Хватит кормить Замбези

Jul 21, 2013 10:45


Среди различных идейных течений антиколониального характера наиболее злободневным для российского читателя был бы пожалуй картьеризм, названный так по имени французского журналиста Реймона Картье.


Принцип картьеризма лучше всего выражала ёмкая формулировка «Plutôt la Corrèze que le Zambèze [1]» : лучше употребить бюджетные средства на обустройство французской метрополии нежели выбрасывать их в чёрную дыру колоний. Объём государственных инвестиций Франции в свои колонии в период 1945-60 гг. достигал 32.5 млрд золотых франков - в два раза выше чем американская послевоенная помощь Франции за тот же период. «Бремя белого человека» стало обходиться слишком дорого, так что пусть уж туземцы сами разбераются со своими проблемами. Выплывут - ‘’дай Бог здоровья вам и генеральский чин’’, не выплывут - это уже не наша беда.

Среди прочих составляющих голландского экономического чуда 1960-х было и перераспределение внутрь страны потоков государственных вложений направляемых на строительство инфраструктур, школ, больниц, дорог в Индонезии до деколонизации последней в 1949-м году. Картье писал, «Голландия была бы в худшем экономическом положении если бы вместо осушения Зюдерзее и модернизации своих заводов она должна была бы строить железные дороги на Яве, гидроэлектростанции на Суматре и платить семейные пособия многожёнцам Борнео». Помимо высвобождения бюджетных средств, оставление колоний переориентировало голландскую промышленность на европейский рынок, стимулировало рост её конкурентноспособности.

Французский экономист и историк Жак Марсель, будучи студентом-марксистом, взялся писать диссертацию с намерением продемонстрировать как крупный капитал наживался на колониях. Но в результате работ, которые стали делом его жизни, он не только не доказал правомерность марксистского тезиса, но и нашёл доказательства обратного. В своём opus magnum, написанном в 1984-м, ‘’Колониальная империя и французский капитализм’’, Марсель убедительно доказывает, что африканские колонии не принесли дохода метрополии. Некоторые компании и частные лица сделали себе состояния благодаря колонизации, но для Франции в целом колонизация Африки была убыточной. Инвестиции в инфраструктуры в Африке и субсидии сельскохозяйственному производству колоний стоили больше чем колонии принесли метрополии. Глобальный убыток для Франции от колонизации Африки к 1913-му году составили 70 млрд. золотых франков. В 1961-м у Алжира с метрополией было негативное торговое сальдо (т.е. объём импорта из метрополии превышал объём экспорта). В результате метрополия переводила в Алжир дотацию в размере 638 млрд. франков, чтобы компенсировать негативное сальдо торгового баланса и сбалансировать алжирский бюджет. Впрочем, ещё в 1931-м Inspection des Finances считала колонии бездонной бочкой. К 1950-м годам колонии висели гирями на ногах у Франции, тормозя динамику развития новых отраслей промышленности. Неудивительно что в 1954-м французский Премьер-Министр Пьер Мендес-Франс скажет о «необходимости сделать выбор между Индокитаем и экономическим подъёмом Франции».

Тезис об ограблении колоний метрополией не выдерживает проверки и на примере других империй и других колоний : так производство африканских колоний никогда не представляло более 1% ВВП британской империи.

Не лучшим образом дела обстояли и в Российской империи/СССР. В конце XIX - начале XX вв. налоговое бремя жителей русских губерний было в среднем на 59% выше, чем у населения национальных окраин. В период 1868-1881 из Туркестана в казну поступило около 54,7 млн рублей дохода, а потрачено на него почти в 3 раза больше. В 1890-х гг. государство тратило на Кавказ до 45 млн рублей в год, а получало с него только 18 млн.

Дальше - хуже. При СССР был взят курс приоритетного развития национальных республик за счет более развитых русских и украинских регионов. В первую пятилетку (1928-1932 годы) капиталовложения в новое строительство по отношению ко всей сумме капиталовложений в промышленность составили по СССР в целом 42,4%. По республикам Закавказья этот показатель составил - 65%, по БССР - 58,3, по Казахской ССР -63, по Туркменской ССР -74,3%. Производство на душу населения в РСФСР было в 1,5 раза выше, чем в других республиках (притом, что рост капиталовложений из госбюджета в Кавказ и Среднюю Азию был в 5-6 раз больше, чем в русские регионы), а потребление - в 3-4 раза ниже, чем в Грузии или Армении. РСФСР занимала первое место по промышленному производству на душу населения, но стояла лишь на десятом месте среди 15 советских республик по душевому доходу. В 1975 г. РСФСР могла оставить себе 42,3% собранного на ее территории налога с оборота, в то время как Азербайджан - 69,1%, Грузия - 88,5%, Армения - 89,9%, Таджикистан - 99,1%, Киргизия - 99,2%, Узбекистан - 99,8%, Казахстан и Туркмения - 100%. С начала 1970-х гг. Советский Союз выручил около 150 млрд нефтедолларов. За это же время в республики Средней Азии было вложено 150 млрд рублей, причем преимущественно не как инвестиции, а на прокорм населения. Ведь среднегодовой прирост населения в этих республиках в 60-80-е годы XX в. был в 3-4 раза выше, чем в России.

Российские северокавказские республики схожи с французскими колониями по уровню потребления всевозможных субсидий. Ну разве что выходцы французских африканских колоний в 1950-х не устраивали свадебные гонки со стрельбой на набережной Орсэ и не танцевали туземные танцы на площади Согласия. По данным Росстата, объем дотаций на душу населения составляет 17,5 тысячи рублей в год на человека в Ингушетии, 12,3 тысячи в Дагестане, 11,4 тысячи в Чечне, против 3,5 тысячи в  Ставропольском крае и 2,8 тысячи рублей в среднем по России. Республиканские бюджеты Ингушетии, Чечни и Дагестана - дефицитные, собранные в регионах налоги намного уступают бюджетным расходам. В 2011-м три республики потратили 172 млрд рублей, а налогов собрали на 28.6 млрд рублей. Так что, «лучше Мытищи чем Ачхой-Мартан» ?

Для людей, исповедующих лозунг «Хватит кормить Кавказ» и сочувствующих главным раздражителем являются не собственно северокавказские республики, а скорее выходцы оттуда. Между тем, как история деколонизации западных держав, так и недавняя постсоветская история указывает на то что при деколонизации происходит избавление от территорий, но отнюдь не от людей их населяющих.

За десятилетия прошедшие со времён деколонизации, многожёнцы Борнео перебрались в Голландию и та платит им семейные пособия. То же самое с Францией - Замбези переехало в Коррез. Шарль де Голль согласился на деколонизацию Алжира, чтобы его родовая деревушка «Коломбэ-две-церкви» не превратилась в «Коломбэ-две-мечети». Как следствие, несмотря на формально выигранную контрпартизанскую войну, Алжир был отпущен в свободное плавание. Можно спорить о сравнительных экономических выгодах и издержках иммиграции [2], но «Коломбэ-две-церкви» превратилась-таки в «Коломбэ-две-мечети». Впрочем зачем далеко ходить? Избавление от ‘’среднеазиатских и закавказских нахлебников’’ было одним из лейтмотивов общественных настроений в пользу суверенитета России на рубеже 80-х и 90-х. В этих республиках в это же время превалировали лозунги «русские убирайтесь в Россию». Но вот прошло двадцать лет, и в Россию убираются уже представители коренных народов среднеазиатских республик.

Сложно найти хоть одну причину по которой после гипотетического выхода северокавказских республик из состава РФ всё будет иначе. Выход Чечни и Дагестана из состава РФ не означает выезд чеченцев и дагестанцев с территории РФ. Скорей всего даже напротив : конец широких российских бюджетных вливаний в эти республики приведёт к их полному экономическому коллапсу, в результате миграция из этих республик в более благополучную Россию будет ещё более массовой чем сейчас. Независимость Чечни и Дагестана возможно просто приведёт к воспроизводству на территории РФ всех ныне существующих проблем. Не нужно будет кормить Кавказ на Кавказе, но придётся кормить его у себя дома. Как в анекдоте про нейтронную бомбу «ценности исчезнут, а люди останутся». Кто-то возразит : можно ввести визовый режим. Но вот пример Средней Азии : про визовый режим не первый год говорят, а воз и ныне там. Да и был бы визовый режим, что бы изменилось ? Ехали бы также массово, только с визами, или нелегально. Построить на границе с Кавказом линию Мажино с колючей проволокой, и минными полями... Но социально-экономические проблемы не имеют силового решения.

Северокавказские республики живут в основном за счёт бюджетных трансфертов, значит конец этих бюджетных вливаний приведёт к экономическому краху страшной силы - с ростом и без того двузначной безработицы и массовым обнищанием. Закономерным результатом будет возвращение «набеговой экономики» а ля Чечня-97, но уже в масштабах всего северного Кавказа. Решение проблем безопасности, связанных с Кавказом потребует постоянных бюджетных затрат, возможно вполне сопоставимых с нынешними бюджетными вливаниями в Кавказ. Просто то что тратилось на постройку школ будет тратиться на танки и пушки.

По Эрнесту Ренану, нация определяется желанием жить вместе. Насильно мил не будешь, и если у населения России нет желания жить с северокавказцами в рамках одной нации - а именно на это указывает тот факт, что в последние годы любой бытовой конфликт с участием выходцев с северного Кавказа интерпретируется населением как межнациональный - значит нет. Но при этом необходимо помнить как о том, что цена, которую придётся заплатить за то чтобы помешать Кавказу кормиться за счёт России может быть вполне сопоставима с той, что вносится сегодня на прокорм Кавказа, так и о том, что история человечества это история переселения народов и наивно думать, что отдельно взятая страна может ретироваться из истории человечества.

[1] «Лучше Коррез чем Замбези». Коррез - один из девяности департаментов Франции. Река Замбези впрочем не протекала ни через одну из французских колоний.
[2] Большинство экономических исследований указывают на то, что, если считать экономическую выгоду в % ВВП или ВВП на душу населения, то иммиграция была вероятней всего выгодна Франции.

pilpul

Previous post Next post
Up