Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:
1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц):
• воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух, по ключевым словам (речевым формулам);
• письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план;
• составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений
2) репродукция содержания с опорой на текст:
• письменные вопросы к тексту;
• составление плана (в форме вопросов или номинации);
• дополнение или сокращение текста;
• озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка;
• трансформация диалога в монолог;
• видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения);
• характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.;
3) продукция с опорой на изобразительную наглядность:
• описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма;
• написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма;
• написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и двух-трех проблемных вопросов;
• составление и запись диалога по содержанию картины (работа в парах);
• составление письменной рецензии на текст, посвященный описанию картины, и др.;
4) продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное):
• составление развернутых планов/анкет, связанных с изучаемой темой (но не с текстом);
• изложение содержания прослушанного текста, не связанного с изучаемой темой, и оценка информации;
• объяснение значения пословиц, поговорок, изречений, заимствованных из литературы и фольклора стран изучаемого языка;
• составление письменной оценки доклада, сделанного одним из одноклассников на уроке;
• написание курсовой/проектной работы;
• написание рецензии на курсовую/проектную работу;
• сочинение, например, «Моё хобби» или «Мой родной город» и т.д.;
• составление текста официального и неофициального письма (текста объявления).
Реферирование и аннотирование
Для успешного обучения письменному реферированию и аннотированию необходимо учитывать не только специфику операций, лежащих в основе создания вторичных текстов, но и специфические особенности реферата и аннотации как текстов информационного жанра. Основными функциями реферата являются поисковая, коммуникативная и частично оценочная. Обязательным для реферата является требование ясного и точного воспроизведения содержания первичного текста. Сжатие текста происходит за счет сокращения тематической части, однако сохраняются семантические свойства информации, клише, термины и общепринятые сокращения. В структуре реферата принято выделять три основные части: заголовочную, собственно реферативную и справочную. Заголовочная часть состоит из заглавия реферата (названия статьи, журнала); фамилии автора; места, времени и условий проведения работы/исследования. Реферативная часть является основной. Это результат аналитико-синтетической деятельности референта, отражающей основное содержание первичного текста. Справочная часть содержит дополнительные сведения: описание иллюстраций, схем и таблиц, притекстовую библиографию, ссылки на дополнительную литературу и т.д. Критический анализ, по мнению многих авторов, не входит в задачу референта, краткая оценка не исключается.
Реферат и аннотация принадлежат к жанру научной литературы и имеют схожие коммуникативные функции. К отличительным чертам аннотации относятся обобщенность, лаконичность изложения, небольшой объем, оценочная направленность и монотемность содержания. Аннотации свойственно также типичное употребление языковых единиц и стереотипность оборотов. Аннотация выполняет три основные функции: информативно-познавательную, оценочную и побудительно-рекомендательную. Знание основных особенностей реферирования и аннотирования, а также свойств реферата и аннотации как специфических текстов, обладающих единством формы и постоянством структуры, имеет важное значение для обучения письменному вторичному тексту.
Для успешного выполнения письменного реферата необходимо: 1) уметь преобразовывать текст; 2) знать терминологию соответствующей науки; 3) корректно оформлять ссылки на литературу; 4) обобщать факты, излагаемые в первичном тексте; 5) пользоваться сокращениями.
Реферированию и аннотированию предшествуют следующие упражнения:
• выписывание из текста указанных фактов (терминов, клише, ключевых слов, синонимических оборотов и т.д.);
• нахождение в тексте фактографической или оценочной информации;
• составление списка проблем, затронутых в тексте;
• комментирование цифровых данных, реалий или имен собственных, встречающихся в тексте;
• письменный пересказ текста;
• группировка материала, например, выделение ключевой информации и второстепенной (дополнительной и дублирующей);
• сокращение текста;
• формирование оценки текста (выводов) и др.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. М., 2006. 336 с.