Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
• ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые);
• постановка узловых вопросов к тексту;
• диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;
• составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;
• драматизация монологического текста;
• дополнение или видоизменение диалога;
составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа (кино-, диафильма и т.д.);
• объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;
• положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;
• завершение диалога с ориентацией на подсказку (кто, с кем говорит, где, когда и о чем) и др.
Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:
• воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения и т.д.);
• составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке, и т.д.);
• описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма и др.), связанной с изучаемой темой;
• воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;
• объяснение на иностранном языке заголовка (реалий);
• определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления);
• выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их;
• пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме);
• сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами;
• составление плана прослушанного рассказа;
• изложение диалога в монологической форме и др.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:
• составление аргументированных ответов на вопросы;
• проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
• проведение ролевых игр или викторин;
• проведение дискуссии или диспута;
• беседа за круглым столом и др.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
• придумывание заголовка и его обоснование;
• описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;
• составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
• обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
• определение и обоснование квинтэссенции высказывания;
• характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т. д.);
• оценка прослушанного или прочитанного;
• составление кратких объявлений и текстов открыток.
Упражнения всех перечисленных этапов должны отвечать следующим требованиям:
• быть посильными по объему;
• апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления;
• быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений);
• активизировать умственную деятельность учащихся;
• содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. М., 2006. 336 с.