Византийская иконография Преображения 9.

Aug 21, 2020 22:58


106 (28). В пещерной каппадокийской церкви «Чарыклы килисе» («с сандалиями», 11 в.) сцена Преображения размещена между «Вознесением», где явлена была божественная природа Христа, и «Рождеством», где Он рождается в мир как Человек. В Преображении же обе природы Богочеловека явлены в гармонии - нераздельно и неслиянно - соответственно, икона Преображения помещена на своде между «Вознесением» (в люнете и своде над нею) и «Рождеством».





*

107 (29) В «Темной» церкви, расписанной тем же художником, «Преображение» размещено на западной стене над выходом - прямо напротив композиции «Деисис» в алтарной апсиде, где Христос показан как Судия Страшного Суда. Таким образом, налицо связь события Преображения со Вторым Пришествием Христовым.



* * *

108 (49). Кипр, церковь свт. Николая «под крышей» в Какопетрии, роспись 11 в.

«Преображение» рядом с «Воскрешением Лазаря» показывает явление Божественной силы Христа.



* * *

109. В церкви св. Димитрия в Пече (Сербская Патриархия, Метохия, роспись 14 в.) особенно ярко подчеркнуто явление Троицы. Сцена Преображения размещена в люнете рядом со сценой Крещения, когда также имело место явление Пресвятой Троицы в полном составе - Богоявление. Но если в сцене Крещения Св. Дух в энергиях и даже в зримом облике - «в виде голубине» - появляется из краешка (сектора) небесной сферы, то в «Преображении» эта сфера небесная показана целиком - Христос в ней пребывает как Сын Божий и Спаситель мира. Таким образом выявлен теофанический смысл обоих праздников.



* * *

Бывает, что принципы дополнения и противопоставления смыслов совмещены в пределах одной стены, где евангельские сцены располагаются рядом или под углом.

110 (58). В Палатинской капелле (Сицилия, Палермо, мозаика 12 в.) «Преображение» также размещена на стене среди чудес Христовых. Но вот Он, внизу, как Царь, входит в Иерусалим, но мы-то знаем, что Он идет на вольные страдания.



* * *

111 (64). В церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) икона Преображения также входит в цикл чудес Христовых.



Десница Бога Отца (в зените свода) благословляет Сына Своего и крещающегося в водах Иорданских (сошедшего в глубины водные, как во ад), и преобразившегося на горе Фавор (восшедшего на гору, как на небеса в Вознесении). В люнете размещено «Воскрешение Лазаря» как прообраз Воскресения из мертвых - сначала самого Христа, затем и всех людей после Второго Его Пришествия.

112. Под иконой Воскрешения Лазаря - по контрасту с чудесами - располагается сцена Оплакивания Христа и положение Его во Гроб после Его крестной смерти. Размещение чудес Христовых рядом с Его Страстями и погребением очень наглядно - до слез, до боли сердечной - показывает нам, что Сын Божий идет на них добровольно - за жизнь мира и ради нас, грешных.



113. В соборе свв. Архангелов Лесновского монастыря (Македония, 1347-48 гг.) по принципу антитезы «Преображение» располагается над сценами «Поругание Христа» и «Шествие Его на Голгофу». Такое соседство, конечно, сильно впечатляет - только что Христос явил ученикам Свою Божественную силу, и вот Он поругаем и унижен, как самый последний из людей.



* * *

114. В церкви свт. Николая Орфанос в Фессалониках (роспись сер. 14 в.) «Преображение» располагается в центре западной стены; выше - «Вознесение», которое являет Божественную природу Христа, ниже - «Успение Богородицы», справа «Вход в Иерусалим», слева от «Преображения» - снова по контрасту - «Распятие»…



*

115. «Преображение» в этом храме изображено в традиции «Тихого Света».



* * *

В самом деле, при сопоставлении сцен «Преображения» и «Распятия» возникает самый разительный контраст. Казалось бы, совсем недавно Христос на горе Фавор в сиянии нетварного света явил миру Свою Божественную славу. И вот теперь Он распят на Кресте, как преступник, и умирает, как смертный человек. Воистину, наше спасение куплено дорогой ценой. И мы должны с содроганием и благоговением ценить Его Жертву и Его драгоценную, пролитую ради нас Кресте Кровь.

116, 117. Стенная роспись в пещерной церкви «Саклы килисе» (Каппадокия, 11 в.).



Среди окружающих фигуру Христа небесных сфер центральная, ближайшая к Нему, окрашена в пламенно-алый цвет Божественных энергий, а крайняя - в воздушно-белый. Фигура Иакова справа от Спасителя на верхней фотографии еще цела, а на нижней от него осталась лишь шуйца с белым платком - росписи Каппадокии разрушаются буквально на глазах.



* * *

В.Д.Сарабьянов («Страстной контекст «Преображения» в византийском и древнерусском искусстве») настаивает на том, что такое соседство в храмах стран византийского мира не случайно, т. к. чудо Преображения рассматривалось не только как преддверие, но и как прообраз Воскресения Христова. Эту связь мы наблюдали в композициях самых первых христианских храмов, сохранившихся в Италии. Восточно-христианское искусство послеиконоборческого периода продолжает эту традицию не только в изображении шести- и восьмиконечного Креста в небесной сфере вокруг фигуры Спасителя, но также в размещении иконы Преображения рядом с композицией «Распятие», в том числе вблизи алтаря.

В.Д.Сарабьянов:

«Начиная с раннего послеиконоборческого периода, страстная интерпретация “Преображения” постепенно становится если не преобладающей, то, по крайней мере, одной из главных смысловых доминант в контекстуальном понимании этого сюжета. Наиболее ранние примеры подобного рода мы встретим в каппадокийских росписях X-XI столетий. Уже в Новой Токали килисе (950-960-е гг.) “Преображение” получает очевидный страстной контекст и программно выделено в системе росписи этого храма. Подробнейший евангельский цикл Новой Токали килисе на первый взгляд следует хронологической канве. Повествование начинается с “Благовещения” и, обрамляя основное пространство храма, включает 26 сцен из детства Христа и Его чудес, и лишь три композиции, расположенные в юго-западном углу храма, - “Вход в Иерусалим”, “Тайная вечеря” и “Омовение ног” - посвящены страстным сюжетам. Однако в восточной части храмовой росписи хронологическая последовательность нарушается, и “страсти” полностью преобладают. Конху центральной апсиды занимает монументальное “Распятие” расширенной иконографии, а под ним расположены четыре частично сохранившиеся, но легко распознаваемые сцены - “Погребение”, “Снятие с Креста”, “Сошествие во ад” и “Жены мироносицы у Гроба Господня”. Это исключительно редкое решение алтарной декорации как будто призвано проиллюстрировать толкование патриарха Германа: “[Церковь] есть образ распятия, погребения и воскресения Христова”. Чрезвычайно показательно, что тему смерти и воскрешения развивают “Успение” и “Преображение”, вынесенные в ниши [на самом деле в люнеты на ровной стене, а под ними небольшие четверть-сферические ниши жертвенника и диаконника с иконами Богородицы Умиление и Христом Пантократором, ныне утраченным - М.К.], фланкирующие алтарь, а потому являющиеся одними из самых обозримых сюжетов всей росписи. В контексте алтарной программы жертвенный символизм этих композиций представляется несомненным».

В.Д.Сарабьянов замечает, что часто в храмах византийского мира композиция Преображения, вопреки хронологии, размещается среди икон Страстного цикла. Роспись в уникальном - как по архитектуре, так и по живописной программе - храме «Токалы килисе» - первая по времени в этом ряду.



118 (26). Композиция «Преображение» на восточной стене храма «Токалы килисе Новой» («церковь пряжки»), Гереме, Каппадокия, роспись конца 10 в. Восточная стена отделена от наоса мощной аркадой. На стене было пять больших композиций (слева направо): 1. «Видение Иезекииля», внизу «Гостеприимство Авраама»; 2. «Успение» + удивительной красоты икона Богородицы «Умиление» в нише-жертвеннике; 3. «Распятие» в конхе алтарной апсиды - от нижних композиций с Воскресением сохранилась только верхняя часть; 4. «Преображение» + икона Христа Пантократора в нише диаконника (не сохранилась); 5. Не сохранилось ничего. На местах, где осыпалась живопись, проступили предшествующие изображения - красные кресты и сакральные узоры - зигзаги и «засеянное поле». (Туристка на фотографии, конечно, совершенно неуместна, однако по ней можно судить о высоте и ширине храма в длину - как видим, он совсем небольшой, но смотрится очень величественно).

* * *

119 (44). В церкви св. Георгия в Курбиново (Македония, 12 в.) икона Преображения написана на западной стене среди сцен, выявляющих Божественную природу Христа; снизу вверх: «Сошествие Св. Духа на апостолов», совмещенное видение Иезекииля, Исайи и Даниила, где Христос представлен как Ветхий Деньми - Превечный Бог - в окружении высших ангельских чинов; ниже слева направо: «Вход в Иерусалим», где Христос явил Себя как Царь и Спаситель-Мессия, «Успение Богородицы», где вознесшийся Христос является забрать душу Своей земной Матери в райские обители, справа «Преображение» и - под углом встык - «Распятие Христово» и «Снятие с Креста» Его безжизненного тела. Контраст разительный.



* * *

120-121 (46). И, наконец, чтобы плавно перейти к русской иконописи, рассмотрим расположение сцены Преображения в соборе Мирожского монастыря под Псковом (сер.12 в.), освященного в честь этого праздника.



Как видим, «Преображение» в этом соборном храме размещено в восточной - алтарной - его части на продольной оси среди икон Христа, выявляющих различные стороны его Лица. В куполе Он возносится на небеса и одновременно восседает на небесном престоле-радуге, а также является людям во Втором Пришествии как Царь мира и Судия (Деисис в конхе апсиды), ниже Его человеческий лик на убрусе, отпечатавшийся Его Божественною силой; далее Он - Предвечный Младенец и Агнец, приносимый на литургии, которая совершается на небесах, а на земле - точно под этим образом в алтаре; далее Он являет Свою Божественную силу в фаворском свете, а также первозданное человеческое тело, в которое мы все облечемся по воскресении из мертвых;



еще ниже (плохо сохранившийся, к сожалению) Престол, уготованный ко Второму и славному Его Пришествию, когда Он воссядет на него, чтобы судить воскресших из мертвых людей (в конхе апсиды), а молить за них будут Его земная Матерь Богородица Мария и Предтеча Его Иоанн. Еще ниже - причащение Апостолов Его Честной Кровию и Телом, и совсем внизу - служба св. отцов и земных священнослужителей в алтаре.

Иконографическая программа Преображенского собора Мирожского монастыря столь же грандиозна, сколь и уникальна: на этом месте - на полуциркульном своде между куполом и апсидой - обычно размещается композиция Вознесения (здесь она в куполе). И размещение иконы Преображения на своде вимы - на очень заметном месте в общей иконографической программе восточной стены - объясняется не только посвящением храма этому празднику.

В.Д.Сарабьянов:

«В соборе Мирожского монастыря первостепенно важным является догматическое содержание росписей, которое оказывается в русле богословских споров XII в. о двух природах Иисуса Христа и сущности евхаристической жертвы. Многочисленные образы Бога Сына, расположенные по оси восток-запад, раскрывают Его ипостась во всей полноте догматики. Спаситель предстает здесь и как Судья, и как Жертва, а в композициях алтаря и купола преимущественно выделена тема неслиянного соединения во Христе божественной и человеческой природы. Поскольку на горе Фавор Спаситель впервые воочию открыл апостолам Свою сущность Бога, то в данном контексте этот сюжет следует понимать как образ явления божественной природы в воплотившемся Христе, то есть как лейтмотив всей храмовой росписи. Такой трактовке соответствует и композиционное построение сцены с очевидным выделением в центре свода теофанической части изображения, тогда как повествовательная часть сюжета с апостолами вынесена на щеку конхи и склоны свода вимы и имеет явно второстепенное значение. Кроме того, в расположении композиции явно акцентируется страстной символизм сюжета. «Преображение» располагается между «Деисусом» в конхе апсиды и Христом Эммануилом в медальоне, занимающим зенит восточной подпружной арки. Оба эти образа имеют акцентированную страстную символику. Трон, на котором восседает Христос-Судья в «Деисусе», имеет белый покров, который уподобляет его алтарному престолу, а Самого Спасителя - Агнцу. В свою очередь, Эммануил для XII в. становится самым ёмким образом предвечной Жертвы Иисуса Христа. В таком обрамлении «Преображение» является своего рода знаковым образом страстей Христовых. Таким образом, именно теофанический и страстной контексты являются определяющими факторами выделенного положения композиции в алтарной программе собора Мирожского монастыря».

Я бы добавила, что икона Преображения органично вписана в евхаристический контекст всей программы росписей восточной части храма - алтарной апсиды с куполом вкупе.

Остается добавить, что такое расположение различных икон Христа в одну линию по оси восток-запад очень характерно для византийских, а затем и древнерусских храмов, продолжающих традиции византийского церковного искусства.

* * *

Previous post Next post
Up