фильм "Афоня"

Feb 01, 2022 21:29

Собственно городская культура, как любая другая, формируется поколениями. Другого рецепта нет.
культурный уровень и вкус советского обывателя 60-80 гг был действительно не первой пробы.
Потому что в 60-70-е годы города наводнились приезжими из деревни в первом поколении.
Приехавшие в город и их дети.
Сельских скреп уже нет, городских приличий ещё нет.
 ещё в 70-е наверное 80% рабочих это первое поколение, переехавшее в город.
Ну то есть это всегда проблемная категория - люди, которые связь с односельчанами и, соответственно, связанные с этим ограничения - уже утратили, а в городе ещё не социализировались.
Немалую роль сыграла война, переселившая огромное количество людей и физически уничтожившая горожан и города русского "хартленда". Село более живучее ко всяким катаклизмам.
Все эти сидящие на лестницах подростки с портвейном, драки районами, гопники, алкоголизм и т.п. - это селянин в городе, построенном селянами.
Без понимания, как устроен город и чем в нём люди занимаются кроме работы.

Селяне наводнившие города не понимали городскую жизнь.
Не понимали из чего состоит городской быт и городская среда.
Поэтому построили гигантские бетонные избы в пустыне.
И завыли от скуки и пустоты.
Одни начали спиваться, а другие, как только появилась возможность, выбили себе шесть соток и с наслаждением нырнули обратно в навоз и грядки.
А в основе лежит одно: крестьянская страна, в которой ещё в 1920 году менее 25% населения жило в городах.
...Звёздный фильм Леонида Куравлёва это конечно "Афоня".
К сожалению фильм в отличие от той же "Кавказской пленницы" и прочих приключений "Шурика", понятен только тем, кто реально жил в 70 -е, в СССР.
.
Фраза "Афоня мне рубль должен", стала на какое-то время культовой.
Ну "Афоня рубль должен". Обычная задолженность для простого человека, который соображая на троих занял рубль, поскольку водка стоила 3 руб.62 коп.
.
Фильм по сути это ироническая критика простого народа от лица творческой интеллигенции его образа жизни, подправленная густым сарказмом и мрачными подколками.
"Афони" это отцы сегодняшних горожан, которые приехав из деревни, так и не смогли полностью адаптироваться к городской культуре.
.
Кстати это ирония и сарказм отчётливо читаются у Владимира Высоцкого.
В его "народных" песнях от лица работяг типа "Ну Зин".
Традиционалисты тогда, говорили - "они издеваются над народом."
.
Деревенские парни, отцы сегодняшних 30 - 40 летних, были отчаянно смешны в своих попытках быстро стать "своими" в городе.
Их тянуло назад, но сил вернуться и что-то изменить не было.
..
Потому фильм "Афоня" это не комедия, это трагедия деревенской России вдруг оказавшейся в городе, который навсегда стал ей чужим.
И стал её могилой.
В прямом и переносном смысле.
В тех местах где жил Афоня, точно порядка не было.
Жёсткий уличный криминал, драки на танцах, алкоголики у магазинов и и постоянные пьяные скандалы в домах.
...


Алкаш-сантехник Афоня - деклассированный Пашка Колокольников, перебравшийся из вымирающей деревни в панельную многоэтажку.
Фигура столь же комичная, сколь и мрачная, если не зловещая.
Страдающий выжига, ранимый хам, животное, у которого ноет и ноет в груди, там, где у людей расположена душа, о существовании которой Афоня не догадывается.

.
Всякий великий артист есть прежде всего воплощенный архетип.
Магия архетипа сильна в нем настолько, что осеняет собой любую роль, делая ее особенной.
На роль накладывается не только отпечаток личности актера, но и отпечаток его сверхличности, - того, что находится вне сознания.
Леонид Куравлев был из этого почетного числа ходячих архетипов.
Актер такого уровня, транслирует сверхличное.
Он - проводник, носитель и вещатель некоего архетипа, и к этой функции его повседневная жизнь имеет отношение весьма опосредованное.
в основном Куравлеву доставались роли свойских простых парней.
..
"Живет такой парень" - так, между прочим, и назывался фильм, с которого по-настоящему началось его восхождение.
Среднего роста, курносый, с сипловатым, чуть гайморитным голосом, парень будто вышел только что после смены с завода или из-за баранки грузовика или комбайна.
..
Оберштурмбанфюрер СС Айсман в исполнении Куравлева с его открытой сермяжной статью и голосом пастушка Средней полосы, был настолько невозможен и неуместен, что не диссонировал, а умилял.
.Открытое и, действительно, доброе лицо человека из народа, с неуловимыми чертами - на афишах почти всегда рисовали его непохоже.
То ли соль земли, то ли, как выражался Никита Сергеевич, его величество рабочий класс.
Чуждый изощрений и изломанности человек, проживающий трагедию отрыва от простоты  деревенского уклада с  упрямым достоинством.
Вот кто был его герой.
Собственно,Куравлев ушел вместе с этим своим типажом, некогда сверхраспространенным, начавшим исчезать еще в прошлом веке.
Переливы, как в перламутре, от смеха к грусти и опять к смеху....
могли бы эти деревенские граждане не уезжать в город?
Было ли для них место на родине?
В  советские времена были возможности не уезжать.
Но, чтобы хорошо жить в деревне нельзя бухать.
А в городе можно.
Деревенский житель денег тогда имел на круг больше горожанина но работал чуть ли не 18 часов в сутки.
Малой механизации не было, всё в ручную.
.
Тогда сам фильм "Афоня" показавший всё, как оно есть, а не так, как хочется это тоже оскорбление?
Да не стали городскими.
Да нет должного уровня культуры и что?
Кстати "Афоня" одного уровня фильм с "Собачьим сердцем".
Примерно о том же.
.

https://www.facebook.com/SergeyKarabai/posts/5014514341933156

СССР урбанизация, СССР идеология, СССР, СССР алкоголь, Кино

Previous post Next post
Up