Психической травме противостоит ценность жизни

Mar 20, 2015 11:54

Каждый человек может столкнуться с таким явлением как психическая травма. Ее последствия способны нарушить все измерения человеческого существования: связь с собой, с жизнью, с миром и отношение к будущему. Однако переживание травматического опыта - это не только потери, но и рост, если человек способен использовать ресурс свободы, который в той или иной степени остается в любой, даже самой тяжелой ситуации, рассказал на лекции в Москве психотерапет, автор книг Альфрид Лэнгле.

Источники боли многообразны

Травматический психический опыт - часть человеческой реальности. Слово «травма» происходит от греческого trauma и означает ранa, повреждение. Ранить человека может все, что угодно, порой даже малозначительные ситуации. Например, едкое замечание друга, партнера или грубость во время выяснения отношений на работе или дома.



«Когда мы чувствуем, что нас недостаточно любят и в детстве, например, нам предпочитают брата или сестру, мы также можем переживать это, как травматический опыт», - рассказал на лекции "Психическая травма. Сохранять человеческое достоинство в страдании" психотерапевт, автор книг, профессор НИУ ВШЭ Альфрид Лэнгле. Примеры более тяжелых травматических ситуаций - эмоциональное или сексуальное насилие, похищение ребенка, неизлечимая болезнь. «Самая серьезная форма травматизации - война. Также источниками психической травмы могут стать природные катаклизмы - землетрясения, цунами или авиакатастрофы», - отметил психотерапевт.

Между травмами на физическом и психическом уровне можно провести параллель. «Нож режет кожу и нарушает ее целостность, происходит потеря крови. На психическом уровне также нарушается целостность, и человек теряет жизненные силы в переживании травматического опыта», - рассказал лектор. При этом людям, склонным к ранимости, достаточно совсем немного, чтобы почувствовать боль.

Когда теряется базовое доверие
Как минимум половина людей в мире сталкивается рано или поздно с психическими травмами, рассказал Лэнгле. Нередко последствием травматического опыта оказывается посттравматическое расстройство, которое несет угрозу полноценному проживанию человеком своей жизни.

С точки зрения теории фундаментальных экзистенциальных мотиваций, автором которой является Альфрид Лэнгле, в случае психической травмы могут нарушаться связи человека с самим собой, с чувством жизни, с миром, а также соотнесенность с будущим. При тяжелых психических травмах возможно нарушение всех этих четырех измерений. Человек теряет чувство базового доверия к жизни, себе и окружающим, его собственная ценность как личности оказывается под вопросом, как и будущее.

Такой травматический опыт может стать не только следствием обстоятельств, которые «ранили» человека, повлияв непосредственно, например, на его жизнь, здоровье, самоценность. Столкновение со страданиями других людей также способно стать причиной психической травматизации, и иногда ее последствия принимают извращенную форму в виде, например, готовности человека стать террористом-смертником, рассказал лектор.

Свобода остается в любом случае
Любая травма вызывает вопрос о смысле, поскольку боль и страдания воспринимаются людьми как бессмысленные, и это также причиняет боль.
«Когда у человека нет понимания, зачем и ради чего он страдает, травматические переживания особенно интенсивны», - рассказал Лэнгле. И тут возникает вопрос поиска смысла в страданиях. «Мы не знаем, почему мы должны страдать от боли, но мы в состоянии спросить себя, можем ли мы вырасти в этой боли, что-то приобрести, сделать что-то хорошее», - отметил он. Если человек совершает такой экзистенциальный поворот, принимая при этом решение жить дальше, травма приобретает личностное значение.

Пример того, как человек может переживать самую тяжелую травму - это история описанная в книге психотерапевта, философа, основателя логотерапии Виктора Франкла «Человек в поисках смысла». В книге автор рассказывает о своем опыте жизни в концентрационном лагере.
История Франкла - пример того, как человек может использовать минимальные оставшиеся ему ресурсы свободы, чтобы не потерять смысл своего существования и проживать ценность жизни в таких простых вещах, как, например, созерцание заката или распустившегося цветка. В данном случае речь идет о внутренней свободе - способности человека занять позицию в отношении своих страданий и обхождению с ними. Тогда появляются силы для того, чтобы пережить трагедию и при этом - вырасти и стать сильнее. Освободившись из концлагеря, Франкл написал свои знаменитые книги и дал начало новому направлению в психотерапии.

Марина Селина

Оригинал здесь

Психология

Previous post Next post
Up