“There is a storm on the English Channel and the continent is cut from the world”. В каждой шутке есть доля правды, и эта старая английская шутка возможно станет былью после референдума, обещанного британским Премьер-Министром Дэвидом Камероном если его партия выиграет выборы в 2017-м. Вопрос который Дэвид Камерон планирует вынести на референдум поставит выбор между выходом Соединённого Королевства из Евросоюза или новым статусом Британии в Евросоюзе, предусматривающим возвращение Лондону некоторой части полномочий, находящихся сегодня в компетенции Брюсселя. Сохранение статуса кво и тем более более глубокая интеграция Британии в Евросоюз не рассматриваются. Почти все обозреватели указали на внутриполитические мотивы действия Камерона. Между тем, референдум является ответом на более глубокий вызов.
Соединённого Королевства не было среди основателей Европейского Содружества. Страна присоединилась к ЕС в 1973-м году, главным образом чтобы не оставаться на обочине процесса европейского строительства. Пребывание Британии в Евросоюзе не было гладким. Страна была вынуждена выйти из европейского валютного союза фиксированных курсов в начале 1990-х, она не входит ни в Шенген, ни в зону евро. Отношения Соединённого Королевства с Евросоюзом последние десятилетия характеризуются именно этой неоднозначностью, двусмысленностью, которую лучше всего передаёт английский термин ambiguity. С одной стороны, страна крепко экономически связана со континентальными странами Евросоюза, активно участвует в определении его политической повестки дня, является мотором институциональных изменений (Единый Рынок) наряду с другими крупными странами. С другой стороны, Соединённое Королевство - обладатель самобытной и отличающейся от континентальных стран социальной и экономической модели, видящий в Евросоюзе главным образом практическую и экономическую сторону и скептически настроенный относительно политической интеграции. В докризисном состоянии Евросоюза статус Британии представлял собой седловую точку : центробежный и центростремительный аспекты поддерживали неустойчивое равновесие, которым являлся статус Британии в Евросоюзе. Кризис евро вытолкнул Британию из седловой точки на центробежную траекторию. Британская позиция и статус в Евросоюзе не изменились. Но с кризисом евро стало всё более очевидно, что Евросоюз будет меняться в сторону растущей бюджетной и политической интеграции с перспективой федерализма. То есть даже если в ближайшие десять лет статус Британия в Евросоюзе останется таким как сейчас, через десять лет дистанция отделяющая Соединённое Королевство от остального Евросоюза будет больше чем сегодня : за десять лет Евросоюз уйдёт вперёд в политической и экономической интеграции. Соединённое Королевство не входит в Шенген и зону евро, в прошлом году оно было единственным членом Евросоюза не подписавшим бюджетный договор. Вряд ли британское общественное мнение поддержит дальнейший трансфер суверенных прерогатив на евросоюзный уровень, тем более в федеральной перспективе. Поэтому эволюция Евросоюза при неподвижности статуса Британии в нём приведёт к тому, что страна окажется де факто на политической периферии и утратит статус одного из моторов европейского строительства. Поскольку выпадание Британии из процесса европейской интеграции является неизбежным фактом, то речь может идти о степени этого выпадания. Чем быть на периферии возможно лучше быть просто вовне, или всё же внутри, но хотя бы иметь развязанные руки по максимально большому количеству вопросов. Формулируя по-другому: если Британия не участвует в европейском интеграционном процессе, то она может по крайней мере попытаться минимизировать влияние этого процесса на Британию Отсюда и референдум, и вопросы которые Дэвид Камерон планирует вынести на референдум : либо в Евросоюзе, но с максимальной автономией, либо вне Евросоюза с полной независимостью.
Но как говорят французы, « On ne sort de l’ambiguïté qu’à son détriment
[1]». Выход Британии из Евросоюза чреват негативными последствиями как для британцев так и для Евросоюза
Торговля с другими странами Евросоюза в 2011-м представляла около 49% от общего объёма торговли Соединённого Королевства, при этом на страны зоны евро приходилось 42.5% от общего объёма торговли. Как сравнение, торговля с Содружеством (включающим 54 страны, преимущественно бывшие британские колонии с населением 2 млрд, в четыре раза больше чем в Евросоюзе) представляет всего 9% от британского экспорта и 11% от британского импорта. Евросоюз, и в частности зона евро, - главный торговый партнёр Британии Во сколько обойдётся Соединённому Королевству выход из Евросоюза ? В своей бумаге ‘
’The economic consequences for the UK and the EU of completing the Single Market’’, британский Департамент Бизнеса, Инноваций и Навыков (BIS) оценил четыре сценария.
Первый сценарий подразумевает полную либерализацию торговли внутри Евросоюза с упразднением всех барьеров для конкуренции - т.е. полную реализацию Единого Рынка. При этом Британия остаётся в составе Евросоюза.
Во втором сценарии, Евросоюз реализует полную либерализацию торговли, но Соединённое Королевство при этом выходит из Евросоюза и таким образом не участвует в дальнейшей реализации Единого Рынка. То есть Британия оказывается в положении Норвегии или Швейцарии сегодня.
Третий сценарий подразумевает что Британия покидает Евросоюз и между ними устанавливается уровень тарифов, существующий между Евросоюзом и другими странами ОЭСР. При этом внутри Евросоюза реализуется полноценный единый рынок.
В четвёртом сценарии, Евросоюз реализует полную либерализацию торговли, а Соединённое Королевство при этом выходит из Евросоюза и оказывается как и во втором сценарии в статусе Норвегии. Но при этом дополнительно Соединённое Королевство вступает в НАФТУ.
Следующая таблица представляет результаты реализации того или иного сценария по сравнению с нулевым сценарием (статус кво : отсутствие какого-либо продвижения в области реализации единого рынка и Британия в Евросоюзе) к 2020-му году.
Источник: Department for Business, Innovation & Skills, The economic consequences for the UK and the EU of completing the Single Market, February 2011
Как читать эту таблицу в случае реализации сценария 1, британский экспорт будет на 47% выше чем в нулевом сценарии.
Конечно у этого исследования есть уязвимые места. В частности, все четыре тестируемых сценария подразумевают полную реализацию единого рынка за десять лет тогда как сценарий в котором Британия выходит из Евросоюза, а прогресс в создании единого рынка весьма скромен отсутствует. Если судить по результатам, достигнутым за предыдущие десять лет полная реализация единого рынка может показаться слишком амбициозной целью. В то же время, разница между первым и остальными сценариями настолько велика, что даже частичная реализация первого сценария (скажем всего на 20%) принесла бы десятки миллиардов дополнительных фунтов (или евро) по сравнению с любым другим сценарием. Кроме того, авторы исследования - по их собственному признанию - фокусируются исключительно на собственно нетарифных барьерах торговле и дискриминации иностранного производителя, не принимая во внимание потенциальное стимулирование производительности. Между тем, воздействие процесса реализации единого рынка на производительность оценивается экономической литературой как весьма существенное
Может ли Соединённое Королевство принимать участие в интеграции единого рынка после выхода из Евросоюза ? Это вряд ли возможно. Вс quick wins области интеграции были реализованы, все оставшиеся решения лежат преимущественно в политической области - это одна из причин почему единый рынок интегрируется так медленно. Интеграция в единый рынок это не только и не столько экономический сколько политический процесс. Например открытие различных профессий для выходцев из других стран Евросоюза подразумевает подведение под общий знаменатель законодательств, образовательных стандартов, различных регламентаций в соответствующих областях. Та же Норвегия вынуждена следовать большей части норм, установленных на европейском уровне, с тем лишь нюансом, что в отличие от страны члена-Евросоюза Норвегия не участвует в определении этих норм. Так что либо Единый рынок + брюссельская бюрократия, либо ни того ни другого.
Потери Британии - в любом сценарии - от выпадения из единого рынка легко перекроют все выгоды от аннулирования нынешней финансового участия в бюджете Евросоюза. Чистая разница между тем, что Британия вносит в союзный бюджет и получает из него в 2011-м составляла 5,5 млрд евро (т.е. 0.3% британского ВВП). Ежегодный вклад Норвегии в бюджет составляет 0.12% от её ВВП. Если предположить, что Британия окажется в статусе Норвегии и её траты составят 0.12% британского ВВП (около 2 млрд евро), то экономия будет всего 3.5 млрд евро - против потерь от неучастия в едином рынке, исчисляющихся на десятки миллиардов.
Помимо этого, Соединённому Королевству придётся заново согласовывать торговые соглашения с каждым из крупных игроков мировой торговли. Только уже не в рамках Евросоюза (1-й ВВП в мире, 25% от мирового ВВП, население в 0.5 млрд человек), а в статусе маленькой страны, теряющей относительный вес в мировой экономике. Не будучи в составе Евросоюза Британия частично потеряет и дипломатическую ценность для США.
Что означает выход Соединённого Королевства для Евросоюза ? Прежде всего опасный прецедент с потерей одного из важнейших членов. Старейшая европейская демократия, источник компетентных европейских чиновников и депутатов. Что немаловажно : единственная страна, наряду с Францией, способная обеспечить Евросоюзу военную составляющую (доказательство Ливией и Мали). К тому же Соединённое Королевство, в силу своего прежде всего экономического интереса к Евросоюзу, было одним из главных политических моторов европейского Единого Рынка. Но невозможно лоббировать углубление единого рынка при этом отдаляясь от Евросоюза. Соответственно, чем дальше будет Соединённое Королевство от Евросоюза, тем слабее будет прогресс в области интеграции единого рынка. Конечно, уход британцев приблизит перспективу федеральной Европы, но содержание этой Европы будет в таком случае менее либеральным.
[1] Из двусмысленного положения выходят только в ущерб себе.