О православных делах, конечно, не мне писать. Я и не буду. Только буду констатировать те события, которые происходили вокруг и при мне в этом северном отдаленном селе, где я оказался 35 лет тому назад. Напишу о событиях, которые так или иначе не только мне приходилось видеть, но и в них участвовать.
Помнится, в годы начала перестройки, я еще тогда
работал в Геологии, в
Саранпауль приехали какие-то люди и скупали иконы. Через несколько лет, случайно знакомясь с теми же скупщиками, узнал что они из села увезли сотни икон, что само по себе для такого маленького села огромное количество. Именно тогда у меня акцентировалось мысль, что раз было много икон в этом селе, значит, до коммунистов здесь жили верующие люди.
Можно плохо относиться к тем людям, считая, что скупили и вывезли для личного обогащении, но можно сказать, что увезли и, продавая в городах, возрождали там православную веру.
2.
Как и везде на бывшем постсоветском пространстве, в Саранпауле коммунистическая идеология тоже уничтожила веру в Бога, веру в духов-предков и духов-покровителей у местного народа манси. Хотя во многих домах села висели и лежали старинные иконы, хотя в поселении,
в деревне Щекурья, сохранилось здание самого северного православного деревянного храма, который стал как клуб, духовная жизнь в селе полностью отсутствовала.
Но пришла перестройка. Она вела с собой разрушение Союза и много хорошего, но она и дала старт восстановлению духовности в городах и селах бывших СССР и в том числе в Саранпауле.
В этом отдаленном селе все с опозданием приходит и происходит. Духовность возрождалась тоже с опозданием.
Первые разговоры о строительстве церкви шли 25 лет тому назад. Помню, несколько верующих женщин села с этим вопросом обратились ко мне, тогдашнему ведущему предпринимателю сельского уровня, с просьбой помочь в строительстве. С тех времен прошло много лет, разговоров было много, обсуждали разные проекты церкви, переносилось место расположения, неоднократно проводились сборы средств, ...
Всё то долгое время немногочисленные прихожане ютились в маленькой полуразваленной избе. Помнится, когда Епископ Ханты-Мансийский в 2014 году побывал внутри этого домика, он в машине говорил: "В такой тесноте проводят службы, у прихожан есть большая потребность в вере. Надо срочно достроить церковь..."
3.
В 2011 году один житель села, после того, как его дочка на день своего дня рождения, на папиной машине возвращаясь с гор, дважды перевернулась и осталось жива и без царапины, он как знак благодарности Всевышнему установил вокруг села 4 восьмиметровых
поклонных креста, каждый весом более тонны.
Конечно, после получения благословения от митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Фокина Павла. И конечно, не без помощи многих жителей и руководителей села Саранпауль.
4.
Помнится, тогда отец иерей Сергий Белоцерковский - тогдашний настоятель храма села Саранпауль, освещая кресты, говорил: "Установка вокруг села поклонных крестов лучший подарок каждому жителю, и это важное событие. Эти кресты, как человеческие творения, своим молчаливым присутствием заполняют духовную пустоту в нас. Мы ограждаем себя от неверия и безбожия. Они помогут путникам испросить благословения Божия перед дальней дорогой..."
5.
6.
7.
Несмотря на опоздание в строительстве церкви, в селе духовная жизнь возрождалась год за годом. Это было заметно особенно
в крещенских купаниях. Если в первые годы к проруби приходили 200-300 человек, то в последние чуть не все жители села поголовно идут за водой. А как минимум каждый десятый человек в селе окунается в прорубь, полагаясь на надежду и веру в Бога.
8.
9.
Саранпауль всегда находится под пристальным вниманием у высших государственные чиновников,
с постоянными их посещениями. Но и не только.
Хотя село отдаленное, но в нем побывали митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Фокин Павел, епископ Югорский и Няганский Владыка Фотий.
Примечательно (чем я не скрывая горжусь), что мне досталась честь их возить на своей машине по селу и много часов общаться с ними.
От моего приятного опыта знаю, когда общаешься в такой непринужденной обстановке с такими людьми, наполняешься неисчерпаемым душевным спокойствием и позитивом.
Кстати, однажды пользовался от личного знакомство с митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом. Попросил и получил разрешение поднятся на колокольню храма Воскресения Христова в Ханты-Мансийске. об этом читать
тут10.
Кстати, оказывается, и для митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Фокина Павла, и для епископа Югорского и Няганского Фотия не чужды были простые мирские радости и любознательность.
11. На фото: епископ Югорский и Няганский Владика Фотия, глава Саранпауль
Артеев Николай Никитович, настоятель храма Преображения Господня поселка Игрим, иерей Евгений Мельник
12. Владика Фотия приобщается с оленями
В День оленевода в Саранпауле..
Потомственный оленевод, ныне директор среднего школы села Саранпауль Папов Андрей Дмитревич покатал епископа Югорского и Няганского Владика Фотия на своем оленье упряжке.
13.
Если не их частые посещения, то строительство церкви в селе могло необоснованно затянуться.
Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Фокин Павел посмотрел на начавшую стройку здания и дал добро быть ей как церковь.
14.
Наконец, через 25 после перестроечных лет, в 2017 году с настойчивостью главы Березовского района Фомина Владимира Ивановича удалось довести строительство церкви до завершения. Осталось чуток вокруг здании немного привести в порядок.
Фото церкви Саранпауль взято:
отсюда15.
21 февраля в ходе посещения Саранпауля епископ Югорский и Няганский Владыка Фотий совершил богослужение в завершенном здании Храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
16.
За богослужением люди, особо отличившиеся и оказавшие помощь храму и в делах в селе Саранпауль, отмечались архиерейской грамотой.
17.
Слушая обсуждения, знаю, что митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Фокин Павел и епископ Югорский и Няганский Фотий совершили богослужение в Щекурьинском православном храме Богоявления, как бы не против восстановить его. Это значит, возможно, в ближайшее время церковь в Щекурье будет восстановлена. Так как в Югре более нигде нет таких старых и сохранных церквей, как эта.
18.
Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Фокин Павел богослужение в Щекурьинском православном храме Богоявления
19.
Епископ Югорский и Няганский Фотий совершил богослужение в Щекурьинском православном храме Богоявления,
20.
Согласно табличку на камня, установленному в Саранпауле ожидается строительство нового и большого церкви. Если, если, ..
21.
22.
Оказывается, в церковной службе тоже бывает кадровый голод. Поэтому последние три года настоятели в селе менялись несколько раз, чуть не вахтовым методом.
В 2016 году на Приход Саранпауль временно назначили настоятелем иерея Евгения Мельника, который постоянный настоятель храма Преображения Господня поселка Игрим. Через какое-то время, ознакомясь со всем в Саранпауле, он мне написал, (дословно) "... люди гибнут в селе, безбожно пьют, наши мальчики погибают от водки, убывают братьев своих. Нужно срочно кричать на небо и кричать в округ. Нужно крестные ходы с иконой делать вокруг поселка, чтоб одни пить перестали, а вторые спаивать их перестали, а третьи на это внимание обратили и поняли, что если что-то не сделать, то пить скоро станет некому.
У. А. необходимо срочно приобрести писаную икону казанской Божией Матери "Неупиваемая Чаша" для Прихода Саранпауль. .."
И вот уже как год как писаная икона "Неупиваемая Чаша" из иконописной школы при Тобольской духовной семинарии во главе с Виталием Ведерниковым находится в приходе Саранпауль.
23.
Когда-то казалось, что это где-то в дальних городах могло такое быть, но не в селе Саранпауль.
Уже второй год как по улицам Саранпауля проходит Пасхальный крестный ход. Участники которого настоящие, а не такие "как у А. Солженицына".
На первый год Пасхальное богослужение и Крестный ход проводил иерей Александр Галькевич, которого Владыка Фотий отправил из Югорска послужить в Саранпауле.
Символично, что в крестном ходу два года подряд участвуют первые лица Саранпауля: глава поселения Павел Владимирович Артеев, директор оленеводческого совхоза Валей Анатолий Прокопьевич, директор средней школы Попов Андрей Дмитриевич.
24.
В этом году крестный ход проводился торжественно, с пасхальным фонарём, хоругвой, звонницей.
Впервые в ходе участвовала икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», которую мужчины пронесли на руках.
Вечером в этот день в большом зале Дома Культуры состоялся праздничный концерт «Пасхальный звон».
25.
После хода настоятелю, уже постоянному, Саранпаульского храма Казанской иконы Божией Матери иерею Алексию, который проводил ход, я задал вопрос:
- Поможет крестный ход с "Неупиваемой Чашей", "чтобы одни не пили, не умирали, друг друга не убивали, а вторые их не спаивали?..
На что он обещал отвечать позже.
26.
Сегодня, после прошедших перестроечных трех десятков лет, уверенно можно констатировать, что в селе Саранпауль возрождена духовная жизнь.
А когда есть в обществе духовность и вера во Всевышнего, то людям живется проще.
Вера в Бога дает понимание, что материальное благополучие не главное в жизни, помогает людям поступать по совести, дает надежду, что все будет хорошо, что больной - выздоровеет, плохой - уйдет, жестокий станет добродушным, глупый - поумнеет, после дождя выглянет солнце, даёт смысл и опору в жизни, буйных делает смиренным, побеждает смерть, ...
Для перепоста в соц. сетях разрешение спрашивать не нужно, но указывайте авторство с активной ссылкой.
Если вы СМИ, редактор сайта, напишите мне - обсудим.
Без разрешения перепечатка запрещена.