Византийская иконография Преображения 8.

Aug 21, 2020 22:13


А пока несколько примеров икон Преображения с геометрической конструкцией такого типа, в центр которой помещена фигура Спасителя. Сначала с едва заметным, мягким сиянием ромбов и углов в небесных сферах.





92. Церковь Преображения - Спаса на Ковалеве, близ Новгорода, роспись 1380 (реконструкция из кусочков; как известно, храм был разрушен во время немецкой оккупации в Великую Отечественную войну).

Нежное голубое сияние - цвета дневного неба на фоне темно-синего неба ночного.

* * *

93. Мистра, церковь Богородицы Перивлепты, роспись 1350-80 гг.



Небесная конструкция почти такая же, как в церкви Спасо-Преображения на Ковалеве, лишь немного усложнена дополнительными углами, образующими многолучевую звезду - общая конфигурация напоминает ледяной кристалл или хрусталь небесных сфер.

Заметим, по ходу, как много дополнительных деталей по сравнению с далеким уже 6-м веком теперь возникло: здесь показано, как Христос ведет апостолов на вершину горы, а затем как они после чудесного видения, после неземной радости ощущения рядом с собой Божества спускаются вниз, снова погружаясь в наш падший мир, полный горя, грехов и низменных страстей, где их Учителя в скором времени ожидает позорная казнь. Эта деталь встречается, хотя и не часто, уже в 12 веке. Но множество горок и деревьев - черта уже 14 века.

* * *



94. Мозаика в церкви Св. Апостолов в Фессалониках (1312-15 гг.) к сожалению, изуродована нелюдями-оккупантами, польстившимися на тонкую золотую прокладку в тессерах фона, но основные фигуры композиции все-таки остались; каким-то чудом сохранившаяся изумительной красоты многослойная розетка-«мандала» - образ Рая - в зените свода (очевидно, слишком хлопотно было выковыривать золотые кубики из тонкого узора) так же, как в храме Богородицы Перивлепты в Охриде (64) и Одигитрии в Пече (80), показывает, что в Преображении Царство Божие явлено на земле. Цвета внутри овала и фигуры из углов - синий и голубой, т.е. опять перед нами сапфировое сияние божественных энергий.

Три последние иконы с изображением нетварного света в виде круга с двумя четырехугольниками сделаны в традиции изображения света тонкого, «тихого» - «умного».

* * *

А вот примеры сияния более яркого, контрастного.



95. Фреска в Церкви Богородицы Пантанассы в Мистре, 1428 г.

Обратим внимание, что стороны четырехугольников стали вогнутыми, т.е. форма их стала приближаться к форме Креста, а прямые углы - острыми, как на мозаике 5 в. (81).

* * *

93. Грузия, храм Успения монастыря Зарзма, роспись 14 в.



«Преображение» на северной стене в непосредственной близости от алтаря написано по той же схеме с небольшим усложнением формы внутреннего ромба (76-78).

* * *

Позднее в сложной конфигурации Христовой мандорлы появляются разные цвета - как правило, к небесному синему добавляется энергийно-красный.

97. Фреска на своде церкви св. Пантелеймона в Нерези (второй вариант - роспись 16 в. на месте утраченной росписи 12 в.).



* * *

В Греции уже в поствизантийскую эпоху в афонских и метеорских монастырях, бережно хранивших традиции византийского сакрального искусства, при сохранении общей структуры иконографии Преображения появляются геометрические конструкции, перегруженные деталями, которые несколько затемняют общий смысл. Общее впечатление они производят, скорее, декоративное, хотя выглядят очень внушительно и красиво.

98. «Преображение Христово» на грандиозной фреске в афонском монастыре Дионисиат (роспись 16 в., художник Феофан Критский) располагается в конхе апсиды (в данном случае боковой), как и предельно лаконичная мозаичная композиция в монастыре св. Екатерины (11), с которой мы начали наш обзор иконографии этого праздника. Можно вернуться к началу и сравнить.



*

99. Аналогичная композиция того же художника в метеорском монастыре Преображения (Мегало Метеорос) выглядит более драматично - апостол Иаков не просто рукою закрывает глаза от нестерпимого света, как в Дионисиате, но от видения преобразившегося Учителя буквально опрокинулся навзничь.



Феофан Критский часто повторяет раз найденную формулу, каждый варьируя детали - очень интересно наблюдать за творческим процессом художника. (То же самое можно сказать о каппадокийском художнике 11 в. (27-29) ).

* * *

Современные греческие художники предпочли средний вариант: без лишних деталей (нет Христа с апостолами, восходящими на Фавор и спускающимися) и с двойным квадратом в круге, хотя и без красного цвета.



* * * * *

Теперь хотелось бы поговорить о размещении иконы Преображения в интерьере византийского храма. Дело в том, что окружение той или иной композиции очень важно - соседние изображения могут подчеркнуть и углубить заложенные в рассматриваемой иконе богословские смыслы. Принцип размещения икон праздников рядом может быть двояким - по аналогии и по контрасту.

В конхе апсиды икона Преображения (как, впрочем, и всех остальных праздников) изображается крайне редко. Обычное место ее - среди икон других евангельских событий.

101. Начнем мы с уникальной росписи 10 в. в куполе храма монастыря Аль-Суриан в Нитрийской пустыне Египта, где коптские монахи продолжают традиции первых веков христианства (хотя, истины ради, придется напомнить, что они не приняли решений 4 Вселенского (Халкидонского) собора и доныне пребывают в расколе, но это никак не мешает нам восхищаться традиционным искусством христианского Египта).



Четыре сюжетные иконы образуют равносторонний «греческий» Крест с расширенными концами на фоне растительного узора, исполненного нежными пастельными красками - райский сад выглядит как бы «непроявленным», пребывающим в ином, тонком мире. Общую композицию купола венчает осьмиконечный Крест - духовный центр и «хранитель всея вселенныя».

В каждой из ветвей Креста располагается сложная композиция четырех Богоявлений - двух ветхозаветных и двух новозаветных. И все настолько интересны, что стоит рассмотреть все четыре, тем более, что они тесно связаны между собою по смыслу.

Начнем с Богоявлений ветхозаветных, служащих прообразами и пророчествами к событиям Нового Завета.

102. В первом секторе мы видим совмещенные воедино видения двух пророков - Иезекииля и Исайи: радужный Престол, на котором восседает Сын Божий до воплощения, но в «подобии» человека. Он - Божественный Разум, Логос, поэтому в шуйце у Него Книга Закона, на основе которого сотворен мир и все, что в мире. Икона подписана - «Эммануил», хотя Сын Божий показан с небольшой бородою, а не отроком, как обычно. Чуть ниже серафим в виде третраморфа (как видим, художник не проводит различия между чинами херувимов и серафимов) вкладывает горящий угль в уста Исайи, другой вкладывает в уста Иезекииля свиток пророчеств. В центре стоит престол со Святыми Дарами.





103. Богоявление второе - видение Даниила: на престоле (также в голубой мандорле) восседает Христос (на это указывает кресчатый нимб) Ветхий Деньми - Судия последнего Суда - в окружении сонма ангелов; под ногами Его огненная река, готовая излиться наружу. На Него указывает Даниил внизу (с правой стороны). И там же в центре Мелхиседек причащает Авраама (за спиною его стоит Исаак) из чаши, взятой опять же с евхаристического престола, который символизирует священство Христа - «по чину Мельхиседекову».

*

И два Богоявления новозаветных, первое из коих - Преображение.

104. И здесь Христос стоит в голубой мандорле, причем, прозрачной - пророки Илия и Моисей наполовину пребывают в ней, наполовину снаружи - очевидно, так показано промежуточное их состояние в данный момент - как бы на грани между миром тонким и земным. Исходящие от Христа лучи света, как обычно, образуют осьмиконечный крест-звезду. Но самое интересное здесь - образ Спасителя - Иерея, показанный через специфическую прическу - короткие волосы, уложенные «венцом», и небольшую бородку - именно так выглядели священнослужители, начиная примерно с 5-6 вв. (подробно об этом в очень интересных статьях А.М.Лидова «“Христос-Священник” в иконографических программах ХI-ХII веков», «Образ “Христа-Архиерея” в иконографической программе Софии Охридской», «Образы Христа в храмовой декорации и византийская христология после схизмы 1054 г.», а также в моей работе «От Воскресения до Вознесения» в главе о явлении Христа в Эммаусе). Как видим, композиция уникальная, в которой присутствует дополнительный смысл священства Христа - «Приносящего и Приносимого» за жизнь мира, чего упавшие наземь ученики вместить тогда еще никак не могли, как не могли они видеть и Нового Иерусалима, который  уже брезжит где-то вдали…





105. И последнее явление воскресшего Сына Божия на земле - Его прощание с апостолами и Вознесение на небеса, причем, возносят Его - также в синей небесной сфере (вернее, в яйце) - те же Архангелы четырех ветров - они же суть миродержатели концов земли и престола Божия в видении Иезекииля, которому они показались в виде «животных», а теперь приняли вид человеческий. Круг замыкается, как замкнется линейное время при Втором Пришествии Христа, которое обещают «мужи в белой одежде» апостолам (здесь они показаны в образе старцев - тоже необычная деталь).

Как видим, четыре уникальных композиции объединены общей идеей - царства и священства Христа по чину Мельхиседека. Все четыре композиции написаны по единому плану: Христос-Логос в синей мандорле на розовато-красном фоне энергий Св. Духа в верхней части и люди на синем фоне в нижней. Четыре композиции воспринимаются как единое целое - в неразрывной связи Ветхого Завета с Новым, где спасительную миссию исполняет Мессия-Христос - Предвечный Бог-Слово и Человек, пришедший в мир «не нарушить Закон, но исполнить».

* * *

Previous post Next post
Up