Упражнения и задания для обучения говорению

Jun 20, 2024 14:49


Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:

• ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые);

• постановка узловых вопросов к тексту;

• диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;

• составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;

• драматизация монологического текста;

• дополнение или видоизменение диалога;

составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа (кино-, диафильма и т.д.);

• объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;

• положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;

• завершение диалога с ориентацией на подсказку (кто, с кем говорит, где, когда и о чем) и др.

Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:

• воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения и т.д.);

• составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке, и т.д.);

• описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма и др.), связанной с изучаемой темой;

• воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;

• объяснение на иностранном языке заголовка (реалий);

• определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления);

• выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их;



• пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме);

• сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами;

• составление плана прослушанного рассказа;

• изложение диалога в монологической форме и др.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:

• составление аргументированных ответов на вопросы;

• проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);

• проведение ролевых игр или викторин;

• проведение дискуссии или диспута;

• беседа за круглым столом и др.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:

• придумывание заголовка и его обоснование;

• описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;

• составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;

• обоснование собственного суждения или отношения к фактам;

• определение и обоснование квинтэссенции высказывания;

• характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т. д.);

• оценка прослушанного или прочитанного;

• составление кратких объявлений и текстов открыток.

Упражнения всех перечисленных этапов должны отвечать следующим требованиям:

• быть посильными по объему;

• апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления;

• быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений);

• активизировать умственную деятельность учащихся;

• содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. М., 2006. 336 с.

Previous post Next post
Up