а потом получает ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Ребёнок же с несформировавшимся сознанием получает аутизм - желание укрыться от избыточной "громкости окружающего мира". Он не в силах отделить воздействие от себя, абстрактно обдумать причины и следствия, ибо это функция психоструктуры под названием "личность", которой у ребёнка ещё нет, она обычно только в пяти годам появляется. В результате получаем существо, которое сбегает в свой мир, избегает общения, дерётся при попытках вытащить его из привычной среды, у которого с сознанием и волей тоже всё плохо.

Почему же у аутистов такие острые реакции на обычные вещи звуки, свет, прикосновения?

Продолжение следует

Экстрачувства, Психология, Мышление, Люди

Previous post Next post
Up