вот к этому
https://marss2.livejournal.com/4884304.html.
.
Советские фильмы интересно смотреть в наше время, во-первых, потому что большинство из них качественные, а, во-вторых, они дают представление о том, как жили люди в СССР.
Очень показательным является фильм «Афоня» (1975) Георгия Данелии.
На мой взгляд, в нём так много интересных деталей о том времени!
.
Афоня и женщины-учительницы
.
Помните сцену в начале фильма, когда Афанасий Борщов (Леонид Куравлёв) приводит домой Колю (Евгений Леонов), а дома его ждёт женщина, с которой он живёт, Тамара (Нина Русланова).
Выговаривает ему строго, а он слушает её, как провинившийся школьник, вроде и не дерзит, но вид у него, будто хочет её передразнить.
.
На работе у Афони начальница Вострякова (Валентина Талызина), словно сестра Тамары, тоже сильная, энергичная женщина.
И также выговаривает ему за провинности, словно учительница.
Конечно, он выпивоха, поэтому отношение к нему соответствующее, а вот для Кати (Евгения Симонова) Афоня - прекрасный принц, которого она совсем не знает и смотрит на него с обожанием.
.
Любопытно, что много было сильных женщин, тянувших лямку на работе и в семье, а мужчинами им приходилось помыкать из-за их инфантильного поведения. Такие мужчины воспринимали это отношение, как должное, относясь к претензиям, как к жужжанию назойливой мухи - пожужжит и улетит, словно за двойку в школе ругают...
.
Товарищеский суд
.
Наверное, обсуждение проступков Борщова не было товарищеским судом, не знаю, в 70-е сохранилось ли такое название, может быть, просто собрание коллектива.
Но по бумаге из милиции не просто начальство реагировало, а обсуждали случившееся коллеги провинившегося.
.
Снова похоже на школу, "учеников" призывают реагировать и как-то высказываться.
Но обсуждение проходит формально, всем скучно и неловко, и желание одно - пойти домой поскорее.
Только на последнем сборище Вострякову прорывает, и она искренне, от души говорит о том, что надо понять, что с Борщовым происходит, почему он из рабочего человека превращается в пьяницу и хулигана.
.
.
Нет бомжей
.
Из сегодняшнего дня с интересом отмечается такая деталь: пьют, опускаются, но за работу держатся, и работа их держит, никто не бомжует.
Тот же Федул (Борислав Брондуков) намного хуже относится к работе, чем Афоня.
Он всё время отдыхает в разгар рабочего дня, а с утра на работе явно сильно несвеж, так как по вечерам пьёт. Но ничего, терпят. Да и совсем опуститься и не работать - тунеядство, а за тунеядство полагалась статья.
.
Афоню прорабатывали на собраниях, да выносили выговора, но, кстати, ничего на него не действовало.
И только когда становится известно, что на работе он "шустрит", беря деньги мимо кассы, его временно переводят в разнорабочие со слесаря 4-го разряда.
И к нему приходит с предупреждением начальник: мол, верни жильцу финскую мойку до завтра, иначе, тебя ждёт увольнение.
.
Собственно пьянство
.
Очень показательно, что пьют многие.
Пьянство было большой бедой в СССР. Интересная сценка, в которой Федул и пузатый мужчина ждут Афоню у магазина, так как нужен третий, чтобы на троих взять бутылку водки. Получалось и дешёво, и сердито - не напьёшься, но искусственно взбодришься и повеселеешь.
Не всегда, правда, заканчивалось одной бутылкой.
.
Ещё одна сценка в пивной тоже рассказывает о классике. Борщов приносит с собой бутылку водки, которую они с Колей добавляют в пиво. Поэтому домой к Афанасию приходят "на бровях".
.
Досуг
.
Известно, что сцены в городе снимали в Ярославле. Такие родные глазу пятиэтажки для всех, кто жил в то время. Развлечения - кино, цирк даже (помните, Катя хочет посмотреть на гималайских медведей), танцы и пивнушки-рестораны.
.
Дискотека интересная, всегда казалось, что туда ходили старшеклассники, да студенты. А тут такой солидный дядечка, как Афоня, ему ведь почти 40 лет. Куравлёв, кстати, выглядит свежо и молодо, а на момент выхода фильма ему было 39. Да и дама с бюстом, которую он "клеит" на танцах совсем не студенческого возраста.
.
В пивнушке характерная деталь - пили, стоя за столиками.
А вот в ресторане всё шикарно.
Афоня берёт туда с собой Федула, гуляют, наверное, на деньги, которые Борщову дали за импортную мойку (помните, он влюбился в девушку и бесплатно занимался её сантехникой, пока не обнаружился супруг).
.
.
Деревня и город
.
Деревню часто в фильмах противопоставляли городу.
Хотя город не выглядит бездушным мегаполисом, как сейчас, однако, деревня рисовалась более уютным местом, все друг друга знают, общаются, дружат, а в городе с соседями-то не знакомы.
У Афони к тому же деревня - его малая родина, там он жил с доброй тёткой, его воспитавшей и нет-нет, да представляет он себе тот райский уголок.
Кстати, влюбившись в Елену, он её видит в своих мечтах в наряде под русскую старину, живут они в деревне, с кучей детишек.
.
Уныние эпохи застоя?
.
Афоне скучно.
Скучно и всё тут, не радует его жизнь, и уныние словно разлито в воздухе вокруг него.
Кризис среднего возраста или (есть и такая точка зрения) общая серость, скука и уныние царили во времена застоя в СССР?
.
Но люди вокруг в большинстве выглядят вполне счастливыми или просто спокойными, я лично склоняюсь к мнению, что Борщова всё-таки накрыл этот самый кризис.
Кстати, он сильно оживляется, когда влюбляется в прекрасную Елену, а, испытав разочарование, танцует в ресторане под заунывную песню оркестра.
.
Всё-таки, кажется, что и песня эта с оркестром отражают состояние главного героя, а не в целом атмосферу тех лет.
В фильме наоборот чувствуется какое-то спокойствие и защищённость.
.
Очень интересно, как сложится у Афони жизнь дальше, правда?
.
https://dzen.ru/a/Y4cKUzGeHypIXozG.
.
.
.
.
..
.
.
.