Византийская иконография Преображения 7.

Aug 21, 2020 21:58


В том же 14 в. на фресках Преображения в некоторых византийских храмах внутри небесных сфер (часто яйцеобразных), помимо лучей света - энергий Св. Духа, появляется ромб - как бы прореха, рана в тонкой, подобной ткани, преграде, отделяющей небеса материальные от небес духовных, разверзшихся, чтобы явить Божество Сына.





76. Мистра, церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) монастыря Бронтохион, роспись 1312-22 гг.

* * *

Свечение божественных энергий такой конфигурации встречается в храмах не только на территории Греции, но по всему византийскому миру, в том числе на Балканах.

77. Роспись в пещерной церкви в Иваново, Болгария.



* * *

78. И вот Христос, преобразившийся перед апостолами - на фреске в церкви свт. Афанасия Музаки в Кастории (1383-84 гг.).



Сияние энергий Святого Духа также показано ромбом в круге, а вся конфигурация с дополнительными лучами в углах ромба символизирует явление Пресвятой Троицы в полном составе.

* * *

79. В той же Кастории, но в другой церкви - Таксиархов (Предводителей Бесплотных Сил, роспись 1440 г.) - примерно такая же фигура - полупрозрачный ромб, вписанный в круг, и, кроме того, такие же концентрические полукруги вокруг небесных собеседников Спасителя - Моисея и Илии, показывающих неотмирность их явления; в ромб с лучами, однако, помещен только Сын Божий, духовный уровень Которого даже во плоти неизмеримо выше уровня пророков.

Ниже расположена еще одна теофания - «Успение Богородицы», где Сын Божий - в такой же ромбовидной мандорле - держит на руках только что покинувшую тело душу Своей Матери земной, которая на наших глазах становится также Царицей Небеси и земли. Таким образом, и здесь Христос пребывает в лоне Небесной Своей Матери, но там же оказывается и душа Его Матери земной как Девы изначально тварной природы.



И, как видим, эта символическая фигура - ромб в круге или без оного - появляется не только в иконах Преображения. Что же это за фигура? Посмотрим, где она еще встречается.

* * *

80. В церкви Богородицы Одигитрии в Пече (Сербская патриархия, Метохия, 14 в.) на своде боковой полуциркульной арки размещены сцены Рождества и Крещения Господня, но, к сожалению, от изображения Крещения на противоположной стороне почти ничего не осталось (только голова Иоанна Крестителя и надпись). Довольно часто две сцены по склонам свода объединяет символическое изображение сакрального пространства в зените (64). Но здесь, на этой сербской фреске, показана удивительная вещь - в данном случае символ сакрального пространства показан как многослойный ромб - указание на разверзшиеся небеса, а также рождающее материнское лоно (о том, что две символические фигуры - круг и ромб - взаимозаменяемы, подробно раскрыто в теме Рождества Христова). Казалось бы, разверзшиеся небеса, скорее, относятся к иконе Крещения: «Иисус, крестившись, молился, открылось небо, и нисшел Дух Святой…» (Лк., 3:21). Небеса разверзаются во время каких-то важных событий в земной жизни Спасителя, когда все Три Лица Пресвятой Троицы зримым образом являются на земле. И разверзается - буквально разрывается - небо материальное, чтобы на падшую землю могло ворваться сакральное пространство - «небеса», во множественном числе, так как «небеса» духовные или рай мысленный - многослойны и многомерны, в отличие от нашего земного трехмерного мира («В дому Отца Моего обители многи суть» Ин. 14:2). Разверзлись, раскрылись небеса также и в момент Воскресения Христа - это очень красочно описано в апокрифическом Евангелии Петра. И то, что эта «прореха» в небесах на печской фреске относится к обеим композициям - Рождеству и Крещению - говорит о том, что небеса разверзлись также и в момент Рождества Христа - Спасителя мира - на Земле. Так что всё правильно - ведь ныне в недрах Земли рождается не обычный ребенок, но Предвечный Младенец, Логос воплощается на Им же Самим сотворенной, но падшей по вине человека Земле. Земная Дева становится Богородицей - Царицей Небеси и Земли, зримым образом Великой Матери, Платитерой - Ширшей Небес.



Таким образом, на иконах Преображения Сын Божий как бы помещен в лоно Своей Небесной Матери (87). Собственно, это вариант размещения фигуры Спасителя в овальной - яйцеобразной - мандорле (подробно об этом в работе «Заступница Усердная» об иконе Богородицы «Знамение»). Христос-Жизнодатель в яйце - символе зарождения жизни - это такой же антиномичный и парадоксальный образ, как догмат о Нем как Приносящем и Приносимом - Жреце и Жертве одновременно. Когда же изображение Сына помещено в ромб, то этот образ-парадигма (по удачному выражению А.М.Лидова) четко ассоциируется с образом-парадигмой более широкого охвата, а именно - с древнейшим сакрально-символическим узором «засеянное поле», органично усвоенным христианским искусством (об этом тж. в работе об Успении Богородицы).



81. Фессалоники, храм-ротонда св. Георгия с мозаиками 5 в. Мозаичный узор на нижнем своде одной из боковых арок. Эта усложненная «логосная сетка» интересна тем, что квадратики с точками-логосами помещены в круги, перекрывающие друг друга и сцепляющиеся наподобие кольчуги, а между ними (в мандорле или фигуре «рыбий глаз») еще и красный гамматический крест - свастика - символ торсионного вращения божественных энергий. «Языческая» символика переосмыслена в христианском ключе. В бордюрной ленте «логосы» уже раскрыты в творение - в квадратиках размещены разные фрукты и птички, и все вместе образует раннехристианский образ Рая, где «засеянное поле» являют собою Древо Жизни. На самом деле узор «засеянное поле» (даже самый простой) отражает принцип устройства живых клеток с ядром, а также строение атома с ядром в центре. Но древние-то этого не знали!

Теперь каждое «зернышко» в «квадратно-гнездовой посадке» можно понимать как мельчайшую информационную единицу в программе Творения мира - логос, сеемый Логосом (не случайно Христос рассказывает ученикам притчу о Сеятеле!) и оживотворяемый Св. Духом, Который огненным Ветром-Птицею носился над первозданными водами. Таким образом, Логос в ромбе (яйце) являет Собою как бы общий образ логосов, собранных воедино в Сыне - Логосе или Божественном Разуме. Необыкновенно ёмкий, символически насыщенный художественный образ, явленный в византийском сакральном искусстве, в том числе на иконах Преображения, начиная с 14 в.

Кроме того, так показывается полная неотмирность, Божественная природа воплотившегося Сына Божия, присно пребывающего в лоне Своей Небесной Матери и в недрах Пресвятой Троицы. Таким образом, икона Христа в ромбе (как в некоей своеобразной «рамке») - независимо от того, в Воплощении или до него - символизирует Его Богосыновство.



82. Спас Эммануил. Собор св. Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония, роспись 1376-78 гг. Интересно, что здесь внешний полупрозрачный белый ромб не имеет углов.

* * *

Таким же образом изображен Христос-Эммануил - Сын Божий до воплощения - в изображении видения пророка Иезекииля.



83. Афон. мон. Дионисиат, роспись 16 в. (художник Феофан Критский). Христос Эммануил - еще не родившийся во плоти - восседает на небесном престоле в сиянии тонких лучей света; Он является пророку из недр Пресвятой Троицы, символически показанной многослойным световым ромбом в круге (как бы «внутри» Отца и Св. Духа), Сын присно там рождаемый. Но поскольку Он показан (и пророку, и нам на иконе) в человеческом облике, то мы видим Его и как Сына земной Девы - «непреложно вочеловечшася». Но и на иконах Преображения мы видим то же самое - Сына Божия и Сына Человеческого одновременно - как Он показан внутри ромба в круге (или яйце).

* * *

Христос ДО Воплощения - как Ангел Великого Совета - может также изображаться с ромбовидным нимбом.



84. Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде, роспись в нартексе - «Пир Премудрости», 1295 г. Художники Евтихий (и Михаил) Астрапа.

* * *

Так же - с ромбовидным нимбом - Он изображается на иконах ПОСЛЕ Своего Воскресения - в новой преображенной плоти.



85. Явление Христа апостолам после Воскресения. Афон, собор Протата в Карее, фреска Мануила Панселина, нач. 14 в., фрагмент.

* * *

Интересно, что такой ромбовидный нимб как указание на неотмирность Сына Божия даже во плоти появляется также в нимбе Христа преобразившегося, т. е. показавшего Свою не только человеческую, но и Божественную природу.



86. Греция, церковь Панагии Олимипиотиссы в Элассоне, росп. 13 в.

Сакральная фигура, таким образом, удваивается, приобретая, наконец, форму, которая с конца 14 в. укоренится в традиции.

87. В Марковом монастыре, в цикле Акафиста (14 в.) мы видим вот такую интересную икону Богородицы с Младенцем - уже рожденным или только готовым родиться (вариант иконы Бородицы Никопеи, подробно об этом в работе «Заступница Усердная»).



*

Вообще эта геометрическая конструкция - двойной четырехугольник, часто в круге - символ весьма древнего происхождения. Мы можем найти ее, например, на напольных мозаиках в древнеримских домах, где она исполняла функцию оберега в форме мандалы - символической модели мира.





88, 89. Римские напольные мозаики в разных концах Ойкумены - в Испании и в Ливане.

Такого типа символические фигуры благополучно перекочевали в христианские храмы. Особенно эффектно они смотрелись, будучи расположены на полу прямо под куполом, зеркально отражаясь по принципу «что наверху, то и внизу» (если перефразировать известное выражение в христианском ключе).

Но и на сводах, и в куполах христианских храмов они тоже есть - как некие образы Рая или символические модели мира (1, 32-34, 39-42, 94).





90. Собор Сан Марко в Венеции, символический образ мира в зените купола Иосифа с восьмиконечной звездой в центре, мозаика 12 в.

91. Монастырь Хора Зоон в Константинополе. В зените купола с композицией «Детство Богородицы Марии» эта фигура в высшей степени уместна как очень тонкий намек на будущую роль Пресвятой Девы в Боговоплощении (подробно об этом в работах о Рождестве Богоматери и Введении Ее во Храм).

С самых древнейших времен круг мыслился как графический образ небосвода, а квадрат - образ земли, сторонами обращенный на все четыре стόроны, небосвод же укреплен на четырех столпах по углам этого квадрата («на столпах укрепил ю есть…» Пс. 103). В основе же его лежит крест - простейшая геометрическая фигура с четырьмя отрезками-векторами, расположенными под прямым углом.

Зачем, однако, понадобился второй квадрат (вернее, ромб)? Два квадрата могут обозначать только одно - землю в двух ее состояниях: нашу, материальную землю падшего мира и землю райскую, оставшуюся в тонком мире, из которого «выпала» наша земля после грехопадения прародителей и которая ожидает нас после Второго Пришествия Христова и восстановления людей в их первозданном достоинстве (подробно об этом пишет еп. Василий (Родзянко) в книге «Теория распада Вселенной и вера отцов»). При этом земля эта - одна и та же, поэтому квадрат и ромб переплетаются, т.к. земля райская и земля падшая взаимопроницаемы; земля райская ныне пребывает в ином измерении, одновременно проникая на нашу материальную землю, - она дает о себе знать в вызывающей изумление и восхищение красоте и гармонии природы, в циклической смене времен года, через которую к нам как бы пробивается спиральное райское время, во всем добром и прекрасном, что мы видим вокруг. И поскольку Христос в Преображении показал апостолам именно это - Свою двойную природу - не только божественную (на иконах Преображения она графически обозначается как круг или яйцо вокруг Его фигуры), но и человеческую - тело первозданного человека, взятого из праха земного - то два квадрата - две земли - райская и падшая в их единстве и взаимопереплетении - здесь совершенно уместны и логичны. Особенно понятно это становится, когда квадраты приобретают разную окраску. Красный может обозначать землю («адама» - «красная земля») нашу, материальную, синий - землю небесную, райскую. Или наоборот: красный как цвет огня может обозначать землю райскую, пронизанную светом божественных энергий, а синий как цвет ночного неба и воды - землю, вместе с Адамом и Евой впадшую в греховную тьму. Трехслойная же структура не только кругов, но и квадратов на иконах может указывать не только на уровни или градации небесных сфер, но и на сложный, тройной состав человека - тело, душу и дух. Таким образом с помощью этой символической фигуры показывается двоякая природа Богочеловека Иисуса Христа - божеская и человеческая, причем, человеческая тоже двоякая - тело в «ризах кожаных» падшего Адама и сокрытая под ними его же природа первозданная.

Итак, со временем изображение сияния вокруг Христа усложняется, на первоначальный образ осьмиконечного креста-звезды за спиною Спасителя накладываются углы и ромбы исихастских веяний, а, может быть, также всплывает из глубин памяти («коллективного бессознательного», так сказать) графика переосмысленной в христианском ключе римской мандалы - переплетающиеся в круге квадраты и ромбы, у которых вытягиваются углы, приближаясь к форме раннехристианского восьмиконечного креста-звезды. И вот эта великолепная модель космоса уже сияет лучами божественного света на византийских иконах Преображения, где Христос предстает перед молящимися как истинный Владыка мироздания, вседержительство которого распространяется во все концы сотворенного Им мира. Вместе с учением свт. Григория Паламы эта прекрасная иконографическая находка проникает во все концы православного мира. Особенно полюбилась она на Руси и стала употребляться не только на иконах Преображения, но также в нимбах Спаса Эммануила и Софии Премудрости Божией, Св.Духа и Бога Отца, а также на иконах «Спаса в силах» и Богородицы «Неопалимой купины».

Previous post Next post
Up