Упражнения и задания для обучения письму

Jun 19, 2024 13:47


Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:

1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц):

• воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух, по ключевым словам (речевым формулам);

• письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план;

• составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений

2) репродукция содержания с опорой на текст:

• письменные вопросы к тексту;

• составление плана (в форме вопросов или номинации);

• дополнение или сокращение текста;

• озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка;

• трансформация диалога в монолог;

• видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения);

• характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.;

3) продукция с опорой на изобразительную наглядность:

• описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма;

• написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма;

• написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и двух-трех проблемных вопросов;

• составление и запись диалога по содержанию картины (работа в парах);

• составление письменной рецензии на текст, посвященный описанию картины, и др.;



4) продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное):

• составление развернутых планов/анкет, связанных с изучаемой темой (но не с текстом);

• изложение содержания прослушанного текста, не связанного с изучаемой темой, и оценка информации;

• объяснение значения пословиц, поговорок, изречений, заимствованных из литературы и фольклора стран изучаемого языка;

• составление письменной оценки доклада, сделанного одним из одноклассников на уроке;

• написание курсовой/проектной работы;

• написание рецензии на курсовую/проектную работу;

• сочинение, например, «Моё хобби» или «Мой родной город» и т.д.;

• составление текста официального и неофициального письма (текста объявления).

Реферирование и аннотирование

Для успешного обучения письменному реферированию и аннотированию необходимо учитывать не только специфику операций, лежащих в основе создания вторичных текстов, но и специфические особенности реферата и аннотации как текстов информационного жанра. Основными функциями реферата являются поисковая, коммуникативная и частично оценочная. Обязательным для реферата является требование ясного и точного воспроизведения содержания первичного текста. Сжатие текста происходит за счет сокращения тематической части, однако сохраняются семантические свойства информации, клише, термины и общепринятые сокращения. В структуре реферата принято выделять три основные части: заголовочную, собственно реферативную и справочную. Заголовочная часть состоит из заглавия реферата (названия статьи, журнала); фамилии автора; места, времени и условий проведения работы/исследования. Реферативная часть является основной. Это результат аналитико-синтетической деятельности референта, отражающей основное содержание первичного текста. Справочная часть содержит дополнительные сведения: описание иллюстраций, схем и таблиц, притекстовую библиографию, ссылки на дополнительную литературу и т.д. Критический анализ, по мнению многих авторов, не входит в задачу референта, краткая оценка не исключается.

Реферат и аннотация принадлежат к жанру научной литературы и имеют схожие коммуникативные функции. К отличительным чертам аннотации относятся обобщенность, лаконичность изложения, небольшой объем, оценочная направленность и монотемность содержания. Аннотации свойственно также типичное употребление языковых единиц и стереотипность оборотов. Аннотация выполняет три основные функции: информативно-познавательную, оценочную и побудительно-рекомендательную. Знание основных особенностей реферирования и аннотирования, а также свойств реферата и аннотации как специфических текстов, обладающих единством формы и постоянством структуры, имеет важное значение для обучения письменному вторичному тексту.

Для успешного выполнения письменного реферата необходимо: 1) уметь преобразовывать текст; 2) знать терминологию соответствующей науки; 3) корректно оформлять ссылки на литературу; 4) обобщать факты, излагаемые в первичном тексте; 5) пользоваться сокращениями.

Реферированию и аннотированию предшествуют следующие упражнения:

• выписывание из текста указанных фактов (терминов, клише, ключевых слов, синонимических оборотов и т.д.);

• нахождение в тексте фактографической или оценочной информации;

• составление списка проблем, затронутых в тексте;

• комментирование цифровых данных, реалий или имен собственных, встречающихся в тексте;

• письменный пересказ текста;

• группировка материала, например, выделение ключевой информации и второстепенной (дополнительной и дублирующей);

• сокращение текста;

• формирование оценки текста (выводов) и др.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. М., 2006. 336 с.

Previous post Next post
Up